Игры для самых маленьких
Деть - Развитие, психология (статьи)В раннем детстве у маленького ребёнка формируется отношения к своему телу, он познаёт его через активное движение, через действие и общение с другими людьми.
• Лицо. Указательным пальцем дотрагиваётесь до глазок, затем до носика ребёнка, а потом ладошками легонька шлёпайте по его маленьким щёчкам, приговаривая при этом: «Глазки – уголь, нос – картошка, щёчки – булочки у нас».
• Пальчики. Возьмите ручку малыша и, показывая его пальчики, по очереди разгибайте и загибайте их:
Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел,
Песни пел и плясал,
Родных братцев потешал!
• Качалка. Малыш лежит на спинке. Коленки подтянуты к животу, ручки обхватывают их. Мама покачивает ребёнка, как колыбельку. Можно петь песенку или поговаривать стишок: «Ай качи, качи, качи! Прилетели к нам грачи». Данное упражнение позволит малышу хорошо почувствовать свою спинку.
Чувство безопасности. По мнению большинства психологов, чувство безопасности, базовое доверие к миру – одно из важнейших новообразований раннего детства. От того, сформировано оно или нет, зависит уверенность крохи в себе и своих силах в будущем, возможность совершать самостоятельные поступки.
• Яйцо. Сядьте на пол и посадите малыша у себя между ног, обхватив его руками. Руки и ноги, как бы образуют яйцо, внутри которого находится кроха. Осторожно покачивайтесь из стороны в сторону, можно включить приятную медленную музыку, а ещё лучше, если вы будете тихонько медленно напевать колыбельную песенку. Тесный телесный контакт между мамой и малышом позволяет ребенку почувствовать границы собственного тела, защищенность, поддержку близкого человека. А это, в свою очередь, поможет ему в будущем вырасти психологически устойчивым и уверенным в себе человеком.
• В ямку бух. Сажаем кроху к себе на колени и приговариваем:
Еду-еду к бабе к деду
На лошадке, в красной шапке,
По ровной дорожке
На одной ножке.
В старом лапоточке
По рытвинам, по кочкам,
Всё прямо и прямо,
А потом вдруг в яму –
Бух!
• Качели. Папа с мамой кладут малыша на одеяло , берут одеяло за края и осторожно поднимают малыша. Медленно раскачивая его поют:
Ай туту, туту, туту,
Не вари кашу круту,
Вари жиденьку,
Корми Сашеньку.
Раскачивайте лучше в ритме песенки, при этом тихо напевая. Можно петь любую колыбельную или любимую песенку малыша.
Ориентация в пространстве. Благодаря постоянным движениям, играм и упражнениям кроха начинает хорошо ориентироваться в окружающем пространстве. Это очень важно для его физического развития.
• Великаны и гномы. Упражнение выполняется стоя. Поднимите руки вверх, подсказывая малышу ход игры: «мы с тобой большие, как великаны. Затем опустите руки и быстро садитесь на корточки: «А теперь мы маленькие, как гномики». Через свой собственный опыт ребенок переживает, чем отличается большой и маленький. Аналогичным образом вы можете разыграть переживание любых полярных состояний: высоко - низко, там - здесь, далеко – близко и т.д.
• Катаем мяч. Научите малыша катать мяч. Катайте с начала друг другу. Потом можно ставить разные задачи, например докатить мяч до двери, до стола, до окна. Чтоб малышу было интересно придумайте сюжет для игры. Мяч может стать колобком, он катиться по лесной дорожке к зайке, к медведю и т.д.
• Спокойной ночи. Это упражнение можно делать перед сном. Снимите обувь и носочки. Возьмите ножки малыша и поиграйте с ними: похлопайте ступни друг о друга, сгибайте и разгибайте пальчики, нажмите на подушечки пальчиков. Приговаривайте:
Ах, сапожник – старичок,
Подчини мой башмачок,
Не могу идти домой,
В дырке виден пальчик мой.
Игры и занятия, выполняемые с малышом, могут быть самыми различными. Главное – делать всё с любовью, получать искреннюю радость от общения с малышом.
Еще для совсем крох до года есть такая игра. Сажаете малютку на коленки, поддерживаете как хотите, и "прыгаете" ребеночка в такт песенке, сначала тихонько, потом сильнее, потом еще сильнее, а потом разводите коленки- "бух в канаву". Песенка такая:
Паа-ровненькой доорожке
По ровненькой доорожке
По кочкам, по кочкам
По ухабам, по ухабам
Бух- в канаву!
ИГРЫ НА ПОДУШКЕ (2) (Для самых маленьких: от полугода и – до года, а если нравится, то и после)
Мама сажает ребенка на подушку, ритмично подбрасывает, а потом скидывает.
Тушки-тушки, сели на подушке,
Пришли подружки, столкнули с подушки.
Подниму дочушку на крутую горку. Бух!
Покатились, с горки свалились.
Ребенок лежит на спинке, а мама сначала по очереди сгибает его ножки, потом сводит и разводит ручки.
Ножки - топтыжки пошли молотить,
Ручки – грабельки сено воротить.
Две ножки сгибать к животу, перевернуть на бочок.
Толкачики – рогачики, оп!
Перевертушки!
Тащу за ножки на себя.
Поехали – поехали за солью, за солью.
Мама стучит по пяточкам малыша в такт потешке
Куй, куй, ковалек, Подай сапожок,
На маленьку ножку Золоту подковку.
ДЛЯ 1,5 - 2 ЛЕТ.
"Заинька" как правило пользуется большим успехом у малышей, особенно когда они устали и не могут поделить игрушку. Собираете вокруг себя детей и начинаете рассказывать стишок:
Зайка серенький сидит, и ушами шевелит.
Вот как, вот как он ушами шевелит!
При этом подносите руки к голове, делаете "ушки на макушке" и показываете, как зайка шевелит ушами. Малышня хохочет и повторяет.
Игры для маленьких игры для различия цвета. ·
Берем цветной картон, режем на полоски (4-5 см) и для них кружочки этого же цвета (диаметром 3-4 см), вместе с дочей раскладываем на полосочки, сохраняя один цвет. Я еще сделала не только кружочки, но и квадратики, треугольнички. · Вторая ступень этой игры: вырезается из одного цвета, например, желтого по контуру конфета, лимон, бантик и т.д. Где-то три цвета (категории) лучше сделать. Подготовить листы цветного картона этих же цветов и также раскладывать по цвету. ·
На картонке в половину А4 картинка, как девочка расчесывает куклу, купает, гуляет на санках, кормит, спать укладывает и т.д. На маленьких карточках отдельно рисуется расческа, ленточки, тарелка, ложка, подушка и т.д. Показываю одну картинку, например, где купаются. И две карточки: полотенце и кастрюлю. Доча выбирает, что сейчас нужно, чтобы вытереться и т.д. Пока я помогаю вопросами и карточки больше двух не показываю. Что лишнее? (для детишек постарше)
· Картонку квадратную карандашом делят на четыре части, в три квадратика клеют овощи, а в четвертый - транспорт, например. Чем старше ребенок, тем ближе лишняя категория. Например, 3 овоща и 1 фрукт.
· Берутся тематические картинки: огород, сад, лес. На маленьких карточках: грибы, ягоды, овощи, фрукты. По одной показывается, говорится, что где растет. Потом, можно спрашивать ребенка. То же самое с дом. и дикими животными. Картинка леса и деревни. Разрезные картинки.
На картоне рисуются простые картинки овощей, фруктов, животных, предметов, людей и т.д. Размером с ладошку и меньше (в зависимости от возраста ребенка), разрезается на две части. Только не на левую-правую, а нижнюю - верхнюю, так как ребеночку еще тяжело осмыслить правый глаз - левый глаз, а лучше голова - вверху, ноги - внизу и т.д. Потом, наверное, можно брать картинки побольше, например, 10х10 см и разрезать на 4 квадратика (это я так думаю), так как пазлы, которые продаются сразу сложноваты для маленьких. игра - цветовое лото
На белом картоне разлиновывается 4 (6 или 9)квадратиков, приклеиваются цветные кружочки в каждый квадратик, а кружочки из картона этих же цветов нужно разложить соответственно на карточку. (по типу лото) Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть! Вот как, вот как надо лапочки погреть! Складываете ладони и трете их, грея лапки. Дети, опять же, повторяют. Зайке холодно стоять, зайке надо поскакать! Вот как, вот как зайке надо поскакать! Тут уж грех не поскакать всем вместе. Часто роль ведущего хотят выполнять старшие дети.
Еще одна похожая игра. Рассказываете стишок :
Ехал принц по лесу, по лесу, по лесу.
Искать себе принцессу, принцессу, принцессу.
Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем,
Давай с тобой покружимся, покружимся, покружимся,
Давай с тобой подружимся, подружимся, подружимся!
По ходу дела нужно делать то, о чем сейчас говорим : прыгать,дрыгать, кружиться и, например, обниматься. Очень весело!
ПУГОВИЦЫ
Очень крепко пришейте разные пуговицы на тряпочку. Ребенку будет интересно их ощупывать. Это очень полезно для развития мелкой моторики. Можно добавить к пуговицам застежки от старых бюстгальтеров, пряжки и т.п.Только не разрешайте брать в рот!
ЦВЕТНЫЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРКИ
Из цветного картона вырезаются геометрические фигурки разных цветов. Лучше их склеить двусторонними (чтобы с обеих сторон были одного цвета). Чтоб дольше служили, можно обклеить их широким скотчем. У нас фигурки такие: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, ромб, звезда (можно добавить и другие). 1) изучаем геометрические фигуры, 2) изучаем цвета, для постарше-3) учимся считать, 4) сортируем по цвету или по форме (вводим понятие множества).