2014 год - год синей деревянной Лошади. Этот год несет в себе динамизм и напористость, сочетание расчетливости и огненной страсти. Году Лошади соответствуют такие цвета, как зелёный, синий (голубой). Стихия — дерево, которому присущи такие характеристики, как практичность, неумеренность, вспыльчивость.
Чтобы я хотела: 1. Елка у меня уже есть - осталось поплнять запасы украшений. Поэтому у меня есть год на то, чтобы продумать как и чем МЫ буду ее украшать.
2. Хочу чтобы вся квартира была украшена. чтобы везде был чуток праздника.
3. хочу пред НГ просматривать с Дашей мультики новогодние, фильмы.
4. хочу приготовить пряничный домик и пряничные угощения.
5. хочу пошить-заказать новогодние пижамы и постель, полотенца, в общем текстиль.
6. хочу сделать новогодний декор: для окон - домики из бумаги или дерева, а за ними гирлянды (кстати гирлянды нужно купить), украсить окна снежинками...
9. купить новогоднюю посуду. У меня уже есть наборчик:) не большой.
10. посетить новогодние мероприятия.
11. продумать наряд нам.
.....
Буду еще обязательно дописывать.
Главное создать картинку законченную, потом составить план на год и разбить на мини шажки, которые будут выполняться каждый день.
Как встречать 2014 год (год Лошади)
В этом году обязательно надо уделить время генеральной уборке 31 декабря, а в особенности сантехнике: есть поверье, что с подтекающей из кранов водой из дома уходит благополучие.
Лошадь по своей природе жизнерадостна, оптимистична, любит ширь, простор, многолюдные сборища, развлечения. Так что если в предновогодний побывать на выставке, в театре, на концерте, на празднике — весьма неплохо.
Но стоит помнить также, что при всем при этом Лошадь чрезвычайно привязана к семейному очагу, дому, семье. Таким образом, встречать Новый год лучше с семьей и близкими родственниками, шумной веселой компанией, среди дорогих и милых сердцу лиц — и не забыть при этом позвонить и поздравить как можно больше знакомых, друзей и родственников.
Что надеть при встрече года Лошади?
Что касается одежды, наряд должен быть необычным. Лошадь-2014 относится к стихии дерева. В китайской традиции стихии дерева соответствует зеленый цвет. При выборе нарядов не стоит также ущемлять в правах вещи синего, фиолетового, голубого и серого цветов — они также придутся по душе хозяйке будущего года. Все цвета, которые лошадям не свойственны (оранжевый, сиреневый, желтый и т.п), можно смело отвергнуть. Исключение составляют цвета года — синий и зеленый. В этом году следует использовать утонченные, но выразительные детали — декоративная заколка, кулон, туфли. Лошади по вкусу также жемчужное ожерелье (особенно хорош черный жемчуг) и кольца с аквамарином. Деревянные бусы или кулон — стильное дополнение новогоднего наряда.
Что должно быть на столе в новогоднюю ночь?
Торжественный ужин лучше сопровождать белыми полотняными салфетками. Но, чтобы они не сковывали своей крахмальной респектабельностью, можно придумать для них самодельные кольца из браслетов или лент, перевитых бусами, украшенных брошками, клипсами и бижутерией. Аромат сандала, запах свежеиспеченного хлеба должен витать в воздухе новогодней ночи. На столе уместны будут ароматные травы, сладкие булочки, пирожные, сыр, а если есть возможность, то и кумыс.
Конечно, любимое блюдо Лошади — овёс — вряд ли подойдёт для новогоднего стола (однако можно поставить в центре стола символическое блюдце с овсянкой или пророщенным овсом). Хорошо, если в ее честь на праздничном столе окажется как можно больше свежей зелени. Под елку рекомендуется положить кусок черного душистого хлеба с солью. На Востоке, чтобы задобрить Лошадь, на стол ставят два блюдца: одно с водой, другое с мелко нарезанным сеном. На сено обычно кладут шнурок красного цвета из хлопчатобумажных ниток — узду для священной лошади. Уместны будут также вегетарианские салаты а в качестве десерта — яблочный пирог и овсяное печенье. Алкоголю Синяя Лошадь предпочтет минеральную воду, соки и безалкогольные коктейли. Единственное, что приветствуется, — традиционное шампанское.
У китайцев символ стихии дерева — вытянутые вверх прямоугольники. Поэтому на столе уместны поставленные в виде декоративной избушки-шалаша прямоугольные коробки конфет. Согласно китайской традиции, праздничный ужин следует приготовить за несколько часов до наступления полуночи: ведь на кухне неизбежно приходится пользоваться ножами, а ими можно невзначай «отрезать» уже предназначенное судьбой счастье.
Как украсить дом
Поскольку стихия 2014 года — дерево, расставьте по квартире деревянные сувениры, вазы, поставьте на стол посуду из дерева: деревянные миски и расписные ложки. Изображение изящных лошадей или смешных детских лошадок на посуде или вазах — не редкость. Если в буфете есть такая посуда — ей место на праздничном столе. Если нет — ее вполне может заменить изящная статуэтка лошади или всадника, или же симпатичный фарфоровый, хрустальный или стеклянный символ наступающего года, который легко можно сейчас приобрести на предновогодних прилавках. Хорошим укращением к Новому году будет бонсай, особенно хвойный. Амулет года — подкова. Можно повесить на дверь и колокольчики-бубенчики, нежный звон которых весь год будет напоминать о добром, теплом празднике,а заодно и охранять покой дома.
Подарки
Подарки абсолютно всем близким людям — тоже обязательный атрибут празднества. В новогоднюю ночь стоит отдать предпочтение недорогим подаркам. Презенты для рожденных в год Лошади должны быть выбраны особенно тщательно. На всех родившихся в год Лошади в наступающем году ложится большая ответственность; решить проблемы, которые они могут встретить в этом году, можно с помощью подарка в виде билета в дальнюю поездку — Лошади благоприятствуют большие расстояния. Цветы, которые лучше всего дарить и ставить на стол в новогоднюю ночь, — фиалка, нарцисс и лилия.
Шаг 1. Приучайте ребенка выполнять ваши задания, начиная с того, что ему хочется делать самому. Никита любит хлопать в ладошки. «Как Никита хлопает в ладоши? – Умница, Никита! А теперь, Никита, покажи, как гудит машина! – Замечательно!» – вы приучаете его делать то, что вы ему говорите. Он учится вас слушать.
Шаг 2. Приучайте ребенка выполнять ваши просьбы, подкрепляя это радостью. Если вы ребенка зовете, он должен к вам приходить. А еще лучше – прибегать, и сразу. Начинайте с ситуаций, когда ребенок и так с удовольствием к вам прибежит, а вы ему то ли вкусного дадите, то ли прижмете к себе и по головке погладите, то ли хотя бы минутку поиграете с ним. Вскоре начинайте звать, но уже без вкусного. Но если позвали – он должен придти. Сразу не идет – повторили, но добились. Обратили его внимание и попросили приходить, когда мама зовет. Не ругаться, а сказать: «Когда мама зовет, надо приходить сразу!», – и поцеловать!
Шаг 3. Делайте свои дела, не реагируя на ребенка – в тех случаях, когда в своей правоте уверены вы сами и знаете, что вас поддержат все. Вы все торопитесь на поезд, собираете вещи. В этом случае капризы ребенка «Ну, поиграй со мной!» будут легко проигнорированы всеми, включая бабушек. Приучайте ребенка к тому, что есть дела, которые важные. Приучите ребенка к слову: «Это важно». Если вы присели перед ним и, глядя ему в глаза, держа его за плечики, спокойно и твердо говорите: «Взрослым сейчас нужно собираться, а поиграем мы с тобой попозже. Это важно!» – то скоро ребенок начнет вас понимать. Это – важно!
Шаг 4. Требуйте минимум. Ребенок уже достаточно подрос, чтобы... Чтобы не отнимать игрушку у чужого ребенка, чтобы поднять упавшую варежку самому, чтобы положить кашу себе в рот самостоятельно... – Всегда ищите те моменты, когда ваши требования будут поддержаны всеми окружающими, чтобы даже бабушки хотя бы промолчали. Если ваших требований на ребенка многовато, он не успевает за вашими многочисленными требованиями, либо вы не имеете поддержки окружающих – свои просьбы и требования пока уберите, делайте то, что вы хотите от ребенка – сами.
Шаг 5. Уверенно давайте задания. Пусть ребенок делает, когда ему несложно или тем более даже хочется. Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка всегда были дела, которые ему нужно делать по вашей просьбе. У ребенка не должно затухать понимание, что у него есть задания, и он это делать должен. Убрать за собой постель, унести за собой чашку, помыть посуду, сбегать в магазин – скорее всего, вам все это проще и дешевле сделать самостоятельно, но вы – воспитатель, поэтому ваша задача удержать себя, не делать это самому и каждый раз поручать это ребенку.
Шаг 6. Давайте трудные и самостоятельные задания. Постепенно переходите к более трудным и самостоятельным заданиям, в основном на самом позитивном фоне, с мелкими нерегулярными подкреплениями и редкими крупными
Шаг 7. Чтобы сделал, а потом пришел и показал (или доложил). Когда ребенок научится уже и этому, вы можете гордиться – перед вами уже взрослый человек. Вы – воспитали взрослого, ответственного человека!
1. Попросите вспомнить, как кричит корова, лягушка, собака. Или показать свою руку, нос, коленку. Ребенку постарше предложите сосчитать от 1 до 20, а потом от 20 до 1.
2. Замри-отомри. Вариаций этой игры множество. Например, по команде «День» ребенок прыгает, играет. А по команде «Ночь» притворяется спящим. Или пусть малыш представит, что он мышка и бегает-играет, пока вы не скажете «Кошка идет!». Вместо словесной команды, можно давать звуковую – хлопать в ладоши или звонить в колокольчик.
3. Шторм-штиль. Вариация предыдущей игры. Не требует полного замирания, но «штиль» – это тихие, плавные движения, шепот.
4. Договоритесь с малышом, что как только Вы нажмете ему на нос, он сразу «выключится». Можно расширить эту идею, нарисовав пульт управления (или используйте ненужный пульт от телевизора). Нажимайте кнопку на пульте и говорите: «уменьшаю громкость (выключаю звук, включаю замедление)». Пусть ребенок выполняет команды.
5. Предложите ребенку представить, что он тигр на охоте. Он должен долго неподвижно сидеть в засаде, а потом прыгать и кого-то ловить. Или вместе с ребенком ловите воображаемых бабочек, к которым нужно медленно и очень тихо подкрадываться. Под каким-нибудь игровым предлогом спрячьтесь вместе под одеялом, и сидите там тихо-тихо.
6. Предложите ребенку представить себя китом. Пусть он сделает глубокий вздох и ныряет на глубину. Киту можно давать поручения плавать к разным материкам или искать что-то на дне.
7. Попросите ребенка закрыть глаза (если он согласиться, завяжите глаза платком) и сидеть неподвижно, ожидая определенного сигнала. Например, когда третий раз прозвенит колокольчик. Или попросите ребенка что-то сделать с закрытыми глазами (сложить пирамидку, поставить машинку на подоконник, собрать с пола кубики).
8. Попросите ребенка выполнить сложное движение, требующее сосредоточенности (провести пальцем по нарисованному лабиринту, провезти машину за веревочку между кеглями). За выполнение можно пообещать приз.
9. Попробуйте упражнение на чередования напряжение и расслабления. Например, можно двигать заведомо неподъемный диван, а потом падать и отдыхать. Или предложите малышу представить, что его и Ваши ладошки – это снежинки. Пусть снежинки плавно падают на землю. А потом возьмите воображаемый снег с земли и с силой сжимайте руки в кулаки (лепите снежки).
10. Предложите игру. Вы говорите слово, а ребенок старается произнести это слово громче, чем Вы. А потом, наоборот, попросите малыша говорить тише, чем Вы.
11. Возьмите простыню или тонкое покрывало и плотно запеленайте «малыша». Возраст ребенка значения не имеет, но важно, чтобы ему эта игра нравилась. Можете взять его на руки, покачать, спеть песенку.
12. Возьмите салфетку (или листок дерева) и подбросьте вверх. Скажите ребенку, что пока салфетка падает, нужно как можно громче смеяться. Но как только упадет, следует сразу замолчать. 13. Предложите малышу бегать и прыгать, но при этом постоянно выполнять какое-то простое движение. Например, держать соединенными указательные пальцы или вращать кистью руки.
14. Сшейте мешочек величиной с ладонь и насыпьте в него 3-4 ложки песка или крупы. Предложите ребенку бегать, прыгать и безобразничать, удерживая этот мешочек на голове. Обещайте ему что-то приятное (угостить чем-то, поиграть или почитать), если мешочек не упадет, пока не прозвенит таймер (в зависимости от возраста, временной промежуток 1-5 минут).
Эти игры помогут малышу учиться себя контролировать. И помните, что ребенок берет с Вас пример и чувствует и отражает Ваше собственное состояние.
Марат отмечает именины 17 августа. Святым покровителем мужчин с именем Марат является Марат Ефросийский.
Что означает
Марат означает «желанный» (это перевод с древнеарабского языка).
Происхождение
Анализ имеет смысл начать с его происхождения. История имеет арабские корни и означает «желанный». Особую популярность это имя получило благодаря вождю французской революции Жану Полю Марату.
Что означает имя Марат
Согласно толкованию имени Марат основными чертами мужчин с таким именем являются интуиция, скорость реакции, сексуальность и здоровье.
Тип: уравновешенные холерики. Им удаётся быть хорошими посредниками. Характер можно описать как выносливый и гибкий.
Психика: Марат – экстраверт, который обладает способностью понимать окружающих, также обладает такими качествами, как объективность и врождённая дипломатичность.
Воля: Марат очень решительный.
Возбудимость: Мараты умеют убеждать людей. Если речь заходит об их чувствах и любви, то они хорошо играют свою роль.
Скорость реакции: помешаны на своей гордости и нередко бывают заносчивыми.
Поле деятельности: учатся прежде всего от жизни, а не в университетах. Как правило, работают только для себя.
Интеллект: у Марата отличная память и чувство юмора, достаточно живое воображение.
Общительность: может найти общий язык с любым человеком, очень сердечный и простой.
Нравственность: Марат старается придерживаться общепринятых норм поведения, но только до того момента, пока кто-нибудь не встанет у него на пути.
Характеристика
Согласно описанию имени Марат в детстве мальчики с таким именем довольно-таки доброжелательные и миролюбивые. Они легко находят общий язык со сверстниками и всегда готовы прийти на помощь своим товарищам. К спорту, как правило, Марат с детства равнодушен, но если приложить определённые усилия и заинтересовать его, то он может показать прекрасные результаты. С учёбой проблем чаще всего не возникает. Он очень хорошо запоминает то, что ему интересно, но зато быстро выкидывает из головы неинтересные детали.
Взрослый Марат, так же как и в детстве, очень общительный. Практически всегда он становится настоящей душой компании. Марат не любит людей, которые не умеют выполнять свои обещания, при этом сам готов выполнить обещанное любыми силами и средствами.
Чаще всего Мараты достигают неплохих результатов в жизни, но всё это даётся ему с большим трудом и только благодаря его терпению и трудолюбию. Как бы то ни было, для Марата главным в жизни всегда является семья. Он любит заниматься хозяйством и старается всегда помочь своей супруге.
1. От 0 до 6 месяцев Аудиокассеты с музыкой, адаптированной для малышей Воздушные шарики разных цветов и форм Забавные маски Колокольчики Игрушка с подвижными частями и фиксированной мелодией (музыкальная шкатулка и др.) Мобиль-карусель, крепящаяся над кроваткой Мячи разных размеров и мячики с кололокольчиком внутри Мяч большой гимнастический (для массажа и гимнастики) Неваляшка Погремушки (чем легче, тем лучше)
Погремушки, одевающиеся на ручку или на ножку Погремушки висячие ("бусы", подвески) Резиновые игрушки-пищалки Рожицы нарисованные и закрепленные на кроватке, а также зверюшки
2. От 6 до 12 месяцев Активный центр (Play-center или Active center) Заводные механические игрушки (юла и пр.) Игрушка, на которой можно сидеть (лошадка и т.д.) Качели Игрушки для жевания, кусания Игрушки для ванной Книжки-картинки с плотными страницами, лучше моющимися (бывают резиновые, бывают деревянные) Коробочки с крышками Корзинка, сумочка Куклы с подвижными частями тела (маленькая и средняя) Кукла, одевающаяся на руку (лучше с большим открывающимся ртом) Кукла тряпичная (гибкая) Машинка среднего размера с веревочкой Металлофон Мягкая игрушка (может быть музыкальной) Набор пластмассовой посуды Пирамидка с крупными кольцами и толстым стержнем (лучше одноцветная) Прыгунки Стаканчики, вставляющиеся один в другой Телефон игрушечный Фигурки животных (средние) - чем натуральнее, тем лучше Фотоальбом, куда вставляются картинки и репродукции картин
3. От года до полутора Автомобильная трасса, гараж Барабан Матрешка Машина (большая грузовая) Машина (легковая с водителем) Машинка, на которую садишся и ездишь, отталкиваясь ногами Мягкие игрушки-зверюшки Мягкие куклы среднего размера Наборы кубиков, блоков для конструирования (разной величины) Набор для игры с песком (ведро, формочки, экскаватор, мельница) Набор форм, вставляющихся друг в друга Пастель, мелки, карандаши, фломастеры Пирамидка со средними кольцами (разноцветная) Подвижная игрушка на колесиках ("бабочка" и т.д.) на шесте или веревочке Пластилин "Почтовый ящик", лучше с прозрачными стенками (коробка или ведерко с крышкой, имеющей отверстия различной формы и соответствующие ему вкладыши) Свисток, дудочка Составные игрушки из 2-3 частей (например, "Лего") Стаканчики, вставляющиеся один в другой Ферма с животными Санки
4. От полутора до двух Заводные водяные игрушки Игрушечный набор "Семья" Игрушечная мебель Инструменты игрушечные - дрель на батарейках, пила, молоток Кегли Кисти, краски Конструкторы (мега-блокс, Лего...) Кубики Машинка, на которую садишся и ездишь, отталкиваясь ногами Миниатюрные модели бытовых предметов Наборы для ролевой игры ("Инструменты", "Доктор", "Кухня") Набор для нанизывания мелких деталей ("Бусы") Наборы для ролевой игры ("Инструменты", "Доктор", "Кухня", "Парикмахерская" и др.) Набор для игры с песком (ведро, формочки, экскаватор, мельница) Паззлы (самые простые) Парные картинки, лото Мозаика-вкладыши (мягкая) Краски пальчиковые Горн Горка Пластилин Разрезные картинки из 2-3 частей Танспорт игрушечный (поезд, кораблик, самолет и др.) Шнуровки
5. От двух до трех лет Велосипед трехколесный Водяные книжки-раскраски Фломастеры – мини-штампы Паззлы Батут надувной уличный Стул и стол для рисования и занятий Домашняя песочница Доска для рисования на стену (Обои моющееся однотонные для рисования) Коляска кукольная Куклы Куклы для театра Лото: "Овощи", "Фрукты", "Посуда", "Мебель", "Одежда", "Транспорт", "Животные" Мелки для рисования на улице Модели дома Музыкальные инструменты игрушечные (дудка-свисток, балалайка, пианино) Мыльные пузыри Набор для игры с песком (ведро, формочки, экскаватор, мельница) Наряды для маскарада Ножницы детские с тупыми концами Одежда для кукол Пазлы Разрезные картинки из 4 частей Рамки-вкладыши Соcтавные игрушки из 3 и более частей (Лего) Часы игрушечные Фигурки животных с детенышами (лото "Найди маму") Шнуровки Штемпели-печатки
6. От трех до четырех Атрибуты для сюжетно-ролевых игр ("Доктор", "Продавец") Велосипед трехколесный Водяные (или песочные) мельницы Волшебный экран Детская швабра и совок Домик Зеркало, расчески, заколки для волос, сумочка Игры, развивающие меткость ("Набрось кольцо", "Кегельбан") Игрушечный телефон Игрушечный магазин - прилавок, касса, деньги, кошелек... Игрушечная домашняя утварь - утюг, стиральная машина, швейная машина Игрушечные овощи, фрукты Калейдоскоп Книжки-раскладушки Книжки с наклейками Воздушный змей Азбука, алфавит Головоломки (сложи квадрат и пр.) Детское домино, лото Паззлы Рыбалка на магните Прыгающие лягушата Набор для лепки (пластилин) Компьютерные пособия и игры (развивающие) Карнавальный костюм Краски (5-6 цветов), кисточки, бумага, клей Кровать для куплы и прочая кукольная мебель Куклы-пупсы Коляска для куклы Лупа Машинки (грузовая, скорой помощи, пожарная, кран, легковая, милицейская) Мелки для рисования на улице Мыльные пузыри Мячи Набор для игры с песком (ведро, формочки, экскаватор, мельница) Набор для создания гипсовых фигурок Настольные игры Пазлы Посуда, одежда, предметы быта для кукол Раскраски Сумочка на ремне Самолетики Солдатики, сабли, пистолеты Солнечные очки Старый ремень, форменная фуражка Фартук, нарукавники для кухни и уборки Шнуровки Штемпели-печатки Электрический мотоцикл
7. От четырех до пяти лет Аудиокассеты со сказками, музыкальными инсценировками, классической музыкой Велосипед (уже можно 2-х+2-х) Вырезная кукла с одежкой Герои для домашнего театра (пальчиковый, би-ба-бо, плоскостной) Грифельная доска с мелом или доска с фломастерами Дартс с шариками Деревянные фигурки для декоративного раскрашивания Детское домино, лото, карты, шашки Детские музыкальные инструменты Доска, надувные игрушки для плавания Железная дорога Игрушечные часы (настольные, наручные, будильник, песочные) Каска кольцеброс Компьютерные пособия и игры (развивающие) Комнатные растения, лейка Кораблики Книжки-расскраски Коньки Краски, кисточки, клей, бумага, ножницы (с тупыми концами), мелки восковые Кубики с буквами Летающая тарелка Лыжи Машинки Машины с дистанционным управлением Магнитная азбука Материал для счета Мыльные пузыри Набор солдатиков, сабли, пистолеты Набор для игры с песком (ведро, формочки, экскаватор, мельница) Наборы для изготовления поделок, игрушек (гипс, воск, глина, лепка и т.д. под присмотром взрослых) Набор для оригами Настольно-печатные игры с полем и фишками Предметы для сюжетно-ролевых игр ("Почтальон", "Моряк", "Кондуктор", "Повар") Предметы для ухода за природой (лопатка, грабли, лопата для уборки снега) Роликовые коньки Скакалка Спортивная стенка, перекладина Украшения для девочки, шкатулка, сумочка Машинка с дорогой на магните Переводные картинки Книжки с наклейками Головоломки Паззлы Мозаика (кнопочная)
8. От пяти до шести лет Азбука, алфавит настенный Атрибуты для сюжетно-ролевых игр ( "Милиционер", "Шофер", "Семьи", "Магазин", "Доктор") Бадминтон Велосипед (двухколесный) Детский рюкзак Домашний тир Детское баскетбольное кольцо Детские часы Игрушечный светофор Компьютерные пособия и игры (развивающие) Конструкторы (с винтиками, гайками) Набор для игры с песком (ведро, формочки, экскаватор, мельница) Предметы для рукоделия (спицы, крючок, нитки, выжигательный аппарат) Копилка Развивающие, обучающие игры Скакалка Самокат Настольные игры Настольный футбол, баскетбол, хоккей Обруч Теневой театр Фломастеры, палитра, мольберт Шашки Шахматы Головоломки Губная гармошка Паззлы Конструктор мультфильмов (CD)
"ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ" под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.
Эта программа, одобрена министерством образования РФ. Она наиболее часто используется в детских садах. В каждой возрастной группе в разделе « Ознакомление с художественной литературой» дан перечень произведений для чтения и заучивания.
Группа детей раннего возраста. Список литературы для детей от года до 2 лет.
Художественная литература.
Приучать слушать и понимать короткие, доступные по содержанию народные песенки, потешки, сказки, а также авторские произведения (проза, стихи).
Сопровождать чтение (рассказывание) показом картинок, игрушек, действий. Приучать детей слушать хорошо знакомые произведения без наглядного сопровождения.
Предоставлять возможность повторять вслед за взрослым некоторые слова стихотворного текста и выполнять несложные действия, о которых говорится в поэтическом произведении. Обращать внимание на интонационную выразительность речи детей.
Первая младшая группа. Список литературы для детей от 2 до 3 лет.
Художественная литература.
Неоднократно читать и рассказывать художественные произведения, предусмотренные программой для детей второй группы раннего возраста.
Приучать детей слушать народные песенки, сказки, авторские произ¬ведения. Сопровождать чтение показом игрушек, картинок (фланеле-граф), персонажей настольного театра и других средств наглядности, а также учить слушать художественное произведение без наглядного со¬провождения.
Сопровождать чтение небольших поэтических произведений игровыми действиями. Предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы при чтении воспитателем знакомых стихотворений.
Поощрять попытки прочесть стихотворный текст целиком с помощью взрослого. Помогать детям старше 2 лет 6 месяцев играть в хорошо знако¬мую сказку.
Приобщать детей к рассматриванию рисунков в книгах, побуждать их называть знакомые предметы, показывать их по просьбе воспитателя, при¬учать задавать вопросы: «Кто (что) это?», «Что делает?». Пересказывать де¬тям содержание несложных сюжетных картинок. Предлагать воспроизво¬дить действия (движения) персонажа («Покажи, как клюют зернышки цыплята, как девочка ест суп»).
Обращать внимание детей на ребенка, рассматривающего книжку по собственной инициативе.
Для чтения детям
Русский фольклор Песенки, потешки, заклички.
«Наша Маша маленька...»; «Наши уточки с утра...»;
«Пошел котик на Торжок...»; «Чики, чики, кички...»;
Вторая младшая группа. Список литературы для детей от 3 до 4 лет.
Художественная литература
Читать знакомые, любимые детьми художественные произведения, рекомендованные программой для первой младшей группы.
Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. Объяснять детям поступки персонажей и последствия этих поступков. Повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения, предоставляя детям возможность договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы.
С помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок.
Учить детей читать наизусть потешки и небольшие стихотворения.
Продолжать способствовать формированию интереса к книгам. Регулярно рассматривать с детьми рисунки в знакомых книжках, ярко и выразительно рассказывать им о содержании иллюстраций, заслушивать высказывания детей.
«Петушок, петушок...», «Как у нашего кота...», «Огуречик, огуречик...», «На улице три курицы.
Средняя группа. Список литературы для детей 4-5 лет.
Художественная литература.
Продолжать приучать детей внимательно слушать сказки, рассказы, стихотворения. Помогать детям, используя разные приемы и педагогические ситуации, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям. Зачитывать по просьбе ребенка понравившийся отрывок из сказки, рассказа, стихотворения, помогая становлению личностного отношения к произведению. Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении. Продолжать работу по формированию интереса к книге. Предлагать вниманию детей иллюстрированные издания знакомых произведений. Объяснять, как важны в книге рисунки; показывать, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации. Познакомить с книжками, оформленными Ю. Васнецовым, Е. Рачевым, Е. Чарушиным.
Э. Хогарт. «Мафии и его веселые друзья» (главы из книги), пер. с англ. О. Образцовой и Н. Шанько;
Т. Эгнер. «Приключения в лесу Елки-на-Горке» (главы из книги) (в сокр.), пер. с норв. Л. Брауде.
Для заучивания наизусть.
«Дед хотел уху сварить...», «Ножки, ножки, где вы были?», рус. нар. песенки;
А. Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч...» (из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»);
М. Лермонтов. «Спи, младенец мой прекрасный» (из стихотворения «Казачья колыбельная»);
3. Александрова. «Елочка»;
А. Барто. «Я знаю, что надо придумать»;
Ю. Кушак. «Олененок»;
Л. Николаенко. «Кто рассыпал колокольчики...»;
В. Орлов. «С базара», «Почему медведь зимой спит» (по выбору воспитателя);
Н. Пикулева. «Пять котят спать хотят...»;
Е. Серова. «Одуванчик», «Кошачьи лапки» (из цикла «Наши цветы»); «Купите лук...», шотл. нар. песенка, пер. И. Токмаковой.
Старшая группа. Список литературы для детей 5-6 лет.
Художественная литература
Продолжать развивать интерес к художественной литературе. Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения. С помощью различных приемов и специально организованных педагогических ситуаций способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям. Побуждать рассказывать о своем отношении к конкретному поступку литературного персонажа. Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения. Продолжать объяснять (с опорой на прочитанное произведение) основные жанровые особенности сказок, рассказов, стихотворений. Продолжать воспитывать чуткость к художественному слову; зачитывать отрывки с наиболее яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями, эпитетами. Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста. Помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках. Продолжать знакомить с книгами. Обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации. Сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению. Рассказывать детям о своих любимых детских книгах, выяснять их симпатии и предпочтения.
А. Волков. «Волшебник Изумрудного города» (главы);
Б. Заходер. «Серая звездочка»;
В. Катаев. «Цветик-семицветик»;
А. Митяев. «Сказка про трех пиратов»;
Л. Петрушевская. «Кот, который умел петь»;
Г. Сапгир. «Как лягушку продавали», «Смеянцы», «Небылицы в лицах».
Подготовительная группа. Список литературы для детей от шести до семи лет.
Художественная литература
Продолжать развивать интерес к художественной литературе. Поддерживать желание знакомиться с другими главами понравившейся «толстой» книги, рассматривать рисунки и оформление книг. Пополнять литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, считалками, скороговорками. Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем. Воспитывать чувство юмора, используя смешные сюжеты из литературы.
Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения; прививать чуткость к поэтическому слову.
Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнитель¬ские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы). Помогать детям объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.
«Беляночка и Розочка», нем., пер. Л. Кон; из сказок Ш. Перро:
«Мальчик-с-пальчик», Ш. Перро, пер. Б. Дехтерева,
«Кот в сапогах», пер. Т. Габбе;
«Самый красивый наряд на свете», япон., пер. В. Марковой.
произведения поэтов и писателей разных стран
Поэзия.
Б. Брехт. «Зимний разговор через форточку», пер. с нем. К. Орешина;
М. Валек. «Мудрецы», пер. со словац. Р. Сефа;
Л. Станчев. «Осенняя гамма», пер. с болг. И. Токмаковой;
Э. Лир. Лимерики («Жил-был старичок из Гонконга...»; «Жил-был старичок из Винчестера...»; «Жила на горе старушонка...»; «Один старикашка с косою...»), пер. с англ. Г. Кружкова.
Литературные сказки.
X. К. Андерсен. «Гадкий утенок», «Дюймовочка», пер. с дат. А Ганзен; Ф. Зальтен.
«Бемби» (главы), пер. с нем. Ю. Нагибина;
А. Линдгрен. «Принцесса, не желавшая играть в куклы», пер. со швед. Е. Соловьевой;
М. Мацутани. «Приключения Таро в стране гор» (главы), пер. с япон. Г. Ронской;
С. Топелиус. «Три ржаных колоса», пер. со швед. А. Любарской;
Б. Поттер. «Сказка про Джемайму Нырнивлужу», пер. с англ. И. Токмаковой;
Г. Фаллада. «Истории из Бедокурии» (глава «История про день, когда все шло шиворот-навыворот»), пер. с нем. Л. Цывьяна;