Для размышления. Сегодняшнее образование.
РазноеДевчонки, найдите время, посмотрите лекцию о положении современного образования в России. Можно поискать самостоятельно: Умные больше не нужны. К чему ведёт реформа школьного образования? Л.А.Ясюкова. Читать ничего не надо, только слушать. Понимаю, что дети у всех маленькие, и как бы еще не совсем актуально. Но все равно посмотрите на будущее.
От себя. Я, конечно, понимала, что с образованием сейчас что-то не то. Со всех сторон доносились тревожные восклицания подруг с детьми школьниками, что без репетиров не выжить, приходиться ежедневно до ночи сидеть с детьми делать домашку и т.п. Отдельные заметки в СМИ про неграмотность современных выпускников воспринимала больше, как анекдоты. Себе я это как-то объясняла, что наверное это проблема отдельных школ или может отдельных детей. Все-таки нездоровых сейчас больше, питание, экология, выхаживание всех подряд. Хорошие учителя покидают малозарплатную школу.
Первый звоночек пришел от моего отца.
Он занялся репетиторством по истории. Сначала он просто не мог осознать, с чем ему приходится иметь дело. И у него тоже сложилось впечатление, что к нему обращаются ученики из слабых школ или пропустившие много материала, и сейчас они быстро наверстают и все будет ок. К слову сказать, приходившие одиннадцатиклассники были очень слабы. При этом из обеспеченных и интеллигентных семей. Например, одна девочка попросила ей объяснить, кем же были эти, так называемые, "красные". Сама она ничего внятного про них сказать не могла. Да и про "белых" тоже))
Он занялся репетиторством по истории. Сначала он просто не мог осознать, с чем ему приходится иметь дело. И у него тоже сложилось впечатление, что к нему обращаются ученики из слабых школ или пропустившие много материала, и сейчас они быстро наверстают и все будет ок. К слову сказать, приходившие одиннадцатиклассники были очень слабы. При этом из обеспеченных и интеллигентных семей. Например, одна девочка попросила ей объяснить, кем же были эти, так называемые, "красные". Сама она ничего внятного про них сказать не могла. Да и про "белых" тоже))Постепенно стало понятно, что за незнанием конкретных фактов лежит полное неумение мыслить вообще. Причем факты ограничивались только называнием какого-то события или проблемы. Рассказать суть, кто там с кем связан, какие кто предпринял действия, какие стороны участвовали - это уже не мог практически никто. Кстати даже мальчик, посещавший весь предыдущий год школу при Вышке. А вот проанализировать, сопоставить факты, сравнить, выделить общие закономерности, найти причину - это уже похоже за пределами возможностей современных выпускников.
Второй большой опыт пришел от моего мужа. Он стал работать биологом в частной школе для детей от 6 до 12 лет. И еще вести спортивные тренировки. Школа платная, в самом элитном центре Москвы. Контингент учеников понятен)) Ну, не самые денежные мешки, но хорошо обеспеченные семьи среднего класса. Родители - не дворы чистят, разумеется. Дети объездили уже полмира, многих приводят няни, квартиры в центре, загородные дачи. Многие из них - дети или потомки хорошо известных по Москве и по стране людей, про которых и вы тоже непременно слышали. Вообщем все материально хорошо. И уж образование себе могут позволить любое. В основном дети не брошенные и не обделенные родительским вниманием, хотя встречаются и такие.
И вот муж каждый вечер начал делиться своими впечатлениями. Про то, как при внешне хороших родителях дети испытывают жуткий недостаток любви и принятия, и жмутся к чужому взрослому, чтобы получить хоть толику оных, сейчас писать не буду. Ибо это не про образование. Хотя даже слушать об этом, слезы текут. Скажу только, что подавляющее число детей испытывают сильные страдания в этом плане, хотя родители убеждены, что живут ради своих чад. Самое страшное, что 99% матерей скажут про себя тоже самое, а психологически здоровых детей не более 10%. Задумайтесь над этим девчонки, пока еще есть время.
Первое, что бросается в глаза, дети не имеют понятия о дисциплине. И я не говорю о первоклашках, эти в принципе не понимают, куда они попали. Только о старших, пятый-шестой класс. Опаздывают в школу на полчаса-час, не приходят по звонку с перемены, говорят с места, перебивают друг друга, встают без разрешения - все только что пришли с обычных школ, значит там это позволялось.
Отсутствуют элементарные бытовые навыки: сложить спортивную форму, надеть одежду в нужном порядке, упаковать аккуратно книги, убрать посуду, порезать простую еду (у них в школе есть кухня).
Не имеют представления о безопасном движении на улице( они каждый день ходят обедать в столовую и на физкультуру в спортзал вне школы): о движении в парах не имеют понятия, перебегают улицу в неположенных местах, играют в снежки посереди дороги. Это что норма теперь детей так воспитывать?!
На физ-ре не умеют строиться ни в колонну, ни в шеренгу. Физически, если секции не посещают, развиты очень слабо и очень плохая координация движений. Многие дети настолько не уверены в своем теле, что отказываются даже попытаться выполнить движения. Нужны месяцы поддержки и поощрений, чтобы помочь им преодолеть этот страх. Неужели в обычной школе некому было обратить на это внимание?!
Записывать домашние задания в дневник так, как нас учили параграф, упражнение, приучены только единицы из старших. А самим сделать домашку, хотя бы просто не забыть про нее - это уже высший пилотаж. Прочитать параграф и ответить на вопросы в конце - это просто за пределами добра и зла)) Как они закончили обычную начальную школу, и им никто не привил этого навыка, я понять не могу.
Общие знания по той же биологии совершенно не систематизированы, хаотичны. И подавляющем большинстве очень малы. Гораздо хуже,чем были у нас в соответствующем возрасте.
Жутко плохая устная речь. Кстати, об этом сейчас говорят очень многие специалисты. Ответить у доски для многих - непосильная задача. С места - не намного лучше. Сейчас я думаю, может это как раз из-за несформированности мышления и непонимания того, о чем читаешь ( именно об этой проблеме говорится в лекции). Ну, и в принципе специалисты винят уменьшение времени речевого общения родителей с детьми.
И главное, что печалит моего мужа, дети не получают удовольствие от самого процесса думания, за исключением отдельных вундеркиндов. Им не нравится напрягать мозги.
По моему, это катастрофа. Либо нас ждет жуткое расслоение по уму внутри страны. Либо через поколение мы уже не поймем шуток Задорнова про Америку.
Анастасия
По мне, большая часть того, о чем вы пишите, это не проблема школы. Это проблема семьи. Которая не занимается своим ребенком. Надеясь, что все за нее сделает школа.
18.01.2017
Ответить
Марина
Все примеры - это как раз семьи, которые вкладываются в своих детей и ничего для них не жалеют.
Посмотрите обязательно лекцию, там все гораздо интереснее. Мои комментария только для затравки))
18.01.2017
Ответить
Анастасия
Для меня ситуация вкладывающейся семьи и ребенка, который не знает что такое приходить во время, что такое красные и вообще об историческом контексте, с плохой устной речью, с проблемами с дз - это не вяжущиеся вещи. Чем они вкладываются?
18.01.2017
Ответить
Марина
Ой, родители очень по-разному понимают этот вопрос)) Кто-то считает, что покупая дорогую коляску новорожденному, он уже делает его счастливым)) И таких - не один, и не два.
18.01.2017
Ответить
Анастасия
Ну так значит, это не примеры семей, которые вкладываются. Это примеры семей, которые мало понимают, что значит вкладываться в ребенка. Т.е. это опять таки проблема семьи.
18.01.2017
Ответить
Марина
Да, как сказать. Я училась в советской школе. И мои родители очень слабо представляли себе, что значит вкладываться в ребенка. Они считали именно так, как считают родители, покупая дорогую коляску: ребенок должен быть сыт, обут, одет, в безопасности. Я пошла в школу, не умея читать ни одного слова, кроме мама и папа. Школа меня научила за три месяца. Мама не сделала со мной ни одного д/з, ни решила ни одной задачи, в дневнике только расписывалась раз в неделю - всему научила школа.Школа мне объясняла, как вести себя на улице, в лесу - в результате домой я ходила одна с первого класса через три дороги. Книги мне практически не читали. Отец любил покупать их и дарить, но чтобы сесть вместе рассмотреть, почитать, обсудить - никогда. Школа научила меня анализировать литературу. Школа мне привила интерес к практическим умениям, таким, как шитье, например. Мама моя только носки штопала, и то скрипя зубами)) Даже зубы чистить научила школа)) Детально все разбирали. Родители просто дали щетку и сказали чисти.
Мой опыт не является образцом для подражания. Честно, мне даже завидно, когда я читаю здесь посты каких-нибудь продвинутых мама, которые так интересно и продуктивно проводят время со своими детьми. У меня не было таких родителей. Моим всегда было некогда. Но если б у меня не было моей тогдашней школы, даже страшно представить, чтобы из меня выросло.
Меня полностью сделала школа. И большинство моих ровесников тоже. Кому-то везет с увлеченными родителями. Но у большинства они такие, как мои.
НО речь в посте даже не о родителях.Речь о школе. Нынешняя школа даже идеальным родителям может загубить все их благие начинания.
18.01.2017
Ответить
Ирина
Соглашусь. Просто сейчас ни те ни другие не могут сделать ребенка самостоятельным.
По опыту своему и моих друзей - мы учились хорошо по тем предметам, по которым нам никто не мог помочь. У моей знакомой мама уборщица, папа был до ночи на работе - золотая медаль и красный диплом)).
18.01.2017
Ответить
Марина
Вот о чем и речь! и таких случаев миллионы. Сама система образовательная была настолько продумана, что помощь родителей не требовалась.
А сейчас наоборот, даже те родители, что занимаются с детьми изо всех сил, не могут дать им того уровня образования, что был в советской школе. Потому что сама система преподавания им мешает. В лекции именно об этом.
А те родители, которые действуют по-старинке, как наши раньше, надеясь, что школа всему научит, вообще на выходе получают получают из своего ребенка продукт, равный выпускнику муниципальной школы США, про которого ходит столько баек. И несмотря на то, что это уже наша реальность, до многих еще не дошло.
У моей подруге 15-летний сын, ученик московской языковой гимназии в центре. Бабушке пришла в голову мысль, проверить его грамотность. На страницу словарных слов он сделал 18 ошибок! Вдумайтесь, 18!!! И это очень интеллигентнейшая образованная семья. До этого диктанта они даже не догадывались о масштабе бедствия, т.к. он учился на 4 и 5, уроки всегда делал сам.
18.01.2017
Ответить
Анастасия
Нет, если ты до 15-летнего возраста ребенка не в курсе, что за уровень знаний у него, то какой спрос со школы? Я училась в советской школе. Не надо ее идеализировать по уровню знаний.
Меня удивляет подход. Вместо того, чтобы призывать родителей быть внимательней к детям, интересоваться ими, развивать их, идут сетования, что школа не делает из детей "людей".
18.01.2017
Ответить
Марина
У всех свой взгляд на вещи. Хорошо, что вас устраивает сегодняшняя школа. Меня не устраивает. Поэтому я написала этот пост и предлагаю посмотреть лекцию.
18.01.2017
Ответить
Анастасия
Меня не устраивает сегодняшняя школа. Как впрочем и школа советская. Да и любая школа с массовым подходом. Но ещё больше меня "не устраивает" стремление семьи снять с себя задачу по воспитанию и образованию детей.
18.01.2017
Ответить
Марина
Я тоже не одобряю такие семьи. Но речь не о них. Речь о разнице современной и советской школ.
18.01.2017
Ответить
Анастасия
Так сейчас и не советский союз. Смысл сравнивать школы? И там, и здесь есть плюсы и минусы. Смена формата государства безусловно влечет за собой смену школы. И речь, для меня, в первую очередь именно о семьях. Ибо ваши примеры - поражают. Не тем, что школа не учит. А тем, насколько безразличны к своим детям родители.
18.01.2017
Ответить
Анастасия
Я не идеализирую сегодняшнюю школу и школу вообще. Но с моей точки зрения в корне не верно рассчитывать (и считать правильным), что школа должна воспитывать и развивать. "Делать" людей. Это задача родителей и семьи. Школа должна дать базис знаний. Не знаю, как в дальнейшем, по уровню 3 класса, в котором мой старший ребёнок - даёт. Остальное - не дело школы. Это моя задача научить ребёнка думать. Потому что школа - часть системы. Она может научить "думать" только так, как это нужно системе. Какие мои начинания может загубить школа, пока не понимаю.
18.01.2017
Ответить
Алла (не устала :) и поменяла аву
а я больше соглашусь, что все это не только проблема школы.
Мама моей подруги преподает алгебру и геометрию в обычной среднеобразовательной школе. Она учила меня и вот свою дочь (1990-1999). У нас была плохая школа, с тяжелыми детьми рабочих разорившегося градообразующего комбината. Контингент тот еще. Мама подруги повидала много с нами (нашим потоком). А сейчас она учит детей наших детей - вот где ад. Нет элементарного - уважения. Нет уважения к старшим, к школе, к учителю. Если ученик посылает учителя матом, учитель не имеет права выставить его за дверь, т.к. неизвестно куда этот ребенок пойдет и что сделает - отвечает за него учитель. Мер воздействия нет. На жалобу учителя на ребенка у родителя один ответ - значит Вы хреновый учитель, что вас ученики не уважают/не делают уроки/не ходят на уроки/не делают домашку/пр. не. При этом, конечно, эти же дети ни в грош не ставят своих родителей.
На учителя орут, когда ученик получает двойку - Вы плохой учитель, говорят родители и даже говорит руководство школы!!!!))) Кстати, моя свекровь, преподаватель ангяза в лицее при МГУ, ее ученики выигрывают олимпиады международного уровня, к ней приходят в гости ее бывшие ученики, выпустившиеся десять лет назад, тоже огребает от руководства и родителей детей, которые просто не тянут учебу в том лицее, обвинения в том, что она плохой учитель.
Мне думается, что мы потеряли уважение к школе как таковой. Мне думается, что родителям настолько некогда, что родители не дают детям таких фундаментальных навыков, как "сложить форму", придти во время на урок, сделать домашнее задание дома.
Ты пишешь о том, что дети опаздывают. А что может сделать учитель? какая мера воздействия на ученика?
При этом я не умоляю "заслуг" Мин.образования.
18.01.2017
Ответить
Марина
Алл, все ты правильно пишешь про уважение. Кстати, поздравляю с кружочком)) Только "некогда" здесь ни при чем. Нынешним родителям не более некогда, чем тогдашним. Просто сравни на вскидку образ жизни сейчас и тогда. Я поэтому даже не виню свою мать, что она с нами не занималась. Вот ей реально было некогда. Двое детей, работа с 8 до 5. Утром - младшего в сад, вечером - забрать, с ребенком по магазинам в очередях. Домой прибегаешь - обед каждый день надо сварить, чтобы дочери было, что поесть завтра, и еще ужин. Погладить, подшить. В перерывах стопку тетрадей проверить (она в техникуме работала). Всю субботу - уборка и стирка практически вручную. А в воскресенье на дачу, грядки ждут, потому как нужно еще картошку - огурцы мешками выращивать, а потом еще и закрывать это все лето, чтоб было, чем семью кормить. А еще есть муж и всякие там внутрисемейные проблемы и отношения. Я помню, как она засыпала, пытаясь рассказывать брату сказки. У нее даже времени впустить мысль о нашем развитии не было, не говоря уже о том, чтобы продумать ее целенаправленно.
Но помогала школа. И у школы были рычаги воздействия и на ребенка, и на родителя. Опоздал - поведение неуд, на урок не пустят, родителей к директору. А если твой ребенок плохо учится, то еще и на партсобрании пропесочат. И все боялись. Страх, как ни крути, это хороший рычаг воздействия. Я не говорю, что это идеальный метод и надо к нему возвращаться. Но вседозволенность ни для детей, ни для родителей добром не заканчивается. Должны быть нормы и правила, а несоблюдение влечет за собой порицание и наказание в какой бы то ни было форме.
А что мы сейчас имеем? Наказание отобрали у школы. Опоздал - ничего страшного, пробки - объективная причина. Плохо учится - особый ребенок, нужно найти подход. Отметки для началки - лишнее, не надо травмировать тонкую психику ребенка. Двойки ставить нельзя даже в средней школе, знает - не знает, лепи не меньше трояка. Зачем соблюдать нормы, если за их нарушения не порицают?
18.01.2017
Ответить
Алла (не устала :) и поменяла аву
я с тобой согласна, Марин. Почти согласна, но я все равно думаю, что современные родители в более жестких условиях живут, не смотря на пылесосы - ты пишешь про работа с 8 до 5, я забыла когда я работала в таком режиме, выход из дома в 7, а то и в 6.30 два часа на дорогу, на работе до, порой,21.00 а потом опять два часа до дома.
у меня сейчас сестра так работает, двое детей - 3 и 5. Хорошо муж работает близко и бабушка помогает. и то хорошо, что нашил первый взнос за ипотеку кв рядом с метро, хоть и не Москва на дорогу не 2 часа, а 1,5 уходит.
но все это комплекс проблем на самом деле. и родители многие попой к верху стоят и школу губят(
19.01.2017
Ответить
Марина
Я сейчас очень много методик различных изучаю. Историю их создания, авторов и т.д. И, знаешь Алл, совершенно четко осознала для себя одну вещь. Что либо ты работаешь в полном режиме, как все, либо занимаешься ребенком. Без иллюзий. Все без исключения авторы либо имели много свободного времени для занятий с собственными детьми, либо по своей профессиональной деятельности работали с детьми.
Нынешние мамки, которые тут на ББ своими наработками делятся, поголовно сидят дома, либо профессионально ведут занятия с другими детьми. Других вариантов не бывает.
Все остальное будет наскоком, от случая к случаю и без реальных результатов соответственно.
19.01.2017
Ответить
Татьяна от ума пьяна)))
вот Марин прям точные слова, я последнее время для себя тоже стала вопросом воспитания задаваться. И мне фраза понравилась одного психолога, "Не надо иллюзий а надо четко понимать что если Мы сами не будем воспитывать своих детей, то их в наше отсутствие воспитает интернет и телевизор" это конечно про воспитание не про школу, но думаю вот и к учебе тоже подходит. И да согласна что раньше при не воспитании родителей, на некоторых влияла и школа, а сейчас нет. А лекция у меня почему то не открывается, пишет ошибка((
19.01.2017
Ответить
Марина
Все верно ты подметила. Я тоже так считаю.
Написала название лекции. Ссылка и, правда, чего-то глючит.
20.01.2017
Ответить