Чтение, воображение и память
школа КатяКатя достаточно поздно начала читать. Процесс, как буквы соединяются в слоги, а слоги в слова, к 6ти годам она уже точно знала. Может и раньше, но я не записывала, поэтому точнее возраст не назову.
Подписывать свои рисунки и писать короткие истории, записки - это она делала с удовольствием, а читала - нет... Могла, но не хотела. Правда, нельзя сказать, чтобы я сильно настаивала на этом. Хотелось верить, что рано или поздно ребенок, у которого дома на каждой полке, даже в шкафу с одеждой ) есть книги, обязательно расчитается. Плюс я еще надеялась, что пример читающей мамы тоже приблизит ее к чтению. Хотя и определенный страх, что в этом деле она возьмет пример с папы, а не с мамы, тоже был )
Однажды за полгода до школы мы читали с Катей перед сном книгу про Жар-птицу. И так случилось, что именно с этой птицей, я отчетливо поняла, что Катя помнит ранее нами прочитанное гораздо лучше, чем я.
У меня перед сном меньше энергии?
Меня чуть отвлекает сам процесс чтения, тогда как у нее все это время в голове рождаются образы?
Мне показалось, что ответ именно в этом: пока я смотрю на буквы, она смотрит на изображение в книге + слушая текст, дополняет его картинками своего воображения. Эти яркие образы память хранит надежнее и дольше.
Тогда я поняла, что пока эта «работа» для нее гораздо важнее и интереснее процесса складывания букв в слова. С этого момента не настаивала на самостоятельном чтении совсем. Рискованно, да. Еще и при том, что она не ходила ни на какую подготовку к школе. Но все, что я знала о ней, о ее интересах и способностях, давало надежду, что она со всем справится.
В первом классе Катя читала со средней скоростью. Всегда были ученики, читающие быстрее. Среди них, даже один мальчик) Но, чего было не отнять, так это того, что она всегда очень хорошо понимала прочитанное. Память и умение создавать образы в воображении начали приносить свои «плоды», когда стали задавать учить наизусть стихи. Короткие Катя запоминает почти с первого раза.
Помню однажды, во втором классе задали пересказать сказку близко к тексту. Ей так понравился слог, что она запомнила почти наизусть 3 страницы прозы. Погуглила сейчас, сказка вот эта «Кот -серый лоб, козел да баран»
Что меня еще удивляет, ей до сих пор не нужен проверяющий: «послушай, как я выучила». Поэтому даже не знаю, когда они что учат. Только вижу оценки в электронном дневнике - «5 - отрывок наизусть».
И продолжение про чтение.
Во втором классе мы читали «Асино лето». Это первая книга, так сильно захватившая внимание, что Катюха с трудом дожидалась нового дня, чтобы узнать продолжение. Я перед сном начала хитрить. В конце моего чтения предлагала: «можешь еще одну страницу прочитать мне сама, потом я читаю еще одну, и выключаем свет». Так она постепенно читала все более длинные тексты.
В третьем классе они в школе читали «Королевство кривых зеркал» и на обороте книги ее внимание привлекли остальные книги серии. Узнав у школьного библиотекаря, что почти все они в школе есть, загорелась желанием их прочитать. Несколько штук прочитала, но потом опять поостыла.
В четвертом классе учитель записал их класс на конкурс по чтению. Конкурс на каникулах, многие ученики уезжают на экскурсию в Волгоград и на конкурс идти почти некому... Еще и капитана команды нет - самый читающий в классе парень, тоже едет в Волгоград…
Катю назначили капитаном. Они распределили между участниками книги из списка, которые еще никто не читал. Библиотекарь рассказала, что в прошлом году больше всего вопросов было по «Гарри Поттеру». В результате все боялись огромной ответственности за Гарри )) и читать его не брался никто. Катя мне заявляла, что ей он неинтересен. Я даже верю, потому что она не боится трудностей и из двух зол всегда выбирает то, что неинтересно, а не то, что страшно.
Мои попытки убедить взяться за Гарри не принесли успеха. Я в то время читала Гарри на итальянском, пример мамы тоже не вдохновил. И за день до конкурса чуть ли не силой заставила послушать первого Гарри в формате аудиокниги: «хоть послушай, сколько успеешь. Хороша ты будешь в роли капитана команды, если и в этом году большая часть вопросов будет по этой книге!)»
Участие в конкурсе было просто интересным опытом. А Гарри не отпускает до сих пор )) Конкурс был 8 апреля. А к восьмому мая Катя уже дочитывала шестую книгу! про Поттера…
Этим летом на море мы слушали Дмитрия Емец «Моя большая семья» и так понравилось его чувство юмора, что в поисках еще чего-нибудь от этого автора натолкнулись на «Таню Гроттер и контрабас».
«Мама, это глупости! Ничего не может быть лучше Поттера. Какой смысл писать пародии на него?!»
- Ок, ты просто послушай. Все равно в обед на пляже делать нечего. Лежишь под соснами рисуешь. Вот и послушай немножечко. Не понравится, выключишь ))
Теперь она не может точно сказать, кто ей нравится больше: Гроттер или Поттер ) Половину книг про Таню прочитала, а их, оказывается даже больше, чем про Гарри... А еще здорово, что с интересом читает и другие книги. А то у меня временами закрадывалась мысль, что ничего нового Катя теперь никогда читать и рисовать не захочет))
Почему решила это записать сегодня? Степан сейчас в первом классе. Пошел в школу примерно с таким же запасом как Катя.
На первое сентября читать умеет, но много не читает (с ним мы начали раньше, и мне каж-ся, что к школе он читал даже лучше, чем Катя). В классе есть ребята, читающие гораздо быстрее его. Сама слышала, мы ехали из музея и они вдвоем с одноклассницей читали одну книгу на двоих по очереди.
А на днях они писали пробную итоговую работу по литературному чтению. И получил ученик «9 из 10 баллов». Эта работа на понимание прочитанного. Может и Степе пошло на пользу время создания образов? Очень хочется на это надеяться)