Консультация психолога
Проблема, с которой я обратилась - ребенок неправильно реагирует на слово "нельзя" - сообщает, что это нельзя и специально это делает.
Услышала много интересного. Ребенок уже много может, и его это окрыляет. Он учится спорить и конфликтовать, для него это полезно. Нам предписано не бояться с ним спорить и конфликтовать (у меня это, возможно, немного присутствует, я всегда стараюсь избежать шума, слез, бодания в лоб, когда можно просто переключить внимание ребенка).

Нарушать "нельзя" для него это игра, делать то, что нельзя и получать нашу эмоциональную реакцию.
Он может делать это и для привлечения внимания (вот это точно) и для того, чтобы показать свою власть (по-моему не наш случай).
Советы получили следующие, жирным выделяю то, что мне показалось особенно важным:
Систему нужно перестроить так, чтобы ребенок понимал, что "нельзя" - это не шутки. И это должны понимать одинаково все члены семьи (у нас бывает, что кто-нибудь, например, старшая сестричка, улыбнётся при виде хулиганства)
1) говорить "нельзя" совершенно не эмоционально, ровным тоном.
2) рядом с каждым "нельзя" должно быть "можно", в каждом случае: "это нельзя, а это можно"
Нам посоветовали найти специальные книги, чтобы их можно было бросать. Этот совет мы единодушно отвергаем, уважение к книгам - это святое. Но я согласна предлагать ему другие предметы, чтобы он их бросал вместо книг.
3) Все должно быть поделено на три зоны:
красная зона (совать пальцы в розетку, бежать под машину) - нельзя никогда
желтая зона (всегда объясняя, максимально просто, почему сейчас нельзя а в другой ситуации можно)
зеленая зона - можно.
4) Ребенку нужно давать иллюзию выбора, предлагать выбор в мелочах.
5) С одеванием - спрашивать, что хочет одеть сам, а в чём ему помочь.
5) Если ребенок плохо спал, капризничает - больше идти на уступки взрослым.
6) Капризничает, но истерики ещё нет - опуститься на уровень его глаз, можно взять за плечи, чтобы был зрительный контакт и объяснять: "ты обижен", "ты сердишься", "тебе грустно", "ты расстроен, потому что конец игры" и т.п.
Говорить нужно короткими фразами, 2-3 слова с паузами.
Это действительно ценный совет, уже опробовала.
7) В истерике - просто находиться рядом, эмоционально никак не включаясь (истерик нет уже месяца 3, но может ещё будут, так что запомню себе).
8) У обоих детей (что 3, что 8 лет) игра - основная деятельность. Если игру нужно прекратить, нужно давать время доиграть (на часах, чтобы ребенок понимал сколько он играет) или обязательно говорить: "мы вернёмся и ты продолжишь играть"
9) Ребенку очень полезно рисовать на вертикальных поверхностях, так что достаём мольберт
10) У ребенка должно быть пространство, где можно лить воду и пачкать:)
11) Если нужно быстро убрать игрушки, а ребенок теряется куда что класть и играет в игрушки, вместо того, чтобы убираться (это совет для нашей старшей) - заводим дополнительный ящик, чтобы убрать туда всё, что валяется, а потом разобрать.
Посоветовала прочитать книги:
Петрановская "Тайная опора"
и
Гиппенрейтер "Общаться с ребенком. Как?"
Про обе книги я слышала, наверное, пришло время прочитать.