Надо, наверное, запечатлеть и Лизины умения для истории.
Понимает практически все, приносит, что попросишь уже давно, еще с года, если не раньше. В книжках покажет тоже практически всех и вся, кого ни спросишь. Очень любит карабкаться, залезать на горки, стулья и прочее. Любит повторять за нами, если пылесошу, то ей тут же тоже надо взять свой игрушечный пылесос и пылесосить им вместе со мной. Если что-то где-то разлилось, тут же бежит за кухонным полотенцем и вытирает им. Щеточкой своей подметает пол. Любит своих кукол: кормит их, поит, жалеет, когда они плачут, целует, качает, укладывает спать, возит в коляске. Любит все делать сама, одеваться сама, пытается носки одевать сама, шапку давно может сама надеть, месяца с 3 точно, вчера сама абсолютно натянула носок на ногу. Ботинки тоже иногда получается нацепить. А если брата, то есть немного побольше, то вообще хорошо идет )) Обожает залезть в ящик с одеждой, достать свои одежки и то надевать на себя, то складывать, то расстегивать кнопки.
Умеет хорошо играть в лото, раскладывает все по нужным полям даже если много карточек. 4 карточки по 9 картинок в каждой, из 36 картинок получается, находит одинаковую и кладет сверху. Научилась собирать пазлы из двух частей. Получается очень хорошо. Из кучи разных половинок выбирает нужную и вставляет ее в замочек. Вставлять не сразу прямо получается, но получается в итоге, даже если ей не помогать. Рисует каля-маля и рассказывает, что это "айя" - яйца или одно яйцо, уж не знаю ) довольно абстрактно выходит, так что здесь кто как увидит ). Любит кружиться, танцует с братиком под песню к мультику, водят хоровод как бы. Иногда ходит на носочках, но недолго, мне кажется, просто отрабатывает навык, что еще и так можно ходить. Книжки очень любит, в особенности, такие немецкие, где много-много картинок и надо находить какую-нибудь. Либо будет спрашивать меня: "мама, аха" - это значит или "мама, что это" или "мама, смотри". Любит некоторые сказки, может их показать и закончить некоторые строчки. Например, в "репке" активно тянет мою руку, а "рябу" показывает от начала до конца. "рябу" и последние слова проговаривает. Я: жили были дед и... Она: баба. Я: и была у них курочка... Она: Аба! "бил-бил" не говорит, но показывает очень активно, как он бил, двумя пальчиками, как бежала мышка, как упало яичко, потом хнычет, когда дед с бабой плачут и гладит себя или меня по головке, утешает, когда курочка кудахчет и утешает бабу с дедом. Мишку косолапого еще хорошо показывает. Любит сказку про Машу и трех медведей. Почему-то не очень любит стихи Чуковского, Барто... редко-редко какой стих понравится и будет слушать. В меня что-ли... я тоже стихи не люблю... Остальные книжки в основном перелистывает картинки.
С братиками довольно общительна, но с другими детьми, особенно с ровесниками, она очень серьезна и на контакт особо не идет, в их обществе сосредоточенно занимается своими делами.
Все считает так: "пятсь-сесць" (пять-шесть)
Речь... Сейчас у нас слов 40-50, считала недели 3 назад, было 40 вроде, за 3 недели чего-то понаприбавлялось. Слова типа
"апа" яблоко
"айя" яйца
"седеть" (очень четко произносит уже месяца полтора точно) - сидеть
звукоподражания животным
машина у нас - "брр"
ну и всякое такое, слова довольно упрощенные.
Повторяет отдельные слоги по просьбе, но сами слова повторять не хочет! Только если она это слово уже умеет откуда-то.
Где-то с начала сентября, это неполных год и 5 месяцев Лиза начала соединять слова в фразы. "дядя брр", "беби па" (беби упал), "мама сидеть" ( и показывает мне куда), "мама, дать", "дать ба" (дать мяч), "эти ба" (этот мяч) ну и все в таком роде. То есть слов-то немного в активе, когда начинала, их было всего штук 20, может, но фразы уже пошли. Я что-то думала, что надо сначала, чтобы был лексический взрыв с кучей слов и потом только фразы, у нас как-то наоборот получилось. Фразы есть, уже давно и прочно, а взрыва нет и не повторяем. Последнее наше предложение, венец наших умений на сегодняшний момент, это "пеппи, папа.. бебебе" Означает "Сеппи (имя дяди мужа), папа разговаривают" Вот такая она, наша любимая девочка.