Детский сад за и против для себя
Детский сад: за и противРано или поздно перед родителями встает вопрос о том, стоит ли отдавать ребенка в ясли или детский сад.
Сторонники "домашнего воспитания" выдвигают множество аргументом не в пользу детских дошкольных учреждений, основными среди которых являются частые болезни ребенка. Кроме того, многие склонны считать детский сад причиной едва ли не всех нарушений в поведении ребенка. "Плохие слова", обман, попытки воровства, агрессивное поведение — все это считается следствием подражания дурному примеру других детей. С другой стороны, те родители, которые предпочитают воспитанию в домашних стенах детский сад, в первую очередь аргументируют свою точку зрения тем, что детский сад — это первая школа общения, которую ребенок обязательно должен пройти. Ведь умение общаться с людьми — одно из главных условий того, что столкнувшись в дальнейшем с более взрослым коллективом сверстников, ребенок не потеряется в нем, а сумеет отыскать свое место.
Безусловно, последняя точка зрения гораздо более основательна.
Главное преимущество детского сада — это общение. Находясь в коллективе сверстников, ребенок учится общаться с другими детьми, отстаивать свое собственное мнение и прислушиваться к чужому.
Он учится жить в коллективе, учится самостоятельности. Особенно важен детский сад для ребенка, который в семье единственный, а также для тех детей, которые по тем или иным причинам не имеют возможности проводить свободное время в кругу своих ровесников.
Некоторые дети, поступая в детский сад, на самом деле начинают часто болеть. Частые простуды бывают вызваны тем, что организм адаптируется к новым условиям существования. Ребенок чаще болеет, посещая детский сад, совсем не потому, что воспитатели за ним плохо смотрят, как считают многие. Как правило, количество заболеваний и их продолжительность существенно сокращаются уже на втором году посещения детского сада, когда период адаптации завершается.
В каком возрасте лучше отдавать ребенка в дошкольное учреждение?
Самое подходящее время для начала посещения детского дошкольного учреждения — это трехлетний возраст.
В этот период дети гораздо быстрее приспосабливаются к детскому саду и проявляют большее желание ходить туда, чем в более старшем возрасте. В два-три года ребенок начинает испытывать потребность в общении со сверстниками. Как правило, до этого возраста дети обращают мало внимания друг на друга и предпочитают играть самостоятельно. Общения с родителями и другими членами семьи малышу вполне хватает. Однако со временем границы его мира расширяются, и ребенок начинает проявлять интерес к другим детям. Интерес этот постепенно переходит в настоятельную потребность.
Исключительно важно уловить этот момент в развитии ребенка. Если интерес к общению со сверстниками в нем еще не проснулся, если ребенок очень сильно привязан к матери и не испытывает потребности в том, чтобы расширить свой мир, ему будет очень сложно адаптироваться в детском саду.
Частые случаи заболеваний в младших группах детского сада или в яслях, повышение нервной возбудимости, обидчивость, плаксивость и боязливость — все эти неприятности, как правило, являются следствием того, что родители поторопились отдать ребенка в детский сад или ясли. Как показывают наблюдения, дети, поступающие в дошкольное учреждение "по собственному желанию", адаптируются в детском саду гораздо быстрее, чем те, которые не испытывали потребности в том, чтобы расширить свой круг общения.
Даша М. — четвертый ребенок в семье. Два брата-близнеца старше Даши на два с половиной года, сестра — старше ее на год. Отношения между детьми доброжелательные: старшие дети проявляют заботу по отношению к младшим. Даша, как самая младшая в семье, была любимицей. Конфликты между детьми возникали редко и разрешались, как правило, в пользу Даши. Мальчики, приходившие иногда в гости к Дашиным братьям, тоже никогда не обижали девочку. С раннего детства Даша привыкла к тому, что ее окружают дети, проявляла интерес к общению с братьями и старшей сестрой, но больше всего любила быть с матерью.
В возрасте двух с половиной лет родители решили отдать ее в детский сад. Поскольку Даша была очень общительной, уже во время второго посещения детского сада ее оставили на полный день, не ожидая того, что возникнут проблемы. Однако проблемы возникли — и очень серьезные: по словам воспитателя, Даша почти весь день плакала, отказывалась от пищи, не смогла уснуть во время тихого часа. На следующий день повторилось то же самое. Поскольку мать Даши устроилась на работу, остаться с девочкой дома у нее не было возможности.
Период адаптации к детскому саду проходил у Даши очень долго и болезненно. Даже через три месяца после первого посещения она так и не сумела наладить контакта с детьми. Ее чаще других обижали, она постоянно плакала и просила мать больше не водить ее в детский сад. Через полгода из—за частых болезней и начавшегося энуреза родители были вынуждены забрать ребенка домой.
Родители Даши М. допустили серьезную ошибку. Даша, привыкшая общаться с родными братьями и сестрой, которые во всем ей потакали, была еще не готова к тому, чтобы вступить в равноправные отношения со своими сверстниками. Более того, она не испытывала потребности в таких отношениях. Сильно привязанная к матери и близким людям, девочка не нуждалась в том, чтобы расширить границы своего мира.
Чем сильнее эмоциональная связь матери и ребенка, тем сложнее будет протекать период адаптации в детском саду.
Определенные психологические проблемы, возникающие у ребенка в период адаптации к детскому учреждению — явление вполне нормальное и естественное. Более того, в определенной степени возникновение этих проблем свидетельствует и о высоком интеллектуальном и психическом уровне развития ребенка, о его способности испытывать сильные эмоции. Проблем адаптации в детских учреждениях, как правило, полностью избегают только умственно не полноценные дети или же дети алкоголиков, у которых отсутствует глубина переживаний. И все же следует различать нормальные эмоциональные переживания и невроз, который может развиться у ребенка, психика которого травмирована стрессовой ситуацией.
Нормальной может считаться адаптация, не выходящая за рамки временных ограничений. Чем старше ребенок, тем дольше он адаптируется к новым условиям. В яслях этот период не должен превышать семи-десяти дней, в детском саду, для детей в возрасте около трех лет — две-три недели, в старшем дошкольном возрасте — один месяц.
Для периода адаптации могут быть характерны различные психофизиологические реакции — беспокойство, страх, заторможенность или, напротив, повышенная возбудимость (в зависимости от темперамента ребенка), капризность, раздражительность и упрямство.
Гораздо сложнее и дольше адаптируются в детском саду дети, которые:
- являются единственными в семье;
- чрезмерно опекаемые родителями или бабушками;
- привыкшие к тому, что их капризам потакают;
- пользующиеся исключительным вниманием взрослых;
- не имеющие элементарных навыков самообслуживания;
- неуверенные в себе;
- страдающие ночными страхами;
- эмоционально неустойчивые;
- пережившие психологическую травму;
- дети с ярко выраженными дефектами (в более старшем возрасте);
- дети, родители которых слишком сильно переживают за ребенка в связи с необходимостью отдавать его в детский сад.
Таким родителям следует помнить и неукоснительно соблюдать несколько правил, изложенных ниже. Это поможет избежать серьезных проблем и психологических нарушений у ребенка.
Правило 1. Учитывайте возраст и эмоциональную привязанность.
Как правило, мальчики проявляют интерес к общению со сверстниками в три года, девочки — несколько позже, в три с половиной. Это — наиболее благоприятный возрастной период для того, чтобы отдать ребенка в дошкольное учреждение. Однако следует учитывать также и индивидуальные особенности.
Правило 2. Ребенок должен идти в детский сад с желанием.
Детский сад — это не тюрьма и не клетка, в которую помещают его от безвыходности ситуации. Это — радость общения, радость творчества, радость познания окружающего мира. Только с этой позиции родители должны рассматривать детский сад, и только на радость должны настраивать ребенка.
Правило 3. Ваши собственные детские воспоминания могут пробудить у ребенка желание посещать детский сад.
Прежде чем отдать ребенка в детский сад, поговорите с ним об этом. Для того чтобы сформировать у малыша положительный настрой, расскажите ему о том, как вы сами в детстве посещали детский сад. Постарайтесь сделать рассказ интересным — в этом случае ребенок не будет бояться, что его ждет что-то плохое, а будет с радостью ожидать первого дня своей новой жизни.
Правило 4. Подготовительный период должен начаться задолго до дня первого посещения группы детского сада.
Лучше уберечь ребенка от неожиданностей. К примеру, за несколько недель до первого посещения начните гулять с ребенком возле детского сада или, если есть такая возможность, непосредственно на детской площадке детского сада. На знакомой территории он будет чувствовать себя более уверенно.
В том случае, если детский сад находится поблизости от дома, в будущем детском коллективе у ребенка наверняка найдутся знакомые дети. Именно с ними он и будет общаться в первые несколько дней — до тех пор, пока не найдет себе новых друзей. В том случае, если группу не посещает ни один ребенок, который был бы знаком вашему малышу, лучше заранее познакомить его с кем-нибудь из ребят. Это поможет ему быстрее наладить общение в коллективе.
Прежде чем отвести ребенка в детский сад, познакомьте его с воспитателями, с детьми. Первые несколько дней не оставляйте ребенка в детском саду на полный день, даже если, по мнению воспитателя, ребенок не выказывал никакого беспокойства по поводу нахождения в новом коллективе.
Правило 5. Избавьте ребенка от трудностей адаптации к новому режиму.
Дети, не посещающие детский сад, живут по своему собственному расписанию: кто-то просыпается рано, кто-то — поздно; в разное время разные дети ложатся спать, садятся за стол и т.д. В детском коллективе — свое расписание, свой режим, соблюдать который обязан каждый ребенок. Поэтому лучше приучить малыша заранее именно к такому режиму дня, который он будет соблюдать в детском саду.
Правило 6. Приучайте ребенка к самостоятельности.
В детском саду его не будут кормить с ложки, уговаривать "скушать ложечку за маму, за папу". Совсем маленьким детям помогают одеться воспитатели; в более старшем возрасте ребенок должен уже кое-что уметь и сам. Безусловно, навыки самостоятельности прививаются не сразу. Однако в привычной домашней обстановке ребенку будет гораздо проще научиться надевать колготки, застегивать пуговицы и т.д. Самостоятельному ребенку будет проще, чем не приспособленному к самообслуживанию.
Правило 7. Любя, не воспитывайте эгоиста.
Проявляя свою любовь к ребенку, восторгаясь им, старайтесь не спровоцировать возникновения в его сознании мысли о собственной исключительности. Ребенок должен знать, что родители и близкие люди с радостью выполняют его желания, а иногда и капризы, восхищаются им совсем не потому, что они обязаны это делать, а только потому, что любят его. Уступая ребенку, иногда просите и его пойти на уступки. Эгоистично настроенным детям в коллективе сверстников приходится порой туго. Не стоит забывать об этом.
Правило 8. Предоставьте ребенку возможность эмоциональной разрядки.
В первые несколько дней ребенок чувствует себя в детском саду скованно. Постоянное сдерживание эмоций может привести к нервному срыву, поэтому в период адаптации ребенку просто необходимо "выпускать" эмоции в привычной домашней обстановке, не вызывающей скованности. Не ругайте его за то, что он слишком громко кричит или быстро бегает — это ему необходимо.
и еще вот интересная статья:
ДЕТСКИЙ САД: ЗА И ПРОТИВ
В августе начинается новый набор в детские сады. Стоит ли отдавать ребенка в детский сад? Принесет ли он пользу или причинит вред? Думаю, подобные вопросы волнуют многих родителей, у которых есть дети-дошкольники. О плюсах и минусах воспитания в детском саду размышляет кандидат филологических наук Наталья ГОРДИЕНКО. Выводы, конечно, каждый сделает сам для себя.
И так, стоит ли отдавать ребенка в детский сад? Вопрос спорный. Есть случаи, да и много их, когда детский сад просто неизбежен.
Сейчас же мы поговорим о тех случаях, когда у родителей есть выбор: отдавать ребенка в детский сад или не стоит. Например, в семье рождается еще один малыш, мама выходит в отпуск по уходу за ребенком и может находиться дома. А как быть со старшим? И вот тут появляются сомнения: не выпроваживаем ли мы ребенка из семьи, когда и он может быть дома? Попробуем разобраться...
Противники детского сада говорят о том, что детям лучше расти в семье, что в саду им неуютно. Да, конечно, быть рядом с мамой очень хорошо. Мама пожалеет в любой момент, приласкает, поможет, подскажет. Мама рядом, и все хорошо. При этом нельзя забывать, что дети – не собственность родителей. Детей нам дает Господь на время, Он поручает нам их воспитание. Главная задача, которая стоит перед православными родителями, – это «поставить детей на ноги» и направить их по пути спасения. «Держать у юбки» и тотально контролировать свое чадо, пусть даже из самых высоких побуждений, нельзя, да и не получится. Весь вопрос в том, в какой момент помочь ребенку, образно говоря, подняться на ноги, в какой момент поддержать, а в какой – отойти. Рано или поздно перед маленьким человечком все равно встанет проблема социализации, адаптации к человеческому обществу, проблема вживания в определенный коллектив. И эту проблему предстоит решать именно ему, а не его родителям. Именно он сам должен будет как-то утвердить себя в группе, коллективе, обществе. Мы никакими силами не сможем заставить других полюбить, принять нашего сына или дочь. А отчуждать его от общества никак нельзя.
Думать о том, что мы, православные, пытаемся по силам спасаться, а они там всякие, в грехах прозябают, – это уже гордыня. Может быть, из того же шаловливого мальчика из группы, который обзывается и иногда дерется, через десять лет вырастет благочестивый отрок, а наш подросток, «пережатый» дисциплиной и послушанием, отпружинит от нас в сторону, благополучно презрев родительские наставления. Так что, в какой момент произойдет встреча вашего ребенка с миром (в разных его проявлениях) и в какой форме, решать нужно как любящим сердцем, так и сообразуясь со здравым смыслом, и, безусловно, глядя на ребенка, готов ли он к такой встрече? Кому-то пойдет на пользу ранняя социализация уже в яслях. Так, в ясли рядом с нашим домом стали водить десятимесячного мальчика. «Рано», – скажете Вы и будете неправы, потому что родители у него глухонемые, а он, здоровый, должен учиться общению с людьми. Мы с обеими дочерьми намеренно избежали яслей, потому что посчитали, что нашим детям еще рано «идти в люди». По мнению детских психологов, наиболее благоприятным временем для начала посещения дошкольных образовательных учреждений является обычно возраст трех лет. С трех лет доминирующим видом деятельности детей становится общение, с трех лет им легче войти в новую среду. Но по своей старшей дочке, которая пошла в сад как раз с трех лет, могу сказать, что именно для нее с трех лет было рановато. И, может быть, только к четырем годам она психологически созрела для детского сада. Но у каждого все индивидуально.
Возможно, ребенок и вовсе не сможет ходить в детский сад. Есть такое выражение«несадовский» ребенок. Собственно «несадовских» детей немного. Иногда бывает, маленький человечек просто долго привыкает к садику, поэтому не стоит делать молниеносных выводов. Но есть все-таки такие дети, которые, не успев переболеть одним, заболевают другим. У ребенка настолько слаб иммунитет, что находиться в саду ему, действительно, не стоит. Либо бывают случаи устойчивой психологической неприязни ребенка к детскому саду. Часто это проявляется в психосоматике. Недавно мне рассказали случай, когда у ребенка, поменявшего детский сад, ранее не страдавшего аллергией, она стремительно развилась до такой степени, что врачи начали подозревать у него бронхиальную астму. Приступы астмы проходили на фоне несложившихся отношений в группе. На следующий год ребенка вернули в прежний детсад, и от аллергии даже следа не осталось. Так что, если организм ребенка подает сигналы, родителям следует всерьез задуматься об этом и максимально помочь ему.
Сторонники детского сада говорят о том, что именно там ребенок приучается к режиму и порядку, к самостоятельности. Казалось бы, а разве дома его к порядку не приучишь? Разве дома у него нет режима? Конечно, у каждого ребенка есть определенный распорядок, жизненный ритм. Некоторые родители делают на этом акцент и уделяют особое внимание режиму. В большинстве своем современные взрослые все же не следуют строгому режиму в воспитании детей, да и просто по своей занятости или наличию ряда проблем не в состоянии порой бывают выполнить все пункты режима. Но дети, все же организованные определенным распорядком дня, заметно более самостоятельные и в дошкольный период детства, и в школе.
Что касается питания в детском саду, оно там разнообразно. Детскому питанию в нашей семье уделяется особое место, но, признаюсь, у меня не хватит времени, чтобы равноценно уделить внимание обеим дочерям и приготовить весь перечень блюд, которые готовят повара детского сада в течение дня. Часто бывает, что не все блюда меню ребенок ест, но уже по старшей дочке убеждаюсь, что аппетит у нее в детском саду стал лучше. До детского сада приходилось сказками и прибаутками скармливать каждый кусочек, а в саду, глядя на других детей, она стала есть лучше.
Сторонники детского сада говорят о том, что дома дети не развиваются так, как там. Противники и скептики, наоборот, утверждают, что воспитателю трудно донести знания до такого количества детей (а в группах сейчас детей немало). Они считают, что особого развития в саду нет. Некоторые родители говорят о том, что сами могут развить своего ребенка. Я со своей стороны искренне восхищаюсь мамами, способными это сделать. Сама же при наличии педагогического образования отнести себя к таким мамам не могу. Это не значит, что я не занимаюсь со своими детьми или стараюсь переложить ответственность на воспитателей. Вовсе нет. Наоборот, мне интересно что-то с ними лепить или рисовать, раскрашивать или делать аппликацию, подбирать наклейки к рисункам или читать книжки. Но очень часто дети передают инициативу в мои руки, уклоняются от самостоятельной работы, пассивно наблюдая, как мама докрашивает или наклеивает, поэтому не уверена, что наши занятия их заметно образовывают и развивают. Моя подруга, верующая многодетная мама, поработавшая воспитателем и имеющая опыт наставления как своих, так и чужих детей, говорит, что «свои»домашние ученики маму так не воспринимают, как воспитателя. Видимо, характер взаимоотношений «ребенок – взрослый» иной: одно дело «взрослый-воспитатель», другое –«взрослый-мама». Да и в жизни наши дети должны учиться слушать и слышать других.
Противники детского сада говорят, что часто дети приносят из него много плохих слов, выражений, «обзывалок». Из уст своей дочери я еще не слышала гадких слов, хотя некоторые мамы ее одногруппников уже сетовали на появление в словаре ребенка ненорматива. Не знаю, насколько глубоко проникают в детей эти слова, но думаю, если в Вашей семье и ближайшем окружении никто не пользуется ненормативной лексикой, то ребенок, услышав где-то и сказав однажды, но не встретив подкрепления или реакции в семье, минует активного употребления таких слов.
Но главное, о чем говорят противники детского сада, это то, что ребенок начинает постоянно болеть, а если в семье есть еще дети, так и их заражать. Правда, сторонники садика говорят, что, переболев в раннем детстве, ребенок подвергается меньшему воздействию болезней в школе. Та же ветрянка, в легкой форме встречающаяся у малышей, вызывает осложнения в 10-11 лет, а у взрослых протекает с особой тяжестью. Знаю как примеры тех людей, которые и в садик не ходили, и в школе не болели, так и истории тех, кто, пропустив садик с болезнями,«наверстал» все в школе. Отмечу всё же положительный случай, когда одной моей знакомой отсутствие садовского опыта не помешало быть телесно крепкой и здоровой в школе, и умственно развитой и начитанной настолько, что результатами ее обучения стали золотая медаль, красный диплом и степень кандидата наук. Хотя некоторые могут посчитать этот пример индивидуальным успехом. А разве не индивидуален, не уникален чем-то своим каждый ребенок?! Поэтому только чуткое, по-настоящему любящее сердце взрослого способно подсказать, как лучше поступить и что будет полезнее именно Вашему малышу: остаться дома или пойти в детский сад. Бог в помощь!