Против школьной формы
Мариша, отвечу отдельным постом на нашу дискуссию.
Я решительно против школьной формы. Логично будет, если введут дресс-код (в котором будет оговорен деловой стиль одежды, недопустимость мини-юбок, драных джинсов, надписей на одежде, порочащих честь и достоинство человека, на территории учебного заведения), хорошо, если школы определят цвета/сочетание цветов в одежде, которые будут свидетельствовать о "корпоративной" принадлежности к учебному заведению. Но не более.
Вот мои аргументы против:
1. Единообразие в одежде. Надо понимать, что оно пошло от практики ношения единообразной одежды в церки, армии, тюрьмах. Из этих трёх институтов выросла европейская школа, которая легла (с лёгкой руки реформатора Петра I) в основу отечественной школы. Тогда и там это было необходимо. Для дисциплины, для подавления личности, для субординации.
Обрати внимание,униформа нужна была ещё нацистам и сталинскому режиму. Остро нужна. Чтобы формировать нужный им тип личности, чтобы проще управлять массами.
В принципе суть дисциплины как таковой заключается в том, чтобы человек не думал сам, был исполнителем, не рассуждая подчинялся. В армии, да, без этого никуда. Но современная школа, надеюсь, ушла несколько вперёд в своём развитии.
«...Подчинение может, при идеальной сознательности и дисциплинированности участников общей работы, напоминать больше мягкое руководство дирижера» (Ленин В. И., ПСС, т. 36, с. 200).
Современная школа ближе к корпорации, чем к армии. Порядок, согласна, быть должен, но не того рода и сорта, который востребован, при авторитарных режимах и в военно-карательных учреждениях. И не под их цели.
Сомневаюсь, правда, что в основе современной шумихи вокруг школьной формы лежат какие-то идейные соображения. Уверена, это лишь вопрос наживы очередного родственника власть имущего чиновника. Оцени масштабы госсзаказа на пошив формы для всех учеников России...
2. Бедным школьная форма помогает скрывать бедность. Возможно, это было отчасти правдой в СССР. Сейчас всё гораздо проще с одеждой, есть секонд хенды, распродажи, благотворительные мероприятия... Да и современные дети больше меряются гаджетами, чем одеждой. И тут бедность не скроешь.
3. Качество одежды. Изрядную долю современной школьной формы шьют на военных фабриках, добавляя большое количество синтетики. Не хочу, чтобы ребенок парился по 7-9 часов в день в одежде из низкосортного сырья. Не хочу форму, которая не идёт моей - пока нескладной - дочери-подростку.
4. В школе надо выделяться мозгами, а не одеждой. Не спорю. Но если тебе в одежде жарко, если она уродует твою фигуру, если давит на психику, то, что все 800 человек взрослых людей вокруг одинаково одеты... ребенку будет не до учёбы. Почитай дневники гимназисток, чего они только не делали с формой и как потом вспоминали "добрым словом" вынужденность её ношения.
Да, выделяться мозгами надо. А одежда должна быть комфортная и адекватная месту и целям твоего нахождения.
5. Дети будут вымогать новую одежду, если не будет формы. А новые гаджеты вымогать не будут? Это уже вопрос педагогической несостоятельности родителей и моральной запущенности детей.
6. Когда есть форма, можно не думать, во что одевать каждый день ребенка. Можно вообще по жизни не думать, от мыслей голова болит.