Зимнее чтение: февраль 2022
Повесть была в коротком сезоне
Как начинается дружба?..
Мне кажется, что это один из самых важных вопросов этой истории.
А ещё: неужели все знают, что тебе нужно, лучше тебя самого? так ли это?
А ещё: как одиноко может стать подростку среди людей, среди любящих его людей...
Цитаты из совершенно других книг пришли сразу на ум после чтения этой истории:
"Трусость, несомненно, один из самых страшных пороков.
- Нет, философ, я тебе возражаю. Это самый страшный порок".
и
"Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти. Ибо бывает такое время, когда непременно надо хоть куда-нибудь да пойти!"
Обложка у книги будет тревожная, даже мрачная, название-приказ,
а финал хороший, за душу берущий...
Ведь:
Нет, ребята, всё не так!
Всё не так, ребята...
Я уже понимаю, что Лилия Волкова - мой автор, все три повести, участвовавшие в "Книгуру", мне понравились. Две уже изданы, осталось дождаться "Театр "Хамелеон"".
но я читала вариант этой повести под названием
"- А я вообще такая, - вызывающе ответила Настя, - незаметная".
Действие в Москве, в конце 90-х...
Главная героиня -
Настя, которая учит французский в школе только потому, что незаметная, а родители, люди скромные, не скандалили, не требовали перевода в английскую группу.
Настя, которая учится в музыкальной школе только потому, что отец её работает настройщиком в музыкальной школе.
Но и с французским всё в порядке, и в музыкалке её хвалят. А она страдает, что незаметная, ничем не выделяющаяся и поэтому готова даже вышивать в вагоне метро:
"Не в ее это характере. А ведь смогла же! Мир доброжелателен к тем, кто имеет смелость быть не как все, мир отзывается, стоит только погромче
крикнуть. Почему эта простая мысль прежде не приходила ей в голову? Сколько времени потеряно зря!"
Она хочет выделяться? Зачем? Чтобы нравиться? Нравиться людям вокруг или себе?
Вроде всё нормально: как раз в подростковом возрасте и приходит состояние недовольства собой, и тем, чем ты занят. Но как-то всё это фрагментарно и схематично в повести. Расшевелить мысль, а дальше читатели додумают, поразмышляют? Возможно.
Интересно вдруг начинается про окна, про свет в них, про это Настино увлечение - а потом вдруг обрывается.
В самом начале повести героиня сожалеет, что не стала заниматься гимнастикой, а ближе к финалу мы вдруг узнаём о её брошенном в детстве занятии рисованием. И герои второго плана появляются-исчезают, чаще всего оставляя вопрос: а зачем ты был нужен?
Более 10 лет назад повесть появилась. Издавало её "Эксмо":
но я нашла в сети её в к чему-то. Возможно, какие-то моменты в "Волчке" уже отредактированы, не знаю.
Для меня эта повесть - пёстрая мозаика и из сильных главок (главой не назвать - крошечные), дающих повод к разговору, и из очень странных.
Много линий, чёрточек, поворотов и изгибов, но вот рисунок у меня не сложился. Возможно, это мне нужно поменять угол зрения.
Мне эта книга показалась одновременно и затейливой, и простоватой.
Сложность точно будет для мало читающих, для тех, кто привык "глотать" истории, следя только за основной сюжетной линией, для тех, кто не любит историю и не хочет вникать в перипетии отношений в Средневековой Англии.
Главный герой гордится своими корнями, он много знает о своём роде, он учится на историческом факультете в Оксфорде. История - это то, чем он живёт. Если вначале какие-то пояснения, рассказы, погружения в эпоху тормозили даже моё чтение, то потом мне это стало нравиться!
Простоватым же в этой книге для меня стал рассказ о студенческой жизни в Оксфорде. Напились - поучились - хобби позанимались и т.д. Как-то простоват и сам герой, ему 19 лет (в процессе исполнится 20), а многие рассуждения на уровень 13-14 лет.
Сама идея возвращения к корням, взросление, переоценивание отношений в семье очень привлекательны.
Эпиграфы из английской поэзии вначале казались избыточными, а потом даже с удовольствием по ним предугадывала события.
Книга 12+, а герою 19-20 лет! Всё очень в рамках🙂.
И оставлю здесь на память работу Марии Пастернак "Одинокий рыцарь": кто прочитает - поймёт)))
"Даже теперь Зиссель не понимала, что произошло. Даже теперь не понимала, на какое зло способны люди. А понимала только, что должна подыгрывать им, если хочет остаться в живых. И она кивнула".
Очень небольшие главы, очень короткие предложения. Всё предельно чётко, события мелькают, время идёт и идёт. Есть в этом повествовании какая-то летописная неспешность и временами даже отстранённость. И как раз это действует очень сильно.
Вроде бы я и аннотацию прочитала, но ничего у меня мелькнуло - никакого узнавания. Тем интереснее было в финале, когда я наконец-то дотумкала, о какой притче речь. Подсказывать не буду😉.
"Он ее отец.
Он насильник.
Он царь.
Он убийца.
Он мудр и справедлив.
Он жесток и безжалостен.
Он божий избранник, всемогущий, богоподобный, а она - всего лишь его подданная, раба его прихотей".
Похоже, эта серия претендует стать второй любимой, пока попадание 3 из 3! (первая - конечно же, полосатая от РЖ)
Оставлю здесь несколько цитат:
"Но Каменотес не ожесточился, сохранил свой кроткий и добрый нрав. Он ласково гладил ее по голове и говорил:
- Лидия, рано или поздно все однажды попадают в ловушку и проваливаются в темную яму. Кто-то так и остается валяться в грязи среди ползучих гадов и медленно угасает. А кто-то ищет новую опору. Свет и тепло, щель, дыра, камень, на который можно взобраться. Даже обессилев от боли, голода и жажды, они умудряются выбраться на свет. А вновь поднявшись на ноги, смиряются с тем, что человек, может, и свободен, но не властен над ходом жизни. Так что не желай слишком многого. Грейся на солнце, ешь и пей, люби, плавай в воде, пока тело твое не одряхлеет и дни твои не будут сочтены. Это все, что у нас есть. Мы, смертные, можем кое-что решать в жизни и по мере сил заботиться друг о друге, но судьбы наши - в руках прихотливых богов".
о царе Соломоне:
"Он любил все, что не жаловалось, не молило и не причитало. Он любил все невинное и свежее, необычное и непредсказуемое".
"Царь Соломон навсегда запомнил тот полный свободы день, когда брат Адония преподал ему главный урок всей его жизни:
- Старайся собрать побольше осколков, Соломон. Так ты узнаешь, какой была вещь до того, как ее разбили."
И родная обложка:
У нас, конечно, серия, всё в тему, но как же хороша эта!
"Но, к сожалению, "всё будет хорошо" редко оказывается правдой. Просто потому, что есть вещи, которые до конца уже не исправить".
Несколько эпизодов из жизни 12-летней Цони. Странной Цони, Цони-одиночки, которая подружилась в бассейне с ещё более странным Вуком.
Соприкосновение двух разных миров.
Когда у тебя нет такой мамы:
"... дело просто в руках мати: они очень тонкие, но держат меня так крепко, что, кажется, могут защитить ото всех в мире бед".
и такого папы:
"Может, он так хорошо умеет слушать, потому что слышит больше, чем ему говорят"...,
вряд ли твой путь будет простым.
И плавать ты тоже не умеешь. И вообще: чем больше с тобой общаешься, тем больше удивляешься.
Это о взрослении, о принятии себя, о понимании других, но как-то очень бережно. Тут ведь и о домашнем насилии.
Про книги Штефани Хёфлер у меня в планах отдельный пост, как раз все три, изданные на русском языке, прочитаны.
"До Бога одинаково далеко как от неба, так и от земли. Неважно, бес ты или человек, важны лишь твои поступки. У каждого есть свобода выбора".
И обложка мрачная, и название такое же, а тем не менее эта история самая задорная из всего дневника чтения!
Тот случай, когда количество упоминаний наконец играет свою роль.
Выбирала из трёх историй автора, жребий пал на менее противоречивую, судя по отзывам. Теперь точно хочу продолжить знакомство с творчеством Ольги Фикс!
Не для детей и, думаю, даже не для подростков.
Две трети книги я пребывала в однозначном восторге от соединения реалий жизни в современном, очень религиозном Иерусалиме с некой мистической составляющей: бесы, демоны, голем... Ближе к финалу уже не было такого однозначного "верю", но всё равно книга понравилась. История с изрядной долей юмора, позволяющая на многое взглянуть со стороны. Сказка для взрослых, ну а сказка - ложь лишь отчасти, мы же знаем...
P.S.
Оля, у меня получилось?)