Ремень не метод воспитания!!!
Разные статьи.Альтернатива физическому наказанию есть. Однако принять решение отказаться от шлепков легче, чем его осуществить.
Многие родители искренне желают отказаться от физического наказания. Но на деле сделать это не так просто.
–
Родительская модель воспитания, усвоенная с ранних лет от своих мам и
пап, воспроизводится на уровне автоматизма, особенно в стрессовой
ситуации, – комментирует психолог Фонда поддержки детей, находящихся в
трудной жизненной ситуации, Ксения Сборщикова. – Изменение привычного
способа требует сознательных усилий. Порой трудно справиться без
профессиональной психологической поддержки.
Страх «отключает» голову
Эта
картина известна каждому взрослому: маленький ребенок выскакивает на
проезжую часть дороги. Родители, хватая его, часто просто не могут
удержаться от шлепка из-за только что пережитого сильного страха за
малыша.
– И все же реакции могут быть разными: можно схватить ребенка
и крепко к себе прижать, женщины могут позволить себе расплакаться,
можно, наконец, словами выразить свои эмоции, – советует Ксения
Сборщикова. – Очень важно найти свой способ справиться со стрессом. Что
касается воспитательной стороны вопроса, не сомневайтесь: ребенок даже
лучше поймет ваши чувства, если выражать их без физического наказания.
Мама рассержена
Пятилетний
Вадим не на шутку развеселился в позднее время. Стучит по игрушечному
барабану, заливается громким смехом. И так увлекся, что не реагирует на
замечания взрослых. Если прибавить к этому усталость мамы или головную
боль отца, поводов для раздражения более чем достаточно. В итоге пара
звучных шлепков, и ребячий смех тут же превратится в не менее громкий
рев. Но можно же и по-другому.
– Во-первых, нужно убедиться, что
ребенок вас услышал и понял, – объясняет Ксения Сборщикова. – Порой
родители говорят: «Прекрати немедленно», а ребенок не понимает, что
именно ему нужно прекратить. Особенно часто такая ситуация возникает,
если запретов слишком много. Поэтому важно говорить конкретно: «У меня
разболелась голова, трудно выносить шум. Играй, пожалуйста, потише». Еще
лучше предложить варианты, как это можно сделать: перейти в другую
комнату и закрыть плотно дверь, накрыть барабан мягкой тряпкой, заняться
другой игрой. Во-вторых, стоит здраво оценить, в силах ли ребенок
выполнить требования взрослого. Если ребенок утомлен или перевозбудился,
он не может успокоиться сам, просто не умеет. Предложите спокойную
игру, для двухлетнего подойдут даже «ладушки» или «ляпки-тяпки»,
увлеките совместным действием, например, сказав «я буду мыть посуду, а
ты собирай и приноси ложки». В-третьих, если ребенок понял вас и может
выполнить ваши требования, но не делает этого, постарайтесь понять
почему. Может быть, он обижен или расстроен, или наоборот, хочет
заслужить вашу похвалу (ведь вчера бабушка так радовалась, когда он
стучал на барабане), или так соскучился, что готов терпеть даже крик,
лишь бы на него обратили внимание. В этом случае, лучше всего поговорить
с ребенком, что происходит и постараться понять.
Нужна помощь, а не наказание
День
у мамы второклассника Ларисы выдался трудный. Что ни час – одни
расстройства. Утром сынок обманул, что ничего не задали по математике,
за что получил двойку в школе, получил замечание дневник за то, что
дрался с одноклассником. И в довершение всего порвал куртку на горке, с
которой катался после уроков, вместо того, чтобы спешить домой. При этом
ни в одном из происшествий себя виноватым не считал – это все
учительница, сосед по парте и горка виноваты.
На жалобы мамы, папа
предложил развить положительные качества отпрыска с помощью ремня.
Психологи в один голос утверждают, что такой метод воспитанию не
поможет.
Оказывается, что похвала в четыре раза эффективнее. То есть
можно четыре раза шлепнуть за проступок, а можно с тем же результатом
один раз похвалить за хорошее поведение. Только хвалить нужно четко
описывая поведение, заслужившее ваше одобрение. Например: «Как здорово,
что ты собрал все игрушки (приготовил уроки, вымыл посуду...) к моему
приходу».
– Позвольте сыну или дочери столкнуться с последствиями
своих действий, – комментирует Ксения Сборщикова. – Например, порвал
куртку – ходи в штопаной. Реальность оказывается лучшим учителем, а ваши
отношения не страдают – вы вполне можете посочувствовать в беде.
Предложите ребенку по возможности исправить сделанное. Даже малыш может
осторожно собрать осколки и вытереть лужу, если, допустим, разбил чашку.
Подростка попросите купить такую же из его карманных или заработанных
денег. Ребенку очень важно знать, что ошибки можно исправить – это
повышает уверенность в своих силах и желание вести себя хорошо. В целом,
родителям стоит помнить, что дети всегда хотят заслужить их одобрение, и
если это не получается, дети нуждаются в помощи, а не в наказании.
Бить или любить?
Как воспитывают детей многодетные представители сильной половины Волгоградской области. Для этого мы попросили ответить их на вопрос: «Детей надо воспитывать кнутом или пряником?».
Вот что услышали в ответ.
Роман
Белов, начальник изолятора временного содержания межмуниципального
отдела МВД России «Суровикинский», старший лейтенант полиции, отец 5
детей:
– И тем, и другим. Из своего опыта могу сказать, что
детей приходится как хвалить, так и ругать. Последний раз пришлось
отругать сына Диму, который учится во втором классе. В школе он где-то
катался на коленках и порвал брюки. С сыном мы строго поговорили и
объяснили ему, что новая одежда стоит дорого. На нее уйдут деньги,
которые можно было бы потратить на игрушки, сладости, развлечения. Хотя
чаще Диму мы конечно же хвалим. Он у нас умница – учится хорошо и при
этом еще успевает посещать музыкальную школу. В нее он поступил на год
раньше, чем в общеобразовательную. Поощряем детей по-разному. Когда
деньгами, когда подарками, а когда и просто все вместе отправляемся на
природу отдохнуть, позагорать, порыбачить.
Борис
Колодяжный, начальник отдела УУП и по делам несовершеннолетних отделения
полиции РП «Чернышковский» межмуниципального отдела МВД России
«Суровикинский», старший лейтенант милиции, 5 детей:
–
Чаще, конечно, воспитывать надо пряником. При этом детей не обязательно
поощрять деньгами. Это им даже во вред. Лучше, чтобы подарки были
практичными. Например, можно пообещать: окончишь год без четверок –
купим тебе компьютер.
Но иногда приходилось применять и строгие меры
наказания. К счастью, такое у нас в семье случалось нечасто. Последний
раз ремень доставал лет пять назад. Нашему второму сыну Никите тогда
было пять лет. Мальчик был перевозбужден после показанной по телевизору
сцены казни (этика на телеэкране – отдельная тема для разговора) и
пытался с палкой в руках повторить подобное в отношении утят. Конечно,
сыну мы объяснили, что такое убийство, какое наказание с точки зрения
закона и морали за это следует. Также рассказали, что не все хорошо, что
показывают по телевизору. И Никита все понял. С тех пор он обожает
животных.
Протоиерей Николай Пичейкин, отец 7 детей:
–
Детей надо воспитывать любовью. Кнут и пряник – слишком узкий подход к
проблеме воспитания. В любви же могут сочетаться и строгость, и ласка.
Наказание обозначает, в том числе, и «наставление на путь истинный». И
способов этого наставления множество. В нашей семье понятие ремня –
скорее образное выражение, чем физическое. В идеале надо стремиться к
тому, чтобы воспитать у детей боязнь огорчить родителей.
Владимир Овчинцев, депутат Волгоградской областной думы, отец 3 детей:
–
Ни тем, ни другим. Для меня всегда примером была моя мама. В семье на
нас, детей, никто никогда даже не замахнулся. И пряников тоже не было,
потому что мы росли в послевоенное время. Но между нами было главное –
это доверие. Поэтому в семье царили мир и взаимопонимание.
Я также
стараюсь доверять детям. У меня три сына: старшему 41 год, среднему 36, а
младшему 9 лет. Они совершенно не похожи друг на друга, и это
естественно. Ведь все дети рождаются со своим неповторимым характером,
талантами и склонностями. Можно повлиять на развитие их способностей,
привить те или иные манеры, культуру поведения, но все остальное
формируется задолго до появления ребенка на свет.
Поэтому воспитание
должно заключаться в том, чтобы стать для ребенка другом, наставником.
Надо уметь слышать ребенка и понимать его. Также следует помнить, что
маленького человека достаточно обмануть один раз, и атмосфера
взаимопонимания может быть утрачена.
Сергей Симушин,
актер НЭТа, заслуженный артист России, директор Волгоградского отделения
Союза театральных деятелей РФ, отец 9 детей, из которых 8 приемные:
–
Воспитывать детей надо только любовью, никаких других средств не
существует. К каждому ребенку можно и нужно, образно выражаясь,
подобрать ключик. Ведь в каждом из детей есть золото, которое родителям
надо уметь отыскать. Как гласит древнекитайская мудрость, до трех лет
ребенок – твой бог, с трех до десяти – твой раб, а с десяти лет – он
твой друг. Согласен с этим. Всем моим детям за десять, поэтому со всеми у
меня доверительные, дружеские отношения. Если возникает недопонимание,
проблему решаем путем разговора. Когда найдена точка соприкосновения
идей, целей, мыслей, можно справиться с любой трудностью.