Войти Регистрация
  • Базар
  • СП
  • Новый год 2018
  • Задать вопрос
Лев — 6 лет 4 месяца
Москва Россия
23 марта 2013, 06:28

1 месяц

Улыбка чеширского кота. Улыбаясь и ласково разговаривая с крохой, медленно перемещайте ваше лицо вправо и влево, чтобы ребенок мог следить за вашими движениями. Чуть позже то же самое повторите с яркими игрушками.

Калейдоскоп звуков. Познакомьте малыша с разнообразными звуками: звоном погремушки, мелодией музыкальной шкатулки. Постепенно приближайте и удаляйте от крохи источник звука.

Кто здесь? Положите малыша на животик и позвените погремушкой, чтобы кроха немного приподнял голову в поисках звука. Игрушки в этом возрасте малышу не нужны.

2 месяца

Знакомство на ощупь. Вложите в ручку крохе небольшой предмет или игрушку из пластмассы, затем замените его на мягкую тряпочку, потом на влажную салфетку, далее может следовать мягкая игрушка и так меняйте предметы, пока малышу не надоест.

Монохромный мир. Окружите малыша игрушками и предметами с чернобелыми узорами для тренировки зрения. Кроха будет с интересом рассматривать чернобелые полосы шириной 5 см, черные точки на белом фоне диаметром 2,2 см, шахматную доску и концентрические круги, а также люстры и силуэты на фоне окна.

Расположите игрушки и предметы так, чтобы крохе было удобно рассматривать их, и периодически меняйте на новые. Игрушки крупные, яркие, чернобелые или одноцветные, простой формы — круг, квадрат.

3 месяца

Абракадабра. В моменты особой „разговорчивости” крохи гулите вместе с ним, учите малыша новым звукам.

Самолет. Положите ребенка животиком себе на руку и полетайте по комнате, громко жужжа.

Танцпол. Включите приятную музыку, прижмите к себе малыша и потанцуйте вместе. Что может быть прекраснее вальса?

Ножки. Положите ребенка на спинку и „поработайте” его ножками под потешку.

Игрушки предпочтительнее из мягкой ткани, периодически их меняйте, чтобы не наскучили. Показывайте крохе и бытовые предметы: зеркальце, ложку, часы.

4 месяца

Гляделки. Поймайте взгляд малыша и медленно наклоняйте свою голову в сторону — кроха повернет свою. Поверните ребенка на бок, и он повернет голову, чтобы снова видеть ваше лицо.

Прятки. Накройте свою голову платком и спросите: „Где мама?”. Снимите платок и покажитесь малышу: „Вот мама!”. И спрячьтесь снова.

Ну-ка отними! Держите игрушку перед лицом малыша — ребенок обеими ручками загребет ее к себе. Будьте терпеливы и держите игрушку, покачивая ею, пока малыш ее не схватит.

Игрушки подбирайте контрастных цветов, яркие с полосками, например. Лучшие игрушки для малыша этого возраста — его собственные ручки.

5 месяцев

Тянем-потянем. Позвольте малышу ухватить вас за прядь волос. В этот момент громко скажите „Ай!”. Повторяйте, пока вас обоих это будет веселить.

Катание на валике. Положите под живот малыша мягкий, но упругий валик так, чтобы, отталкиваясь ногами, кроха мог перекатываться на нем вперед и назад. Обязательно страхуйте ребенка во время таких катаний!

Миниатюры. Разыграйте с помощью игрушек небольшие миниатюры. Например, зайчик прыгает по кроватке, затем прячется и появляется снова и т.п.

По кочкам, по кочкам. Посадите малыша к себе на колени и на каждый ударный слог покачивайте ребенка вверхвниз под веселую потешку.

Игрушки подберите разной текстуры и формы — кубики, кольца, треугольники. Проследите, чтобы их было удобно хватать и чтобы кроха мог до них дотянуться.

6 месяцев

Мир прекрасного. Окружите ребенка разными изображениями. Пусть это будут детские картинки, чернобелые и цветные фотографии, репродукции картин. Время от времени меняйте изображения.

Волшебный мешочек. Сложите разные предметы в мешочек или коробочку и предоставьте малышу вытаскивать содержимое. Рассмотрите вместе каждую вещь, расскажите и покажите крохе, зачем она нужна.

Снова и снова! Повторим: с горки съезжает машинка или скатывается мяч, из-за ширмы появляется и прячется игрушка.

Миниспектакли. Разыграйте маленькие спектакли. Вот идет медведь, а навстречу ему едет зайка на машинке. Сел медведь в кузов, и поехали зверята в лес за орехами.

Игрушки малыши любят мять, нажимать на них, и хорошо, если они в ответ будут издавать разные забавные звуки. Установите над ребенком дугу с игрушками или положите кроху на развивающий коврик.

7 месяцев

Кто в книге? Вместе с малышом откройте книгу с крупными иллюстрациями. Показывая на рисунок, спросите „Кто это?”. Немного подождите и сами ответьте: „Мишка”, укажите на следующий рисунок и т.д.

Ты мне, я тебе. Сядьте напротив малыша и толкните к нему большой мяч. Подождите, пока ребенок сделает то же самое.

Это ты! Поднесите кроху к зеркалу, покажите, где у него глазки, где носик, ротик.

Игрушки, интересующие ребенка этого возраста, и игрушкамито назвать сложно. Малыш будет в восторге от всего, чем можно пошуршать, комкая это в кулачке — бумаги, фольги, целлофана и т.п.

8 месяцев

Кто сказал мяу? Познакомьте малыша с „языком” животных. Покажите на картинке кошку и спросите: „Как говорит киса?”. Немного подождите и сами ответьте: „Мяумяу”. Расскажите ребенку, как говорит собачка, лягушка, цыпленок, сова и т.д.

Доползти до игрушки. Положите недалеко от ребенка интересную игрушку, и словами побуждайте малыша доползти до нее. Когда дистанция будет взята, похвалите кроху, дайте время немного поиграть с добычей. Затем положите игрушку чуть дальше — так малыш будет преодолевать все большие и большие расстояния.

Игрушки, которые издают громкие звуки или мигают, понравятся малышу такие. Например, пищащий молоточек или металлофон.

9 месяцев

Одно в другое. Предоставьте малышу предметы разной величины и покажите, как складывать маленькие вещи в большие. Например, сложите маленькие стаканчики в коробку, а вот коробка в стаканчик ну никак не влезает!

Гром гремит! Дайте ребенку в руки пару небольших сковородок или крышек от кастрюль и покажите, как можно в них стучать. Малыш получит огромное удовольствие!

Переливайка. Поставьте перед малышом два стаканчика, налейте в один из них воду и перелейте ее в другой стаканчик, а затем обратно. Посмотрим, справится ли кроха!

Игрушки подойдут крупные, с ярко выраженными деталями. Например, кукла, у которой хорошо видны глазки, носик, ротик, ушки.

10 месяцев

Вверх дном. Хорошо знакомые ребенку игрушки и вещи положите перед ним лицом вниз или перевернув их вверх ногами. Попросите малыша положить вещи так, как они должны быть.

Художники. Положите перед крохой блокнот и нарисуйте на листе простой рисунок — елочку или солнышко. Ребенок поймет, что карандаш оставляет на бумаге след. Затем вложите карандаш в детскую руку, пусть попробует.

Лоскуточки. Соберите небольшие лоскуты от разных тканей. Сложите их в коробочку или мешочек и предоставьте малышу вытаскивать лоскутки по одному и внимательно изучать.

Попрыгунчик. Держа ребенка под мышки, помогите ему невысоко подпрыгивать на месте, приговаривая „прыгскок, прыгскок”. Затем сделайте перерыв и повторите. Скомандуйте „прыгскок”, когда малыш просто стоит, и кроха сам начнет подпрыгивать.

Игрушки уже есть и любимые. Таким верным другом может стать медвежонок, зайчик, кукла Маша или любая другая игрушка.

11 месяцев

Снаружи и внутри. Положите игрушку малыша в коробочку или прозрачную пластиковую бутылку и покажите, что предмет можно доставать из емкости, а затем снова прятать. Пусть теперь попробует сам.

Рыбалка. Привяжите несколько разных предметов и игрушек на длинные веревочки и закрепите их на высоком стульчике малыша. Покажите крохе, как нужно тянуть за нити, чтобы вытянуть чтонибудь интересное. Ну, ловись, рыбка, большая и маленькая!

Мегафон. Сверните из картона трубу, поднесите один конец к ребенку, а в другой поговорите с малышом. Затем предоставьте малышу возможность самому сказать что­-нибудь в рупор.

Игрушки понадобятся такие, над которыми малышу будет интересно призадуматься. Отлично подойдут пирамидки, матрешки, стаканчики и т.п.

12 месяцев

Где звенит? Спрячьте предмет издающий громкий звук (например, будильник) под подушку, в ящик стола или под кровать и попросите кроху найти его. Малыш с интересом примется искать предмет по звуку.

В гостях у сказки. Рассказывайте ребенку маленькие сказки, такие как „Колобок”, „Репка”, „Курочка ряба”. Со временем малыш начнет сам озвучивать героев сказки и их действия.

Перекладываем! Поставьте перед ребенком две мисочки, в одну из которых насыпьте горох или изюм. Покажите малышу, как перекладывать мелкие предметы из одной мисочки в другую. Кроха с увлечением примется за новое дело.

Человек-паук. Натяните между двух стульев или другой мебели мягкую веревочку или резинку. Поднимая и опуская ее, продемонстрируйте малышу, как он может перешагивать, подлезать и проползать под веревкой. Устройте веселые соревнования.

Все по местам! Перенесите вещи, обычно стоящие в определенном месте, в другой конец комнаты. Покажите, как вы берете предмет и несете на место. А теперь пусть малыш сам наводит порядок. Игрушки предложите такие, с которыми можно активно играть и передвигаться. Подойдут каталки, мячи, машинки на веревочках, детские коляски и т.п.

Взяла где-то в просторах Интернета, сохранила себе на память!

26 декабря 2012, 13:34   •  Без категории

Речевые навыки малыша необходимо совершенствовать всюду. Даже ванная комната может превратиться в логопедический кабинет

Шмель
Ах! Какой чудесный запах! (И вы, и ребенок должны изобразить на лице истинное удовольствие.)
Пахнут так шампунь и гель. (Дайте малышу понюхать эти средства.)
Вот, решив помыться в ванной,
К нам летит мохнатый шмель. (Проследите глазами полет воображаемого шмеля.)
Ж-ж-ж-ж! — жужжит над пеной он, (Роль шмеля исполняет ребенок.) — Буду чистым, как Антон! (Взрослый в это время совершает „помывку” ненаглядного чада.)
(Е. Карельская)
Для следующего речевого спектакля может пригодиться игрушечная сорока или картинка с ее изображением. Сценическое действие также разворачивается в ванной. Роль сороки исполняет взрослый. Ребенок должен выучить повторяющиеся слова „Сорока, сорока, отдай …”. Какой предмет должна отдать сорока — показывает взрослый. Затем исполнители меняются ролями.

Жадная сорока
— Сорока, сорока, отдай мыльце!
— Не дам, не отдам!
Возьму твое мыльце,
Дам своему сорочонку умыться.
— Сорока, сорока,
отдай полотенце!
— Не дам, не отдам!
Возьму твое полотенце,
Повешу его на дверце.
— Сорока, сорока, отдай гребешок!
— Не дам, не отдам!
— Возьму твой гребешок,
Засуну его в мешок!
— Сорока, сорока, отдай зеркальце!
— Не дам, не отдам!
Возьму твое зеркальце,
Отдам его дeвице!
Без зеркала как же обойтись?
Без зеркала плохо!

ЗЕРКАЛО
Зеркало любит
Чистые лица.
Зеркало скажет:
— Надо умыться.

Зеркало охнет:
— Где же гребенка?
Что же она
Не причешет ребенка?!
(А. Кондратьев)
Только ведь и гребешок отобрала жадная сорока! Кто же нас выручит? Петушок! Взрослый делает из рук „петушка”: ладонь к ладони, большие пальцы — клюв, остальные пальцы — прямые, изображают петушиный гребень. Таким же образом и ребенок складывает руки. Два „петушка” раскрывают клювы, кукарекают, топорщат свои гребешки.

ПЕТУШОК
Петушок, петушок,
Подари мне гребешок!
Ну пожалуйста, прошу!
Я кудряшки расчешу.
(Г. Логздынь)
Конечно, ребенку надо объяснить, что гребешок петушка и расческа-гребешок — не одно и то же и что это же слово может обозначать еще и двухстворчатого моллюска. Кроме „гребенки”, „гребешка” есть слово „гребень”. Оно также употребляется в значении „расческа” и „украшение-вырост на голове петушка”. Но ГРЕБЕНЬ еще и вершина: у волны, у холма, у скал. Сложно? Что поделаешь! Когда-то же надо начинать знакомить ребенка с весьма распространенным явлением в русском языке: МНОГОЗНАЧНОСТЬЮ.

Разные раковины
В ванной комнате можно найти и другие многозначные слова. Например, „кран”, „плитка”, „губка”, „раковина”. О последнем слове лучше всего расскажет мальчик Данила, герой моего рассказа „Почему я не люблю мыть уши”:
„Летом мы с папой и мамой были на море. Там я насобирал целый пакет РАКОВИН. Они такие разные! Если их к уху приложишь — в них море шумит. Я заметил, что наше ухо очень похоже на РАКОВИНУ. В ухе тоже есть всякие завиточки, загогулины, углубления. Оказывается, по-научному ухо так и называется: РАКОВИНА, только ушная.
Все РАКОВИНЫ между собой связаны. Не верите? Вот утром мама мне обычно говорит: „Данила, отправляйся в ванную, вымой над РАКОВИНОЙ уши”. Это значит: я ушные РАКОВИНЫ должен над РАКОВИНОЙ-умывальником мыть. В умывальник-РАКОВИНУ из крана вода течет. Она даже в ухо-РАКОВИНУ попасть может! А от этого ухо разболится. Или вообще оглохнет! Как тогда я услышу шум моря в морской РАКОВИНЕ? Вот потому-то уши мыть я не люблю”.
А ваш малыш любит умываться и мыть уши? Если нет, прочтите ему эти стихи:

Грязнули
Кто зубы не чистит,
Не моется мылом,
Тот вырасти может
И слабым, и хилым.

И дружат с грязнулями
Только грязнули,
Которые сами
В грязи утонули.
Из них вырастают
Противные бяки,
За ними гоняются
Злые собаки.

Грязнули боятся
Воды и простуд,
А дети-грязнули
Совсем не растут! (М. Котин)
Кто они, грязнули?
Спросите сыночка, кого называют грязнулями. Не исключено, что он подумает про поросят и скорчит при этом рожицу. Самое время вспомнить о мимических и артикуляционных упражнениях.

Морщим носик
Почему наморщил носик
Саша и Артемка?
Потому что увидали
В луже поросенка!
Фи-и-и!!!(Е. Карельская)
А дочка расскажет, как ее кукла однажды упала в лужу и испачкала платье, а потом улеглась в нем на чистое покрывало. Какое при этом выражение лица будет у вашей чистюли-дочки?
Наверняка надменно-презрительное.

Чистюля и грязнуля
„У-у-у! — сказала Аня
Кукле на диване. —
Ты ведь в ванной не была,
Почему сюда легла?
Я — красавица, чистюля,
Отчего же ты — грязнуля?!”
(Е. Карельская)
Чистюли, воображули
Расскажите малышу, что чистюлями можно назвать язычок, губки и зубки.
Если под рукой нет зубной щетки, язычок прекрасно обойдется и без нее! При выполнении артикуляционных упражнений не обойтись без зеркала. Как хорошо, что в ванной комнате оно есть!

Язычок-щеточка
Язычок почистит зубки
И снаружи, и внутри (провести язычком по внешней и внутренней поверх­ности зубов).
Вправо-влево, влево-вправо (соответственно),
Вот как ловко — посмотри!
(Е. Карельская)

Зубная щетка
Эта щетка для Андрейки (роль зубной щетки исполняет язычок):
— Чисти зубы поскорей-ка!
Раз, два, три. Раз, два, три.
Вот так зубки! Посмотри!
(Н. Нищева)
А как же губки? Их тоже никак нельзя оставить грязными!

Губки умываются
Губки умываются, (язычок круговым движением как бы „умывает” верхнюю и нижнюю губку),
Губки вытираются. (Потереть верхнюю и нижнюю губку друг о друга.)
Их помощник в этом деле —
Язычок! (Положить спокойный широкий язычок на нижнюю губку и удерживать его некоторое время.)
Вы разглядели?
(Е. Карельская)

Язычок моют…
Кто помоет язычок?
Он устал — нет мочи! (Положить расслабленный, широкий язык на нижнюю губку.)
Зубки трут его бочок (язык трется о верхние и нижние зубки),
Спинку, корень, кончик.
(Е. Карельская)
Верхние зубки при желании могут даже „причесать” язычок.

Расческа
Зубки верхние сказали: (вывернуть верхнюю губку к носику, обнажив верхние зубы):
— Чем мы — не расческа? (Выстроить зубки „заборчиком”.)
Согласитесь, что нужна (язычок высовывается, а потом втягивается в рот. При этом его поверхность трется о края верхних резцов.)
Язычку прическа!
(Е. Карельская)
Следующее упражнение достаточно трудное. Но попробовать все же стоит.

МЫЛЬНИЦА
На присоске мыльница
В ванной на стене.
Как же она держится?
Покажи-ка мне!
Язычки присосками стали:
Раз, два, три!
Розовые мыльницы в ротиках:
Смотри!(Е. Карельская)
Важно, чтобы язычок ПРИСОСАЛСЯ к твердому нёбу, а подъязычная уздечка растянулась как можно больше. Удерживать это положение надо максимально долго. Такое упражнение укрепит все мышцы языка и поспособствует свое­временному появлению трудных звуков: шипящих [ш], [ж], [ч], [щ], соноров [л], [р].
Одну игру-упражнение можно давать целую неделю. Надоела? Разучивайте следующую. Но через какое-то время вспомните, повторите предыдущую.
Развлекалочки
Наградой за выполнение столь трудных артикуляционных упражнений станут увлекательные игры на дыхание. На досуге займитесь пусканием мыльных пузырей. Благо и мыло, и вода всегда под рукой!

Пузыри
Посмотри, посмотри,
Мы пускаем пузыри!
Красный, желтый, голубой,
Выбирай себе любой!
(Е. Благинина)

Мыльные пузыри
Осторожно: пузыри!
— Ой, какие!
— Ой, смотри!
— Раздуваются!
— Блестят!
— Отрываются!
— Летят!
— Мой — со сливу!
— Мой — с орех!
— Мой не лопнул дольше всех!
(Э. Фарджен)
Не менее увлекательное занятие: поддувать плавающие в ванне игрушки.

РЕЗИНОВЫЙ КОРАБЛИК
Резиновый кораблик
Плывет у нас в тазу:
— Я маленькую Машу
До моря довезу!(Е. Карельская)
Выработка сильной воздушной струи необходима не только для увеличения объема легких, но и для постановки звуков.
Университеты в ванной
Как „делать себя чистым”, ребенка надо учить. Даже в таком простом деле, как мытье рук, без маминой помощи на первых порах не обойтись!

Мыло мылится
Мыло — мылится,
Руки моются,
Пена пенится,
Дело спорится.

Каждый пальчик теперь
Будет чистенький.
Большой спрятался?!
Какой хитренький!
(Е. Карельская)
И вытираться полотенцем кроху тоже надо учить. Для него это — целая наука! Мы уж не говорим, что каждое действие в ванной комнате надо озвучивать. Применяйте это чаще на практике!
Итак, играйте, наполняйте ванную комнату и звуками журчащей воды, и звуками речи: своей и ребенка.

Елена Карельская,
логопед высшей категории

27 октября 2012, 23:50   •  Без категории

13 лет назад, будучи еще маленькой девочкой , я влюбилась в мюзикл "Нотр дам де Пари". Так хотелось посмотреть его вживую, но не верилось, что это может когда-нибудь случиться! И вот в рамках мирового турне мюзикл "Нотр дам де Пари" в Москве в оригинальной постановке! И я буду там!!! Мечты сбываются!

П.С. одно расстраивает, что на английском языке, а не родном и знакомом французском )