ПМПК
Или психолого-медико-педагогическая комиссия.
Т.к. у Кирилла есть задержка речевого развития, а при выпуске из детского сада и при поступлении в школу на данный момент спрос идет с воспитателей и детского сада, то они советуют пройти данную комиссию. Проходит это всё в виде опроса ребенка, родитель присутствует. Задаются разного рода вопросы, после чего составляется план, по которому необходимо работать с ребенком. Я вчера очень напряглась, когда мне предложили пройти данную комиссию, но я человек, живущий в реальном мире без розовых очков прекрасно понимаю, что ребенок у меня не такой как все, или даже, не такой, каким "должен быть" по мнению многих "дять и тёть". Я согласилась, но только после слов, что я могу и буду присутствовать на комиссии. От меня требуется согласие на обработку данных, на проведение данной комиссии и необходимо взять справку у педиатра о всех болезнях ребенка. По итогу мне выдадут все копии заключений, а что уже с этим делать - решать мне. Воспитатели говорят, что многие родители отказываются от ее проведения, обижаются, говорят, что их ребенок не отсталый, самый умный и т.д. Я согласилась на ее проведение, хоть и считаю, что мой ребенок самый умный, пусть не такой как все, другой, но он у меня умничка.
А все равно гложет доля сомнения, почему-то боюсь их вопросов, боюсь, что напугают его такими вопросами. Вопросы не тяжелые, но я знаю, что на большинство он не ответит в силу того, что просто не поймет о чем речь, боюсь, что напугается.
Но в любом случае, в результате будет составлен план развития, по которому будут работать с моим ребенком в детском саду и с преподавателей потом будут спрашивать. Знаю, что если ему дадут "справку", то потом эту комиссию придется проходить несколько раз, пока они не убедятся в том, что ребенок соответствует нормам, так скажем.
Как бы вы поступили? Кто проходил ПМПК? Что дальше?
Под катом подробная информация и вопросы ПМПК.

Первый вопрос который обычно задают ребёнку на психолого-медико-педагогической комиссии - это вопрос о ближайшем окружении ребёнка, смысл которого сводится к тому чтобы понять, что ребёнок знает о себе и как он воспринимает своё место в социуме.
Здесь можно выделить несколько моментов.
Во-первых, ребёнок обязательно должен знать свои фамилию, имя и возраст, а также домашние адрес и телефон или мобильные телефоны родителей. Про родителей нужно уметь рассказать их фамилии, имена и отчества, профессии и суметь объяснить, чем же именно они занимаются на работе. То же самое касается и бабушек-дедушек: фамилия, имя, отчество, профессия. Если старшее поколение уже не работает, ребёнок должен быть в курсе, что они пенсионеры. На мой взгляд - это завышенные требования даже для здорового ребёнка, но строгим тётечкам из комиссии виднее.
Во-вторых, ребёнок должен уметь рассказывать о своих друзьях: как их зовут, сколько им лет, чем они увлекаются. Ребёнок должен уметь ответить на вопрос «Что вы делаете вместе?» Причём этот момент касается также всех членов семьи. Например, будущий первоклассник должен сказать, что с папой они запускают змея, а с мамой пекут пироги. Но тут важно учитывать социальный статус семьи. Например сейчас очень распространенная ситуация, когда мама целый день занимается с детьми, а папа целый день на работе. Бабушки же вообще не желают знать больного ребёнка. В этой ситуации будет вполне нормально, если ребёнок не сможет сказать что они делают с папой и с бабушками и дедушками - пап ведь всё время на работе. Опять же тётеньки из психолого-медико-педагогической комиссии могту этого не знать, иначе бы они занимались своими детьми и внуками, а не сидели бы в разных комиссиях жалуясь на тяжёлую жизнь.
В-третьих, ребёнок должен знать о тех, кто ходит с ним в один садик: имена, интересы. Также он должен знать по имени-отчеству воспитателей и уметь рассказать о том, чем же дети занимаются на занятиях в детском саду. Как правило с этим проблем нет, даже если ребёнок посещает детский сад ограниченное время, то все равно он знает кто там и чем занимается.
В-четвертых, ребёнка могут попросить рассказать обо всех, кто с ним живёт. Это не только родители и бабушки-дедушки, но также братья и сёстры и домашние животные. О пушистых любимцах могут спросить кличку, возраст (котёнок - взрослый кот), какого цвета животное, что оно любит есть, чем любит заниматься. Опять же не у каждого ребёнка в семье есть животные, а из тех что есть, не все имеют представление о возрасте - это тоже нормально. Например в нашей семье живет попугай - но мы сами не знаем его возраст, а ребёнок тем более.
В-пятых, комиссия может попросить рассказать о квартире: сколько комнат, что в какой комнате делают: что на кухне (готовят еду и едят), а что в ванной (моются) и т.п. Тут опять же следует учитывать многообразие планировок современных квартир. В некоторых квартирах, планировка такая, что невозможно однозначно посчитать количество комнат. А в нашей квартире папа любит спать в прихожей - ему там удобно, потому что в комнате нет места, так как метраж маленький. А теперь представьте выражение тетеньки из ПМПК если ей ребёнок скажет чистую правду о том, где на самом деле спит папа.
Второй вопрос о котором обычно спрашивают детей - это мир, в котором живёт ребёнок. Классический вопрос об окружающем мире - это времена года и суток и их признаки. Это спрашивают практически всегда. Не забудьте повторять время от времени! Может оказаться так, что ребёнок легко ориентируется в понятиях зима-весна-лето-осень, но не знает что это всё вместе называется временами года. Это важно учитывать.
Также будущий первоклассник должен знать, что такое будние дни и что такое выходные. Он должен иметь представление о распорядке дня (что делаем утром, что днём, а что вечером), а также знать названия приёмов пищи (завтрак, обед, ужин). Необходимо также уметь отличать живое от неживого. С этим как правило проблемы могут быть только у детей не посещающих детский сад и находящихся на надомном обучении - в этом случае стирается границе между будними днями и выходными.
К первому классу средней школы ребёнок должен знать основные цвета (и желательно их оттенки) и формы, а также уметь определять, какой из предметов длиннее, а какой короче, где нарисовано больше предметов, а где меньше. Ребёнок должен уметь ориентироваться в пространстве и уметь правильно называть, где находится предмет: на столе, под столом, за столом, перед столом и т.п. Он должен уметь выделять изображение из нескольких, наложенных друг на друга, а также видеть не дорисованное изображение - каким оно будет, если его дорисовать (например, рыба без хвоста). Этим перечисленным навыком обязательно нужно обучить ребёнка, иначе в школе у него могут быть проблемы с пониманием и усвоением материала.
Следующий немаловажные вопрос - трудовое воспитание. Считается что к школе, к первому классу, ребёнок должен иметь представление о профессиях: какие бывают профессии, кто чем занимается, какие инструменты при этом нужны. В данном случае речь идет не о профессии вообще, а о тех видах деятельности, которые наиболее близки ребёнку. В этом возрасте желательно чтобы ребёнок уже имел представление о том, какие основные профессии бывают, и уже сделал первоначальный выбор, той профессии, которую он считает наиболее приемлемой для себя. Например наш сын выбрал себе весьма странную профессию укротителя змей. Ещё более странно то, что трудно сказать, какие для этой профессии нужны инструменты. Мне только дудочка на ум приходит.
Следующим более продвинутым вопросом являются вопросы целью которых является определения первоначальных навыков грамотности ребёнка. Членам психолого-медико-педагогической комиссии очень интересно знать какую базовую подготовку имеет ребёнок до начала посещения школы.
Минимальные навыки счёта, чтения и письма - то, что обязательно пригодится в первом классе. ПМПК интересуют и эти знания. Ребёнок должен знать счёт в пределах 10 туда и обратно. Могут попросить посчитать двойками или тройками (два, четыре, шесть, восемь…). Желательно, конечно, знать буквы.
Обязательное требование - навык копирования! Это очень необходимое в первом классе умение! Ребёнок должен уметь повторить, скопировать как картинку, так и буквенный текст, причем в тексте-задании будут как маленькие, так и большие буквы. Желательно уметь писать буквы и цифры, уметь подписать свой рисунок и поставить дату. Еще одно письменное задание, которое нужно уметь выполнить, -- это продолжить ритмичное чередование букв или знаков (например, WMWM или ПГПГ).
Могут предложить обвести контурный рисунок, раскрасить картинку, нарисовать дом, человека, дерево, семью и т. п.
Следует иметь в виду что в реальных условия ребёнок может растеряться, не выполнить правильно поставленную задачу - всё таки, для него это первый экзамен. Были случаи когда ребёнок четко и точно выполнял поставленные задачи, из чего члены ПМПК делали вывод что ребёнка надрессировали. К сожалению, бывает так что члены ПМПК делаю вывод по себе...
Следующим этапом контрольных вопросов будет проверка знаний на умение обобщать несколько разных предметов в одну категорию (тарелка, чашка, ложка, кастрюля - это посуда) - обязательная часть на ПМПК. Кроме того, ребёнок должен уметь найти на картинке лишний предмет и объяснить, почему именно он лишний. И даже если этот предмет на самом деле не является лишним, но ребёнок даст логичное объяснение своему выбору, ответ засчитывается как правильный (Например, собака, медведь, белка, волк. Кто лишний? Правильный ответ - собака (это домашнее животное, а все остальные - дикие). Но если ребёнок скажет, что лишний здесь медведь, потому что он спит зимой, то ответ будет правильным). Конечно с психологической точки зрения, такая постановка вопроса является некорректной так как сбивает ребёнка с толку, но опять же на ПМПК далеко не всё является корректным.
Ребёнок также должен знать, для чего какой предмет нужен или что он делает (ложка нужна, чтобы есть; корабль плывёт, а поезд…?). Всё таки в данном случае подразумевается что ребёнок знает что такое железнодорожный транспорт, хотя на мой взгляд правильнее было бы заменить слово поезд словом автомобиль.
Будущий первоклассник должен знать части тела и для чего эта часть тела нужна (ноги - ходят, нос - дышит и т. п.). Это тоже полезный навык, хотя если этих знаний нет, то на мой взгляд ничего страшного - в старших классах ребёнок всё освоит. Вот только члены ПМПК так не считают. Интересно, а они сами в первом классе знали анатомию человека?
А вот действительно важными и полезными тестами являются тесты на способность воспринимать и запоминать информацию. К первому классу ребёнок должен иметь достаточный объём слуховой и визуальной памяти, т.е. он должен запомнить и повторить список из 10 слов и успешно выполнять задания по типу «Что изменилось», когда показывают несколько предметов, потом их накрывают и, к примеру, меняют местами - ребёнок должен найти, какой предмет с каким поменялся.
Речевое развитие - один из основных компонентов общего развития ребёнка, и, конечно же, речевое развитие интересует ПМПК в первую очередь. Правильная постановка речи во много обуславливает общую грамотность ребёнка и улучшает успеваемость в начальной школе.
Во-первых, в ходе всего разговора изучается общее состояние речи ребёнка: насколько правильно грамматически он говорит (правильно ли изменяет слова в зависимости от рода, числа, времени и т. д.), богат ли его словарный запас, все ли звуки присутствуют в речи.
Одно из самых сложных заданий - назвать синонимы (близкие по значению слова - весёлый, радостный), антонимы (противоположных по значению слова - весёлый/грустный) и омонимы (слова, которые имеют одинаковое написание, но разное значение - коса у девочки и коса, которой косят). Что касается последних, то их лучше просто напросто заучить (слова «коса», «кисть», «ключ», «ручка» и др.).
Проверяется также умение ребёнка различать близкие по звучанию слова, отличающиеся одним звуком/буквой (сова - софа, бочка - почка и т.п., мел - мель и т.п.). Ребёнок должен уметь рассказать, какие звуки есть в слове, сколько слов в предложении.
Во-вторых, оценивается понимание чужой речи. К примеру, ребёнок должен суметь ответить на вопрос-ситуацию "Петя ударил Машу. Кому больно?". Здесь же проверят, как ребёнок на слух воспринимает и запоминает короткие (до 50 слов) рассказы.
В-третьих, проверяется умение ребёнка говорить монологом: ему предложат составить рассказ по нескольким (3-5) картинкам. Это же задание направлено на проверку умения логически мыслить и связывать действия между собой, на понимание юмора (ситуации на картинках обычно бывают смешными).
Кроме того, ребёнок должен уметь имитировать различные действия -- как звуком, так и движениями: как ты едешь? а как пишешь? Трудно представить как можно звуком имитировать действие письма...
Из оставшихся наиболее употребительных тестов следует отметить тесты на внимание и тесты на моторику. Из заданий на внимательность могут предложить следующее: "подчеркни все буквы "А", зачеркни все буквы "О" и т.п. Из тестов на моторику могут попросить бросить и поймать мяч, пнуть по нему, попрыгать, постоять на одной ноге. Проверят, какая рука у ребёнка ведущая - левая или правая. Для этого будущего первоклассника попросят повторить серию движений руками, показать упражнения пальчиковой гимнастики.
Помимо этого, оценивается умение ребёнка рассказать о своих желаниях (устал, хочет попрыгать, попить или писать), а также его умение отвлечься, а потом вернуться к занятию. Скорее всего, пить и писать во время выполнения текущего задания не разрешат и расценят это как попытку уклониться от задания.
Полноценная комиссия ПМПК занимает около часа! Не забудьте взять с собой что-нибудь попить и поесть (себе и ребёнку). И конечно же ребёнка надо готовить также и к тому, что на комиссии будет одновременно несколько взрослых человек (это обычная практика в нашем городе). Т.е. объяснить ему ,что он зайдет в кабинет, там будет несколько учителей, его будут спрашивать о том ,что он знает. Обязательно скажите ,что ребенок молодец, что он хорошо отвечал и т.п. Любая комиссия - это стресс для родителей и особенно для ребенка. Желаю всем пережить это испытание с наименьшими потерями.
И в заключение следует остановиться на том, как должны себя вести родители после ПМПК. Запомните, чтобы Вам не говорили умные тётенки из комиссии, Ваш ребёнок самый лучший, и судьба Вашего ребёнка зависит только от Вас! Поэтому независимо от результатов ПМПК не забудьте обязательно похвалить ребёнка, ведь это первый его экзамен, который он выдержал так как он мог. Ну а что касается самих результатов ПМПК, то это вы решайте сами, что с ними делать.