Эмпатия и трудолюбие
Эмпатия и воспитаниеНе первый раз приступаю к созданию записи под этим заголовком, но мысль не ложится легко. Навеяно характером младшей дочки (4,5 г.), которая условно очень эмпатична, все делаем вместе, помогает мне и вместе с тем подвержена сильному негативизму в вопросе доведения дел до конца, самостоятельности, начала дела. Очень легко скатывается в обиду и какое-то депрессивное нежелание что-то делать.
Итак, простыня тут:
Смотря на ситуацию с разных углов:
- С одной стороны, вышеописанное - это признак неуверенности. Мой муж думает также. С другой стороны, она прямо очень четко знает чего хочет и чего не хочет, у нее есть какой-то метафорически "низкий центр тяжести" в личности, и такая она вся grounded, то есть в близком контакте с телом, но при этом очень чувствительная.
- С физиологической стороны, она хочет ровно то, что ей неполезно. У нее, судя по всему, предрасположенность к астме и (возможно) к диабету. Хочется ей лежать на диване, далеко никуда не ходить, питаться исключительно макаронами и сладостями. Очень легко пухлеет и набирает вес за 2 дня пребывания у бабушки. Здоровая еда, понятно дело - частая причина слез и истерик (не круассан, не булка, не макароны = караул)
- Частично, причина может быть в старшей сестре, которая естественно полная противоположность по характеру, ребенок головы, труда, и обязательно исполнения задуманного. Но, похожую ситуацию я знаю из семейных историй и уже выросших взрослых, кто были старшими. Условно(!), эмпатичный подросток-взрослый, испытывает сильные трудности с учебой, отказывается продолжать учебу, считает, что ему нужно другое и родители все испортили и тд. В современном подходе принято винить в этом случае дисциплину, условно консервативный подход (я понимаю под этим последовательное обучение навыкам снаружи по средним стандартам развития, с объяснениями, ну и достаточное главенство дисциплины и послушания.).
Теперь к сути вопроса. Теория привязанности гласит, что развитие ребенка идет само в ситуации безопасных отношений и привязанности, плюс в векторе на отделение ребенка (воспитания самостоятельности), авторитете родителя, который заботится о ребенке и отношениях, с механизмом (более или менее) копирования взрослого.
В ситуации с эмпатичным ребенком, он сам сильно стимулирует привязанность, естественно мама отвечает тем же, по себе сужу. Совместной деятельности достаточно. Откуда тогда проблемы с трудолюбием?
Из причин, что мне приходят в голову:
- Мама не поощряет самостоятельность и несовместную деятельность?
- Недостаточно авторитет? (границ и толики дисциплины)
- Копирование у взрослого несознательных и задрапированных желаний :))?
- Разделять с "успешной" старшей. (больше индивидуального времени)
- Надо просто еще ждать?
Из серии "что делать-то"?
- отрывать ребенка от себя или нет? (настаивать на самостоятельных навыках, сон и прочее). С одной стороны вроде бы категорическое нет, а с другой стороны "такой симбиоз" - немного нездоровый.
- как вписать такого ребенка в школу-образование? Исходить, что нужно больше времени для овладевания навыками разума и самодисциплины?
- дать условно стандартный путь до 18, потом пусть сам решает (меняет подход и сферу деятельности)?
Буду рада услышать ваши мысли!