Последебатный список для личного пользования
Пост родился после обсуждения статьи о сказках и тенденций в сообществе. Просьба никому не принимать близко к сердцу, просто если вдруг кому-то список покажется нужным, то он сможет им воспользоваться, а на НЕТ - и суда нет )
Итак, тема разделения детской литературы по гендерному признаку. Сразу оговорюсь, что я не вижу необходимости это делать и не признаю такого разделения. Как уже сказали здесь в обсуждениях, книги бывают хорошие и все остальные, которые для привлечения к ним хоть какого-то внимания начинают делить на "книги для девочек" или "для мальчиков". Очень с этим согласна. Но многим родителям все же в той или иной степени тяжести свойственна "детская болезнь левизны в коммунизме гендерного шовинизма".
Мне в 1 классе мама подарила книгу, многократно показанную в здешнем сообществе - "Девочки, книга для вас!" Книгу мы читали вместе с братом (он старше меня на 2 года). Не скажу, что запоем. Но она оказалась очень нужной как для меня, так и для него. Причем, читали до 8 класса, периодически ее открывая. Мы делали игрушки из спичечных коробков и яичных скорлупок, осваивали разные виды швов, ковыряясь иголкой в тряпках. В 3 классе брат играл Петушка в пьесе "Колосок", взятой для школьной постановки из этой же книги, которую он принес и показал учительнице. В 4-м он испек торт по рецепту из этой книги - пробовать подгоревший и чуть не насмерть засохший в духовке тортик сбежалось пол-улицы ребят, мама меня этим тортиком пилила вдоль и поперек до 25 лет, пока не попробовала испеченную мной "черепаху". Потом он увлекся комнатными растениями, прочитав первые советы именно в этой книге. Все это нисколько не мешало истинно мальчишечьим интересам, с 5 класса ему выписывали "Юный техник", с 7 - "Моделист-конструктор" и "Техника - молодежи", он таскался то с лобзиком, то с паяльником, то начинал вязать себе полосатый шарф. Вряд ли эту книгу он взял бы в библиотеке, да и многие другие тоже. А читали мы все наше детство одно и то же, друг за другом, читая все подряд и периодически ссорясь из-за очередности. Если б мы росли по одному, очень многое просто не попало бы в поле зрения.
И здесь я хочу разместить список книг, которые могут остаться непрочитанными только из-за чьих-то личных родительских пристрастий или - скажем просто - заморочек. Я порасспрашивала мужчин и мам, теть, бабушек, сестер мальчиков - какие книги, в которых главная героиня - девочка, нравились/нравятся им в детстве/сейчас. И добавила то, что нравилось мальчишкам - друзьям моего школьного детства (мы тогда вместе ходили в библиотеку, менялись домашними книгами, нахваливали их друг другу), что читали дети моих друзей.
Г.Х.Андерсен - Снежная королева, Русалочка, Дюймовочка
Ш.Перро - Золушка, Спящая красавица, Красная шапочка
В.Катаев - Цветик-семицветик
А.Пушкин - Сказка о мертвой царевне и семи богатырях
А.Волков - цикл "Волшебник Изумрудного города"
В.Гюго - Козетта
Э-Т.Гофман - Щелкунчик
Ю.Олеша - Три толстяка
Л.Кэрролл - Алиса в стране чудес
О.Пройслер - Маленькая Баба-Яга
Л.Воронкова - Девочка из города, Командир звездочки
Ю.Яковлев - Девочка, хочешь сниматься в кино? Дочь командира
В.Осеева - Динка, Динка прощается с детством
М.Конопницкая - О гномах и сиротке Марысе
А.Гайдар - Военная тайна, Тимур и его команда (трое считают главной героиней книги именно Женю)
А.Линдгрен - Пеппи Длинныйчулок, Рони - дочь разбойника, Мы все из Бюллербю, Дети с Горластой улицы
В.Губарев - Королевство кривых зеркал
М.Лобату - Орден Желтого Дятла
Серая Сова - Саджо и ее бобры
С.Прокофьева - Лоскутик и облако, Глазастик и ключ-невидимка, Астрель и хранитель леса. Пока бьют часы.
Ю.Ермолаев - Стрелы пущены в цель
Л.Кассиль - Великое противостояние
В.Киселев - Девочка и птицелет
Е.Ильина - Четвертая высота
Л.Космодемьянская - Повесть о Зое и Шуре
А.Бруштейн - Дорога уходит в даль
К.Булычев - цикл про Алису Селезневу
В.Железников - Чучело
Р.Погодин - Дубравка
Л.Воронкова - Старшая сестра
В.Крапивин - Семь фунтов брамсельного ветра
Т.Майн-Рид - Отважная охотница
Скотт О"Делл - Остров голубых дельфинов
Д.Емец - цикл про Таню Гроттер
А.Белянин - Сестренка из преисподней, Моя жена ведьма
Т.Прачетт - Народ, или когда-то мы были дельфинами, Пехотная баллада
А.Грин - Алые паруса
Р.Фраерман - Дикая собака динго
А.Толстой - Аэлита
Г.Мартынов - Гианэя
М.Семенова - Валькирия
Д.Лондон - Маленькая хозяйка большого дома
Н.Горькавый - Астровитянка
Из того, что не было названо, но мне кажется достойным прочтения:
Г.Черкашин - Кукла
А.Куприн - Слон
А-К.Вестли - Аврора из корпуса "Ц", Гюро
Т.Михеева - Асино лето
М.Крюгер - Голубая бусинка, Привет, Каролинка!
Е.Шварц - Первоклассница
Л.Романовская - Самая младшая
И.Пивоварова - О чём думает моя голова, Однажды Катя с Манечкой, Тройка с минусом, или Происшествие в 5 "А", Рассказы Люси Синицыной, ученицы третьего класса
В.Медведев - Грунькины были и небылицы
Л.Давыдычев - Лелишна из третьего подъезда
Н.Дурова - Ваш номер!
Н.Надеждина - Партизанка Лара
Б.Васильев - Завтра была война
Ж.Браун - Зорькина песня
Ю.Яковлев - Балерина политотдела, Травести, Тайна Фенимора, рассказы - Игра в красавицу, Девочки с Васильевского острова, Гонение на рыжих, Капитан Джек
Л.Будогоская - Повесть о рыжей девочке
Е.Верейская - Три девочки
А.Березин - О девочке Даше
А.Алексин - Раздел имущества, Сердечная недостаточность, Мой брат играет на кларнете
Ю.Ермолаев - Дом отважных трусишек (на эту же тему длительного пребывания в больнице помню книги, где герои мальчики: Е.Мурашова "Барабашка - это я", Э.Шмитт. "Оскар и Розовая Дама", ОЧЕНЬ жесткая повесть Игоря Гергенредера "Дайте руку Королю")
Г.Лин - Где гора говорит с луной
Э.Портер - Полианна
А.Борисова - Записки для моих потомков
Е.Мурашова - Обратно он не придет (Полоса отчуждения)
Д.Рубина - Когда же пойдет снег?
Е.Маркова - Чужой звонок
Ю.Слепухин - Киммерийское лето
Ну и это можно почитать дошколятам:
Л.Яхнин - Таня и солнышко
С.Маршак - Усатый-полосатый, Кто колечко найдет
А.Барто - Девочка чумазая, Девочка-ревушка, про Машеньку, Настеньку, цикл "Младший брат" и др.
З.Александрова - Мой мишка, Малышок-голышок, цикл о Тане (Таня и волчок, Таня пропала, Большая ложка, Гули-гули, Кролики, Шарик, Букет и т.д.), цикл про Олю (Купание, Что взяла, клади на место и т.д.)
Л.Воронкова - Маша-растеряша, Солнечный денек, Золотые ключики, Снег идет, Подружки идут в школу - тоже замечательные!!!
С.Михалков - Мой щенок, Про девочку, которая плохо кушала, Как у нашей Любы
С.Прокофьева - Маша и Ойка
Н.Носов - И я помогаю!
В.Катаев - Дудочка и кувшинчик
Л.Пантелеев - Буква Ты, Про Белочку и Тамарочку, Фенька
И.Демьянов - Про Машу и манную кашу
Бр.Гримм - Горшок каши, Бабушка Вьюга
Айога
Г.Эльшнер - Тива Танцующий Листик
С.Могилевская - Про Машеньку и горошинку. Когда Машенька была маленькая
Г.Лебедева - Как Маша поссорилась с подушкой, Как Маша нянчила воронят, сборник "Мамин день рождения"
Е.Пермяк - Как Маша стала большой, Кто? Хитрый коврик, Смородинка, Ах! Как Тата голос выплакала, Надина ласточка, Хромая курица
Г.Цыферов - Где ежик?
А.Введенский - О девочке Маше, о собаке Петушке и о кошке Ниточке
И.Токмакова - Аля, Кляксич и буква А, Приключения в Тутитамии, Новые приключения Наташи и Наушки, Маруся еще вернется, Сосны шумят
М.Толмачева - Как жила Тася
Д.Родари - Сказки про Аличе
Е.Шварц - Приключения Шуры и Маруси
Э.Нийт - Пилле-Рийн
Э.Рауд - Сипсик
А.Линдгрен - Мирабель, Принцесса, которая не хотела играть в куклы, Лотта с Горластой улицы, Эльфа и носовой платочек
Д.Чижевская - У нас на кухне жили гномы
В.Гуров - Девочка и жирафа
Н.Гузеева - Жила-была девочка Леночка
Н.Забила - Ясочкина книжка, Про девочку Маринку, Катруся уже большая
В.Смирнова - Девочки (ее вы вряд ли найдете, проще всего распечатать текст и читать. Все равно она в последний раз издавалась почти без иллюстраций. Книга чудесная)
З.Воскресенская - Секрет, На кончике нитки
В.Осеева - Волшебная иголочка
А.Шевченко - Сказки девочки Даши (из серии Понарошкино)
П.Бажов - Серебряное копытце, Таюткино зеркальце
С.Топелиус - Жемчужина Адальмины
С.Георгиевская - Тетушка Зубная Боль
М.Кутовая - Сказки о великих сражениях, ябедах и жадинах, Сказки от слез
А.Усачев - Азбука для Буки, Малуся и Рогопед
Н.Гернет - Пешком по морю, Катя и крокодил, Хорошая вода
А.Анисимова - Капитаны детского сада
С.Логинов - Ящик
К.Вестерлунд - Мой дорогой снеговик
книги Л.Жутауте про Тосю-Босю
Лебединое озеро
Лорелея
Если что-то пропустила, вспомню, найду - буду дополнять список. И конечно же - кто что считает нужным добавить, надеюсь сделает это здесь ))
Н-да, самым трудным оказалось - выбрать категорию ))))