Упражнения против плоскостопия у детей
Гимнастику лучше проводить в утренние часы, когда мышцы еще не утомлены. Технику и темп упражнений лучше показать малышу на собственном примере. Помещение не должно быть душным, или со сквозняками, а заниматься ребенку следует в удобной одежде, не стесняющей его движений. Перед упражнениями следует походить на носках, затем попрыгать на носках на одной, а затем на двух ногах.
Основные упражнения против плоскостопия
Вращение стопами стоя и сидя.
Подъем на пальцы и опускание на пятки.
Ходьба на пальцах.
Полуприседания на пальцах.
Небольшие подскоки на пальцах.
Ходьба по гимнастической палке ступнями вдоль и поперек. 
Игровые упражнения против плоскостопия
Упражнение «КАТОК» - ребенок катает вперед-назад мяч, скалку или бутылку. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.
Упражнение «ХУДОЖНИК» - ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, карандашом, зажатым пальцами ноги, рисует на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист другой ногой. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.
Упражнение «РАЗБОЙНИК» - ребенок сидит на полу с согнутыми ногами. Пятки плотно прижаты к полу и не отрываются в течение всего периода выполнения упражнения. Движениями пальцев ноги он старается подтащить под пятки разложенное на полу полотенце (или салфетку), на котором лежит какой-нибудь груз (например, камень). Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.
Упражнение «СБОРЩИК» - ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, собирает пальцами одной ноги различные мелкие предметы, разложенные на полу (игрушки, прищепки для белья, елочные шишки и др.), и складывает их в кучки. Другой ногой он повторяет то же самое. Затем без помощи рук перекладывает эти предметы из одной кучки в другую. Следует не допускать падения предметов при переносе.
Упражнение «МЕЛЬНИЦА» - ребенок, сидя на полу с выпрямленными ногами, описывает ступнями круги в разных направлениях.
Упражнение «ХОЖДЕНИЕ НА ПЯТКАХ» - ребенок ходит на пятках, не касаясь, пола пальцами и подошвой.
Врачи рекомендуют ежедневно перед сном в течении пяти минут держать стопы ног в воде комнатной температуры. В летнее время по возможности чаще использовать ходьбу босиком по земле, песку, маленьким не острым камешкам, воде. Для укрепления свода стопы полезно лазание по гимнастической лестнице, канату, босиком.
Ходьба по доске, бревну, развивает не только свод стопы, но и является хорошим средством для предупреждения плоскостопия и косолапия у детей. Полезно ходить по ребристой доске, поставленной с наклоном 30 градусов (например на рейку гимнастической лестницы).
Комплекс упражнений при плоскостопии у детей может включать в себя:
1. Попеременное сгибание и разгибание стопы сидя.
2. Верчение стоп.
3. Так называемые качели. Попеременно ребенок поднимается на пальцах и опускается на пятки.
4. Ходьба только на пальцах.
5. Положите на пол гимнастическую палку. Ходьба по ней очень полезна.
6. Полуприседания на пальцах.
7. Приседание на гимнастической палке.
8. А это упражнение будет напоминать ребенку зиму. 1-3 минуты пускай он ходит на пальцах, как на лыжах.
9. Для гимнастики потребуются и два мяча. Маленький очень полезно 1-3 минуты качать пальцами ног. На большой (так называемый медицинбол) ребенок должен стать и немного побалансировать. А потом пусть попробует сделать, не сходя с мяча, несколько приседаний.
10. Подскоки на пальцах.
11. Купите гимнастический обруч. Пусть ребенок научится катать его пальцами ног.
12. Поднимание разных предметов пальцами ног.
13. В исходном положении сидя с выпрямленными ногами: колени и пятки соединены, правая стопа сильно разогнута; подвести передний отдел левой стопы под подошву правой, затем повторить упражнение, поменяв ноги.
14. Погладить внутренним краем и подошвенной поверхностью правой стопы левую голень, повторить, поменяв ноги.
15. В исходном положении - сидя на стуле: сгибать пальцы стоп.
16. Приведение стоп внутрь.
17. Кружение стопами внутрь.
18. Обеими стопами захватить и приподнять мяч (волейбольный или набивной).
19. Пальцами ног захватывать и приподнимать карандаш.
20. Пальцами ног захватывать и приподнимать губку.
21. Пальцами ног подтягивать тонкий коврик.
22. В исходном положении: стоя на носках, стопы параллельно. Перейти на наружный край стопы и вернуться в исходное положение.
23. Ходьба босиком по песку (для песка можно приспособить ящик размером полметра на метр) или коврику из поролона (или с большим ворсом), согнув пальцы и опираясь на наружный край стопы.
24. Ходьба по скошенной поверхности с опорой на наружный край стопы.
Ходьба по бревну боком.
• Терапевтическая гимнастика: упражнения при плоскостопии у ребенка
Упражнение № 1. Ходьба на носочках. Правильная осанка обязательна: руки на поясе, голова прямая, немного прогнуться.
Упражнение № 2. Ходьба на внешней стороне стопы: поджать вовнутрь пальцы, ставить стопы при ходьбе параллельно друг к другу.
Упражнение № 3. Хождение по какой-либо ребристой поверхности («стиральной» доске, к примеру). Топать ножками по ребристой доске очень полезно. Поставьте доску под наклоном 30 градусов на какую-то опору.
Упражнение № 4. Хождение на месте, не отрывая от пола носки. Одновременно нужно стараться поднимать повыше пяточки.
Упражнение № 5. Хождение по палочке боком, или просто по толстому шнуру.
Упражнение № 6. Перекаты с носка на пяточку, при этом лучше стоя на палке или шнуре, но можно и просто на любой твердой поверхности.
Упражнение № 7. Ходьба с перекатами, делаемыми с пяточки на носок. Корпус держать прямо, не опускать голову. Энергично делать подъем, отталкиваясь пяточкой.
Упражнение № 8. Катание палки вперед и назад стопами. Палка должна быть диаметром порядка 3 см. Упражнение выполнять сидя, но с упором на ноги.
Упражнение № 9. Приподнимание тела на носочки с опусканием на всю стопу. При этом ступни стоят так, чтобы большие пальцы ног вместе, а пятки врозь.
Упражнение № 10. Приседания с ногами на носочках. Можно держаться за опору для равновесия.
Упражнение № 11. Очень хороша гимнастика при плоскостопии у ребенка в положении сидя. Нужно сесть на пол, сделать упор руками сзади, и далее захватывать пальцами ног какие-то мелкие предметы (палочки, шнур, шарики), и перекладывать их влево и вправо. Затем можно захватывать предметы покрупнее внутренними сводами стоп - кеглю, мяч, подтягивать их к себе, передавать рядом сидящему.
Рекомендуется, чтобы ребенок после сна разминал стопы, прежде чем встать: сидя, разгибать и сгибать пальчики ног, поднимать вверх ножки, разводить в стороны носочки, делать круговые движения стопами, массировать подъем одной ножки другой.
Поможет укрепить своды стоп, лазанье босыми ножками по гимнастической лестнице, канату. Хождения по доске, бревну, мостику-качалке не только развивает свод стопы, но и оказывает хорошее воздействие на предупреждение развития плоскостопия и косолапости у детей.
Лазанье босиком по гимнастической или веревочной лестнице поможет укрепить связки и мышцы стоп, голеностопные суставы, пальцы ног, а также развить в ребенке ловкость, смелость, решительность. Главное, не переоценивайте возможности своего малыша, учитывайте его индивидуальные возможности.
Лечебная гимнастика
Проводится несколько раз в день по 2-3 упражнения.
Ходьба по узкой дорожке,в качестве "узкой дорожки" можно использовать любую(10-15 см) доску,полоску на ковре,можно нарисовать ее мелом.
Предложите малышу пройти по этой дорожке,не выходя за ее пределы.
Ходьба на наружных краях стоп(Мишка-косолапый)
Ходьба по различным рельефным поверхностям лучше это сделать летом,когда малыш может бегать босиком по земле,песку и по жестким камешкам.
Захват мелких предметов пальцами ног развивает мелкие мышцы стопы,увеличивает подвижность и ловкость пальцев.Это упражнение можно делать сидя и стоя.
Предложите малышу "поймать" мелкий предмет(карандаш,палочку) и удерживать его некоторое время.
Собирание платочка пальцами ног захватывание и собирание ткани.
Сидение в позе по турецки,помогайте ребенку вставать,поддерживая его за руки.При стоянии стопы должны быть крест на крест,меняйте их поочередно,так чтобы в переди была то правая то левая стопа.
Приседание на полную стопу при выполнение этого упражнения стопы не должны отрыватся от пола.Можно помогать поддерживая малыша за руки или подмышки.
Вставание на носки .Это упражнение можно обьеденить с игрой"стань большим"-ребенок встает на мысочки и тянет вверх руки,"стань маленьким"-приседание на полную стопу.
Полезные упражнения для стопы (Подходит и взрослым и детям). Профилактика плоскостопия.
1. «Совушки»
Цель: самомассаж стоп.
Материал: канат, гимнастическая палка или обруч.
Содержание упражнения: переступать по канату приставным шагом правым и левым боком, пятка ставится на пол, пальцы стоп обхватывают канат.
2. «Ёжик»
«Поиграем с ежиком»
Массируем мы ножки,
Чтоб бегать по дорожке.
Цель: самомассаж стоп
Материал: массажный мяч «ёжик».
Содержание упражнения: И.П. стоя, руки на поясе. Покатывать мяч стопой от носка к пятке сначала правой ногой, затем левой.
3. «Смельчаки»
Цель: самомассаж стоп.
Материал: деревянные палочки.
Содержание упражнения: И.П. - стоя, руки на поясе. Прокатывание палочки друг другу одной ногой. То же другой ногой.
4. «Попробуй, как я»
Пальчиками ножек собираем мы,
Червячков для ёжиков,
Шишечки для белочек-
Смелые ведь мы.
Цель: укрепление мышц свода стоп.
Материал: верёвочки, платочки
Содержание игры: И.П. стоя перед обручем, руки на поясе. По сигналу воспитателя собирать как можно больше предметов из обруча, чередуя правую и левую ноги. Затем дети считают набранные предметы. Выигрывает тот, кто больше собрал.
5. «Силачи»
Мы платочки в ножки взяли,
И немного помахали.
Цель: укрепление мышц свода стоп.
Материал: платочки.
Содержание игры: И.П. стоя, руки на поясе, разложенный платочек на полу перед ногой. Под музыку захватить платочек одной ногой, помахать им, положить. То же другой ногой. Выигрывает тот, кто не уронит платочек ни разу.
6. «Нарисуем фигуру»
Мы умеем рисовать, ручками и ножками.
Ножки будут выполнять, замыслы художников.
Цель: профилактика и коррекция плоскостопия, укрепление мышц свода стоп.
Материал: фломастеры, бумага.
Содержание игры: И.П. стоя, руки на поясе, фломастер зажат пальцами одной ноги.. Под музыку дети рисуют фломастером на бумаге изображение какой-либо геометрической фигуры. То же другой ногой.