Лиза
9 лет
О развивающих игрушках
Общее развитиеВытащила статью из черновиков и дополнила.
Я давно знаю ответ на этот вопрос, и почему-то делаю все наоборот.
Это статья о том, что я упустила, пока старалась дать ребенку все самое лучшее.
Наверное, это пост о детях после 2х лет.
С самого детства я покупала много материалов для Алисы. Наши стеллажи ломятся от книг, в комодах пазлы, развивающие материалы, игры, сыпучести, все для самовыражения и творчества. Методики, из которых я беру идеи и воплощаю в жизнь, будь то Монтессори, Шичида или кто-то еще, требуют очень разнообразного материала и частой смены деятельности для получения максимального сенситивного опыта. И я придерживаюсь этой точки зрения. Поэтому пост не об этом.
Так было несколько лет подряд, пока ребенок не подрос и не захотел иметь настоящие игрушки.
Одна за одной начали приобретаться пушистики, куклы, животные, дома, машины, какие-то игрушки, которые нельзя никак классифицировать. Множественные родственники, узнавая об увлечениях Алисы, начинали всячески поддерживать их, скупая все, что видели в детских магазинах с нужным посылом.
Но что я заметила, так это то, что как бы я ни учила играть Алису в ролевые игры, игрушки она просто складывает в кучу. Подарили - "спасибо" - и в кучу.
Все изменилось, когда мы пару месяцев назад продали нашу квартиру и переехали во временное жилье, взяв сюда только самое необходимое: две коробки с книгами, пару мягких игрушек, горстку фигурок шляйх, пять пазлов, куклу, мозаику и конструктор. Тогда и выяснилось, что Алиса умеет играть сама. Самая простая мозаика за 60 рублей увлекала ее куда серьезнее и дольше, чем сложная яркая игрушка за 5000. И это была та самая мозаика, которая месяцами пылилась фактически без дела вместе со всем остальным игрушечным барахлом. Меня очень радовало это новое обстоятельство.
Я много раз читала и прекрасно знаю, как негативно обилие игрушек влияет на желание играть, гасит фантазию и исследовательский интерес. Вспомните наше детство: готовишь в импровизированной кастрюльке кашу из песка, льешь водичку, сыплешь головки цветов и листья. Палочка - это ложка, конфетки - камушки в фантиках. Как недавно сказал мой муж: вот есть у тебя солдатик, пульку от него потерял - и все, ходи ищи - горе вселенское. Игрушка ценилась, в нее играли, ее желали. С тремя солдатиками у тебя была уже целая армия. И она ведь и правда была, ее рисовало воображение, когда ходило воевать под стул с врагом и пряталось в окопах в складках покрывала. А сейчас сто игрушек, а ребенок мается от скуки.
Очень быстро наше счастливое безыгрушечное царство начало обрастать игрушками. Мы пережили очередное нашествие игрушек, когда случилось два главных праздника подряд. Новый год, и следом сразу день рождения завалили нашу квартиру новой лавиной плюша и пластика. Все вернулось на круги своя. Нам даже не удалось выдавать Алисе игрушки порционно, потому что каждый гость желал сразу распаковать свой дар и увидеть горящие глаза ребенка. Но взгляд почему-то не загорался.
В Германии уже давно во многих садах проводится день без игрушек. Сначала в виде эксперимента, а теперь и на постоянной основе, один раз в неделю все игрушки "уезжают в отпуск". Казалось бы, катастрофа. Что будут делать дети? А дети, между тем, чувствуют себя прекрасно: они лучше взаимодействуют друг с другом, их общение укрепляется и становится осмысленнее, потому что теперь для того, чтобы играть нужна не игрушка, а другой человек. Глубина и проработка игр меняется к более сложной, появляется режиссура, улучшается речь, в ход идут шишечки, палочки, камушки - все подручные материалы, фантазия работает как сумасшедшая. И, по собственному мнению детей, не хватает им порой только кукол, конструктора и кубиков, то есть того, что можно активно применять в игре и для игры.
Сейчас очень много красивых игрушек. Я и сама не удержалась и подарила Алисе большой деревянный кукольный дом. Хотя, наверное, стоило еще повременить и дождаться, когда она отработает разные способы строительства и обустройства домов для кукол самостоятельно: найдет полочку в стеллаже для домика или обставит коробку из-под обуви, например. В этом плане хорош картон. Даже если вы сами мастерите ребенку трамвайное депо или домик для куклы, ребенок как минимум увидит процесс создания удивительной игрушки из ничего, а в возрасте постарше всеми силами постарается принять участие в созидательном процессе.
Игра необходима детям для того, чтобы отрабатывать в ней навыки взрослой жизни. Это не только приятное время препровождение, это еще и необходимое условие для полноценного психического и физического развития.
Сюжетная и ролевая игра учит детей произвольным действиям, импровизации, режиссуре. Именно так ребенок пробует дифференцировать себя в этом мире, примеряет на себя разные роли, принимает различные точки зрения.
Помимо прочего, дети подражают труду взрослых, играют в догонялки, в пап и мам, кормят и ухаживают за куклами, детенышами животных, играют в ферму, тушат пожары, играют в коллективную борьбу. Конечно, помимо старых как мир игр в нашем мире необходимы игры, развивающие память, эрудицию, быстроту мышления и фантазию. В отличие от животных, это как раз те качества, которые помогают человеку выжить и преуспеть в современном мире.
Возвращаясь к теме игрушек, их индустрия получила настолько широкий отклик в сердцах родителей, что в погоне за ярким пластиком, родители скупают всё и очень удивляются, почему чадо не играет в дорогую игрушку. Если ребенок строил свою собственную пожарную станцию, почему ему вдруг неинтересно играть с готовым набором? Нет, игрушки могут привлекать ребенка довольно долго, но часто это происходит в том возрасте, в котором ребенок еще не в состоянии придумать элементы сам, тогда он пользуется готовым. Или в случае, когда вы дарите первую-вторую серьезную игрушку, но никак не десятую.
Простые игрушки и природные материалы, которые могут интерпретироваться ребенком как угодно, оказывают неоценимую поддержку в развитии. Взяв в руки палочку, шишку, лоскуток ткани или кусок коры, ребенок сразу же считывает все характеристики, получает огромный сенситивный опыт, и его фантазия, получив все исходные данные, начинает искать применение этого предмета в игре. Неоформленная вещь вызывает в ребенке множество ассоциаций, начинается строительство новых связей, которые все дальше уводят его от изначальных свойств предмета. Именно это и дает зачатки латерального мышления, самостоятельности суждений и креативности.
Конечно, я не призываю к аскетизму: срочно выбросить все игрушки и закупиться картонными коробками. Можно купить и кухню, и железную дорогу, и много всего того, что требует родительская (именно родительская) душа, которая не доиграла в детстве и всегда с горящими глазами смотрела на потрясающие пластиковые игрушки в зарубежных фильмах, которые теперь появились и на наших прилавках. Но мне кажется, что место для воображения должно оставаться всегда. Пусть ребенок сначала поиграет в простую самодельную модель того, что родители хотят ему купить. Пусть он придумает все возможные способы реализации этого образа (в определенном возрасте, конечно), пусть он получит в подарок кухню, но не получит еду и посуду, или получит в подарок игрушки, но не получит дом для них, чтобы он смог реализовать свою фантазию. И пусть, когда он получит и то и другое, все это будет максимально приближено к настоящей модели из взрослой жизни - именно тогда его заинтересует игрушка. Потому что игрушка должна привлекать, и привлекать не своей яркостью, а своей натуральностью, чтобы ребенок мог получить от нее максимум пользы, продлить ее жизнь в игре, находя для нее все новые образы и способы применения. То есть я считаю, что каждая покупка должна быть обдумана и взвешена. И в первую очередь меньше всего для таких покупок подойдут интерактивные игрушки, с которыми нельзя придумать ничего, кроме того, что заложено в них производителями, за редкими исключениями.
В свою очередь все детские игры можно поделить на несколько типов или категорий, каждая из которых должна быть представлена у ребенка в арсенале его игр для его гармоничного развития.
1. Это игры в социуме и ролевые игры, которые учат ребенка взаимодействовать с окружающими людьми, искать компромиссы, примерять различные роли, практиковаться в будущей взрослой жизни. Такие игры необходимы ребенку после 3 лет.
2. Режиссерские игры, когда ребенок раздает роли своим игрушкам и действует как постановщик от лица игрушек, разыгрывая различные сцены и ситуации. Зачатки таких игр видны у детей уже к двум годам, но раскрываются позже.
3. Созидательные игры, когда ребенок стремится изготовить что-то сам, сотворить какой-то продукт, нарисовать, изобрести, сложить, слепить. Зачатки таких игр впервые проявляются еще в песочнице, когда ребенок строит свой первый куличик, или когда рисует первую мазню, и становятся неотъемлемой частью жизни ближе к трем годам. Постепенно ребенок усложняет техники, пробует новое и совершенствует свои задумки, развивая моторику, фантазию, координацию и творческую позицию.
4. Игры с правилами, которые регулируют взаимоотношения участников игры и сам процесс. Например, настольные или карточные. Чтобы ребенок учился также действовать по правилам, умел удерживать в голове систему, учился как выигрывать, так и проигрывать. Простейшие игры с правилами можно найти и для детей двух лет. Например, вот тут я выложила свою игру, которую можно скачать, в нее мы играли как раз в этом возрасте. Там разделе есть и другие наши самодельные игры с правилами попроще. Со временем система правил должна усложняться, в арсенале могут появляться новые игры.
На всех этих этапах ребенка, конечно, необходимо обеспечить качественными и красивыми играми и игрушками (мы же еще вкус и эстетику с детства привить пытаемся), чтобы у ребенка были все необходимые инструменты для реализации своих игр.
И, конечно же, ребенка надо учить играть. Ребенок обязательно должен уметь играть самостоятельно. И вовсе не для того, чтобы мама освободила себе время, хотя это и приятное дополнение, но, как я уже говорила, еще и для того, чтобы ребенок умел придумать себе занятие, а в дальнейшем хобби и увлечения, чтобы ему никогда не было скучно, ведь взрослые не будут развлекать его всю жизнь. Ну и (который раз одно и то же, ну не попугай ли я), фантазию все это развивает, а фантазия - умение мыслить нестандартно, жить интересно и решать задачи творчески.
Сразу скажу, что вряд ли ребенок, с которым активно и много занимались родители до двух-трех лет, сможет с легкостью самостоятельно себя занять надолго и в любое время. Ребенку обязательно будет нужна предварительная подготовка и помощь взрослых, чтобы он не застревал на одном и том же штампе, проигрывая раз за разом одну и ту же игру. Провозившись несколько месяцев с ним на полу и в песочнице, научив азам игры, предложив много вариантов действий и отправных точек, различных сценариев, отзываясь на зов ребенка, как только он потребует родителей к себе, чтобы не чувствовать одиночество во время игры, а так же научив доводить игру до конца или до какой-то определенной кульминации и развязки, похвалив и порадовавшись за него, не навязывая свои правила, уверена, можно добиться прекрасных результатов.
И еще. Сейчас я активно возвращаю к нам в дом томящее чувство ожидания желанной игрушки. Потому что с нашей богатой библиотекой у Алисы теперь есть уверенность, что книга - это не подарок. Книгу приносит курьер. Игрушки появляются сразу, как только Алисе что-то начинает хотеться. В один момент я перестала контролировать себя и начала предугадывать желания ребенка, а делать этого совершенно не стоит. За что боролась.
С игрушками так же. Если раньше я потакала ее желаниям, то теперь я томлю ее в ожидании, заставляя действительно захотеть. Не мать, а ехидна. Так на Новый год у Алисы появились динозавры, которых она хотела с октября. Осталось только проредить весь накопившийся вагон игрушек, оставив самое важное.
В моем раннем детстве были игрушки, в том числе и хорошие, и дорогие, и привозные. Но запомнила я только магнитик на холодильник по имени Блюм-блюм, прищепку-коалу, конструктор, проволоку, из которой я делала человечков и украшения, а еще то, как я собирала цветные стеклышки и красивые черепки в свою коллекцию, а потом делала из них секретики. Тогда мы знали, как можно поиграть с фантиком, теперь дети не знают, как играть с роботом, подъемным краном и армией кукол. А родители, в надежде, что хоть с новым катером сынок наконец-то будет играть, скупают катера, вертолеты, дома и полцарства в придачу.
SummyMay
Согласна, что когда скупаешь полмагазина толку нет. Я стараюсь и родственником не поощрять на тысячный набор пирата. У нас из любимых игрушек это медведь Проня с которым спит, пара кукол, ну так чисто для прогулок, и гирсы При чем когда подарили, думала поиграет день и будут валяться, а нет, Машка с удовольствием что-то постоянно сооружает из них. Иногда с папой часами перед холодильником делают идеальную бабочку)) Выглядят они вот так вот
15.09.2015
Ответить
Juliana
Эх... правильно значит муж отговаривал от покупка мусоровоза — сын его просто обожает и "делает" его из любой машинки, а мне хотелось именно с баками и т.д. Нас знакомые просто завалили всякими дешевыми машинками, девать их некуда, ... НО на днях услышав, как "разговаривают" две машинки "машинка Нива, привет", "привет маленькая машинка, пошли гулять" ... задумалась.
22.04.2015
Ответить
Лена
"Самый легкий способ испортить ребенка — это давать ему больше, чем он может оценить." (Х.Анделин). Последний месяц постоянно задумываюсь над этой фразой и ваш пост как нельзя кстати.
08.04.2015
Ответить
Ольга
Лиза, скажите, как вы относитесь к таким игрушкам? Вы для меня являетесь эталоном вкуса и прежде чем приобрести эти дорогие игрушки , хочу узнать ваше мнение... Ваша Алиса играла бы такими игрушками?
07.04.2015
Ответить
Лиза
К таким отношусь очень хорошо, природные материалы, отсутствие рамок - мне это очень нравится, мы сооружаем такое из подручных материалов.
08.04.2015
Ответить
Ndonrtara
Я стараюсь брать игрушки по минимуму, или же сама наталкиваю ребенка на мысль что эта игрушка ей нужна, последний раз мы таким образом взяли гирсы вместо очередной куклы, малышка играет с ними каждый день и ей действительно интересно.
23.03.2015
Ответить
Ксю
Наткнулась случайно на этот пост и, боже, я подписываюсь под каждым словом! Я сама педагог и знаю, как важно развитие фантазии и т.д., но сейчас я стала мамой и каждый раз иду в магазин, и покупаю сотую игрушку, хотя и понимаю, как я не права. Спасибо вам большое за вашу статью, она заставила меня задуматься)
22.03.2015
Ответить
Оставшиеся комментарии доступны после регистрации
Зарегистрируйтесь и получите полный доступ ко всем функциям сайта.