Детство – это период ошибок
Как часто нам приходилось ловить на себе свинцовый взгляд мамы или слышать ее поучающий голос «опять ты…», который вдруг окатывал нас леденящим душем и ставил зарубку на нашем детском восприятии себя - и вправду, опять я…
Но детство - это ведь период ошибок.
Дети живут настоящим моментом. Раз, и мы уже в мыслях в чем-то текущем, интересном, захватывающем. Мы забыли, убежали, не подумали. А где-то там осталась неубранные игрушки, невымытая посуда, невыполненное обещание. И нет ничего хуже, когда вдруг из упоительного созерцания настоящего момента нас выдергивает строгий оклик. Дети - они такие счастливые, они не несут в своей голове одновременно сто тысяч мыслей о текущих, прошлых и будущих проблемах и задачах. Они все, всеми своими маленькими ручками и ножками, всеми своими мыслями в маленьких головках, здесь, сейчас, в просовывании веревочки сквозь дырочку, в ковырянии палочкой землю, в качании на качелях. И мы, взрослые, день за днем, шаг за шагом учим их нести бремя прошлого и будущего, думать на два шага вперед, помнить о том, что они не сделали вчера. Сейчас существует множество практик, написано немало книг о том, как как научить наслаждаться настоящим моментом. Одна из моих любимых - «Сила момента «сейчас» Экхарта Толле. И мы, взрослые, отчаянно пытаемся остановить этот бесконечный поток мыслей в голове, выкинуть эти виртуальные списки задач, которые мешают нам отдаться тому, что происходит вокруг, из-за чего мы вдруг оглядываемся спустя время и не понимаем, куда же делась… жизнь. Несомненно, детей нужно приучать убирать за собой, видеть взаимосвязь между тем, что произошло и какие у этого последствия, но делать это нужно - не превращая их в утомленных тяжестью задач взрослых, не прерывая то и дело их сосредоточенного и любознательного любования миром. И, когда вдруг вы, увидев, что ваш ребенок снова забыл, снова убежал, снова не сделал, вдохните и выдохните, а потом отойдите в сторонку, вместо того, чтобы прочитать очередную нотацию, и полюбуйтесь его умению концентрироваться на текущем. А еще лучше, сядьте рядом с ним и удивитесь проворности букашки, которая ползет себе куда-то, преисполненная внутренней задачей. И я обещаю, что в этот момент вы ощутите вкус жизни. А потом, да, потом можно встать и отвести ребенка к неубранным игрушкам и сказать, что вы там хотели сказать :)
Детство - это период познания мира. Когда мы не то, что не думаем о последствиях. Мы еще просто не знаем об этих последствиях. Мы в восторге топаем ногами по только что выпавшему мокрому снегу, выпуская сотни брызг вокруг, совершенно не думая и даже не зная о том, что даже куомы спустя десять минут не выдержат этого натиска и скоро они наполнятся этим мокрым снегом и начнут противно хлюпать, а ногам будет холодно и неприятно. Мы совершенно не думаем и даже не знаем, что вот этот рядом стоящий взрослый, который впервые надел настоящие австралийские угги, за которыми он охотился на последней распродаже, далек от тех восторгов, в которым пребываем мы. И, когда вам захочется сказать «Ну что ж ты делаешь то? Разве ты не понимаешь, что …?», то задумайтесь, а понимает ли, а знает ли… Или еще нет? И сейчас - вот он, тот момент познания мира. И, конечно, это не значит, что нужно разрешать обрызгивать всех прохожих, мол, эй, вы, народ, очнитесь, какие шубы, какие угги, вот, оно, истинное наслаждение жизнью! :) Отведите в сторонку, ну а сами… действуйте по ситуации. Иногда можно и вместе попрыгать, а иногда и поворчать. Только, умоляю, не надо говорить «Разве ты не понимаешь…?». Еще нет! А от этой фразы ребенок, у которого на самом деле нет еще такого опыта, чувствует себя безнадежно тупым, а это ярлык, с которым он потом будет бороться всю жизнь, боясь лишний раз сделать что-то новое, сложное, потому что а вдруг он опять будет выглядеть тупым, сделав то, о чем он не подумал и не знал заранее.
Детство - это период спонтанности. Если хочется кататься с горки, а на пути стоит мальчик, то вот так просто - оттолкнуть и поехать самому. Детство - это когда все эмоции, мысли и желания наружу. Если плохо, больно, обидно или, наоборот, безумно радостно, то не проглотить, не сохранить мину, что потом обязательно выльется или в резкое повышение давления, или скандал на пустом месте с совершенно другим человеком, организм ведь требует разрядки, а выплеснуть наружу! И опять же, мы родители должны не поощрять такое поведение, но и не отрицать. Ах, как плохо, что ты разозлился! А сами-то не разозлились бы, в такой ситуации? Вот представьте, приходите вы на корпоратив, тут подбегает к вам коллега и выхватывает сумочку. Что скажите себе? Ну не будь ты жадиной, ну дай поносить сумочку пару часиков, потом все равно вернет, а возьми вот эту сумку, которая тут бесхозная болтается. Нормальный взрослый, вообще-то, захочет треснуть по голове этой сумочкой, предварительно догнав и забрав ее обратно. Другое дело, если сумочку вежливо попросили. Поэтому не требуйте от вашего ребенка смирения и понимания и уж тем более не стыдите, если у него отобрали лопатку, а он в драку или в слезы. Что-то предпринять надо. И все, конечно, зависит от того, как взяли лопатку. Если, например, у моего ребенка кто-то более старший резко выхватывает лопатку из рук, я говорю этому старшему - отдай обратно, в лопатку играет мальчик, а сам возьми вот эту лопатку (поэтому я ношу несколько лопаток :) ). Но если вежливо просят или берет совсем малыш, то тут, конечно, я действую по-другому. «Дружу», предлагаю альтернативу, отвлекаю внимание, объясняю…
Детство - это период, когда очевидное не кажется неправильным. Если мама говорит, поцелуй бабушку, а в ответ вырывается «не буду, она же старая…», то это не от отсутствия любви, уважения, ума или чего-то там еще. Просто в этот момент в глаза вдруг бросилось изможденное миллионами «надо» бабушкино лицо, ее потухший взгляд, ее седые волосы, которые бабушка перестала красить, как вышла на пенсию, потому что для других стараться уже не нужно, а для себя… а для себя итак сойдет. «Ах ты дрянь такая негодник» - это лучшее, что может услышать ребенок в такой момент от покрасневшей от стыда мамы. И, конечно, такие случае не нужно оставлять без объяснений и последствий. Обязательно нужно объяснить, что бабушка прожила нелегкую жизнь и каждый ее подвиг, без которого не было бы тебя и меня, запечатлен в морщинках на ее лице, что даже если что-то очевидно, то не нужно об этом говорить вслух, потому что человеку неприятно об этом слышать, обязательно нужно провести аналогии, обязательно нужно рассказать, что бабушка не приедет гулять и играть, потому что ей больно и обидно, и это закономерные последствия… Но, пожалуйста, не нужно убеждать ребенка, что он плохой, что не нужно так думать и так чувствовать. Иначе потом, в следующий раз, когда он увидит что-то очевидное, от чего остальные будут старательно отводить глаза и делать вид, что это норма, он скажет себе «ах ты дрянь такая негодник», а на десятый раз будет старательно отводить глаза и делать вид, что это норма.
Иногда меня охватывает ужас в конце дня - сколько «нельзя», «не надо» прозвучало сегодня из моих уст. Как будто жизнь - это не то, что нужно пробовать на вкус, не то, в чем нужно изваляться по уши, и о чем нужно громко прокричать вслух. Как будто жизнь - это неодобрительные взгляды и сложенные в тонкую ниточку губы.
Детство - это ведь период ошибок. И если вдруг я понимаю, что количество «нельзя» и «надо» зашкаливает, я ухожу далеко-далеко, там где больше зелени и меньше народу и позволяю своему малышу почувствовать вкус жизни. К счастью, стиральная машинка решает большую часть проблем ;)