КАК Я ПРИУЧАЛА РЕБЕНКА ДУМАТЬ, СТРУКТУРИРОВАТЬ И ПЛАНИРОВАТЬ
Прочитала записьМарияи вспомнила своё первое собрание. И то, как в течение долгого времени пыталась своего подросшего ребенка приучить к планированию, решила рассказать вам, может откликнется.
10 лет борьбы с неорганизованностью и нежеланием думать наперёд подходят к концу. Теперь мой сын самостоятельно ведёт своё расписание на месяц, записывается на дополнительные занятия и управляет своим свободным временем без меня. Аллилуйя! Возможно кому-то будет полезен наш опыт.
Все началось с появления в нашей жизни детского сада. Катастрофическая неспособность собраться вовремя, непонимание, какие еще дела нужно сделать для этого, и сколько на них уходит времени, вносили в нашу жизнь постоянную нервотрепку и суету. Конечно, ребенок в три года еще не в состоянии отслеживать время и просчитывать свои шаги наперёд. Зато с удовольствием играет в игру «сделай сам». Я нарисовала ему «наш день» схематичными картинками, где рядом с каждым этапом было написано время, когда оно должно быть выполнено. Конечно, сын еще время сам не определял и не отслеживал, но для меня это было хорошим указанием ему на то, что время пришло или уже ушло, показывая на картинку и на большие электронные часы в его комнате. Там были очень простые дела: встали, сделали зарядку, заправили кровать, поели, почистили зубы, оделись, пошли в сад, потом, во сколько я его забираю из садика, как мы играем или гуляем после, кушаем, моемся, читаем книжку и ложимся спать. В начале я хотела на каждое действие сделать отдельную картинку на стикерах. Сделал дело - сорвал листочек с холодильника; все дела сделал - молодец! Но очень быстро от этой идеи пришлось отказаться. Стикеры терялись, рвались, не клеились обратно. Поэтому я нарисовала большой плакат с общей последовательностью, и мы просто с ней сверялись. Сделал шаг, получай поцелуй, беги выполнять следующий! Конечно, эта схема заработала не сразу. Но дала хорошее представление о том, что день не резиновый, время уходит, дел много, и для каждого свой час, они должны быть выполнены. Через какое-то время мы пришли к тому, что сын стал вносить в этот плакат свои корректировки (например, мультфильмы в выходные), и предлагать заменить одно дело на другое без ущерба для общего времени!
Примерно в 6 лет муж (программист) решил внедрить в семью kanban доску:-)! Притащил доску, установил в комнате сына, и они долго с ним ваяли список дел для скрам-доски. Кто не знает, погуглите, очень интересная технология для планирования. Общий принцип сводится к тому, что у тебя есть планируемые дела, те дела, которые ты выполняешь, и те, что уже сделал. Три столбика, задачи на отдельных стикерах, взял задачу в разработку - перевесь из столбика «план» в столбик «выполняю», сделал - перевесь всё в столбик «выполнено»). Как вдохновенно они выполняли эту затею! Сын настоял на том, чтобы и у меня была такая доска для моих дел. Завели. Накупили кучу разноцветных стикеров, маркеры, гвоздики. Вечерами подводили итоги, сколько полезных дел переделали! ... Идея умерла своей жизнью уже через неделю. Переставлять стикеры за каждое минутное дело быстро надоело, да и масштабных задач, которые надо было бы какое-то время выполнять, а потом радоваться их завершению (например, уроки), у нас на тот момент не было. В общем, kanban для сына не зашёл, хоть и дал представление о том, что задачи бывают мелкие и крупные, на каждый день, на неделю или месяц, что мы не берём следующую задачу, пока не выполнили предыдущую, и что составлять план на день надо с вечера вчера. Что от всего этого осталось - это придумывание вечером планов «чем мы займёмся завтра/ какие дела нам надо сделать» и выписывание их на листочек. И конечно подведение итогов вечером перед новым планированием. Потом мы стали засекать время на секундомере, сколько времени уходит на каждую задачу из списка. А закончили тем, что когда сын хотел посмотреть дополнительный мультик или поиграть еще во что-нибудь, я отправляла его к списку свериться, хватит ли у него на это времени при объеме оставшихся задач! Работало на ура: Он самостоятельно перекраивал планы, что-то заменял, что-то отменял из личных задач, не затрагивая обязательные к исполнению.
С появлением школы стало намного проще. Мы заполнили готовую форму расписания (продаются в интернете разные, нам понравилась магнитная со смываемыми маркерами). Внесли туда уроки, дополнительные занятия, тренировки. Форма хороша уже тем, что содержит в себе и каждодневные задачи, и недельные, а также отдельный список сверхзадач, которые надо встроить в расписание. Тут уже от меня было мало действий. Сын справлялся с такой формой расписания самостоятельно.
Но тут мы столкнулись с другой сложностью - вечный бардак, не только в комнате, понятное дело, но и в мыслях. Мозг ребёнка не справлялся с потоком поступающей информации, и она так же быстро вылетала из головы, как и попадала в нее. Поэтому у нас было вечное «Я не знаю», «Я забыл». Тут я стала учить ребёнка структурировать информацию по принципу интеллектуальных карт (гуглите - метод mindmap прекрасно работает на всех и в любых сферах жизни). Мы стали с помощью построения схематичной карты выделять главное, прикреплять к ней значимые детали, а после записывать второстепенные вещи. Например, наш день, имеет несколько важных задач, каждая из этих задач бьется на несколько отдельных дел, каждое из этих дел имеет свои характеристики: время, место, исполнитель, инструменты и т.д.и т.п. Таким образом, сразу вырисовывалась картинка: что, кто, когда и как надо сделать. Этот же принцип использовали для структурирования информации и ее запоминания, когда учили уроки. Таким же способом искали причины и находили решения. Вообще я фанат mindmap. И мы с мужем активно используем этот метод в жизни. Есть специальные приложения, которые помогают выстроить красивые интеллектуальные карты на все случаи жизни. Муж использует приложение SimpleMind для мобильных устройств, а мы с сыном рисуем от руки, по-старинке. Со временем, жалобы «у меня не получается», «я не понимаю», «это слишком сложно», «это невозможно запомнить» становились всё реже, а теперь всегда решаются одним способом - с помощью бумаги и ручки.
К 8 годам мы, наконец, подарили сыну нормальный телефон и сразу установили на нем приложение Torrow.Net. Оно тоже работает по принципу интеллектуальных карт и просто незаменимо в условиях многозадачности. А с сыном позволило с самого начала вообще задуматься о жизни и своих интересах в целом. Программа позволяет выбрать значимые сферы жизни, любые и сколько хочешь, но помятуя о принципе 7±2, сын выбрал школу, друзей, спорт, музыку, семью и планы/мечты (последние 2 были включены с моей подачи, аргументированы и согласованы :-)). Потом мы стали наполнять каждую сферу, внося в его телефон важную информацию. Например, в сферу «друзья» он внёс контакты всех своих друзей (не только телефоны и адреса, но и мессенджеры и ссылки на социальные сети). В контакт каждого из своих друзей вложил дополнительные контакты их родителей (специально для меня). И тут же запланировал с друзьями встречу в календаре (там есть и календарь, и совместный доступ с другими участниками). Постепенно мы заполнили и остальные сферы, где были и репетиторы, и расписание занятий, и список литературы на лето в виде заметки (их можно вкладывать в сферы жизни или отдельные контакты), и прочее. Потом договорились всю важную информацию в отношении этих сфер вносить сразу в торроу в соответствующий блок, чтобы ничего не потерять и быстро находить при необходимости. В начале надо было напоминать. Но теперь, ребёнок все делает сам. Сам ведёт своё расписание, дополняет заметки, вкладывает фотографии. Особенно из сферы «мечты» нам с мужем теперь регулярно прилетают фотографии «хотелок» с указанием цен и адресов интернет-магазинов :-)). Да, там можно делиться информацией друг с другом и совместно её редактировать. Мы, например, там семейный отпуск планируем: каждый выкладывает своё предложение, а потом мы его обсуждаем. В течение года там может оказаться совершенно разная информация: от контакта отеля, который рекомендовали друзья, до сайта проката походного инвентаря. В общем, для нас это приложение стало отличным вариантом планирования, структурирования и хранения информации, которой можно легко делиться друг с другом и совместно редактировать. И я уже давно не напоминаю сыну о тренировке, это делает торроу за меня. Необязательно использовать торроу для планирования, просто он удачно совмещает в себе и контакты, и заметки, и календарь в одном приложении. Для нас это удобнее.
А недавно, меня порадовало появление новой сферы жизни у моего ребёнка - будущая работа! В 9 лет от стал задумываться о будущем и уже делать первые шаги для его наступления. А это уже стратегическое мышление! В общем, горжусь. И рада, что у меня что-то получилось. Надеюсь, мой опыт поможет вам развить способности вашего малыша и подружить его со временем.
Делитесь своими удачными способами, будет интересно внедрить ваши наработки.