фотошкола урок №6 Основы композиции
фотографияСлово «композиция» произошло от латинского «сочинение, составление, расположение» и означает объединение отдельных элементов в единое гармоничное целое.
- симметрия снижает информативность снимка -> избегайте симметрии
- в снимке должна быть сюжетная линия, идейность
- снимок должен быть комфортным для восприятия при просмотре
Вопросы, которые надо себе задать:
1. почему здесь
2. почему выглядит именно так
3. почему без этого было бы хуже
Правило золотого сечения
Точки пересечения линий - активные точки композиции. Если детали изображения совпадают с указанными "силовыми полями", они начинают удерживать взгляд на себе. Человеку свойственно рассматривать любое изображение по активным (силовым) точками и линиям "Золотого сечения". Если сюжетно важные детали совпадают с этими областями, их восприятие усиливается.
Если в кадре имеются точки пересечения каких-либо линий, то их также размещают в активных зонах.
Любая точка пересечения линий - это концентрация внимания зрителя
NB! Любая надпись очень активна и отвлекает внимание, поэтому портрет не снимают в футболке с надписями
При съемке человека, на активные линии (желательно правую верхнуюю точку) помещают лицо.
На погрудном портрете и на крупном плане - глаза (в большинстве случаев один глаз).
Если снимают группу людей, фигуры распологают так, чтобы они были вписаны в средний прямоугольник. При этом лица попадают на верхнюю активную линию, а ноги - на нижнюю.
Согласно правилу "Золотого сечения", линию горизонта следует располагать не по центру кадра, а на нижней или верхней горизонтальной линии.
Чем проще композиционное решение, тем быстрее оно читается, но воздействует слабее.
Правило трех третей
Согласно этому правила каждая сторона кадра мысленно делится на три равные части и активные зоны находятся в точках пересечения этих воображаемых линий.
центр - мертвая зона, безжизненный объект, просто факт наличия объекта в кадре
левый верхний угол самый активный
Любые горизонтальные линии воспринимаются как спокойные, а наклонные и диагональные - динамические. Диагонали всегда доминируют над горизонталями или вертикалями.
Для создания динамического кадра или передачи линейной перспективы используются диагональное либо наклонное построение кадра.
восходящая - развития нисходящая - завершение статика
Активные углы наклона - 30-60 градусов (максимальная динамика).
Силовые линии - линии, формирующие направление просмотра
Фотографии являются плоским изображением. Цель фотографа - внести в изображение третье измерение для передачи объема и глубины пространства.
Перспектива - система изображений объемных тел на плоскости, передающая их пространственную структуру и расположение в пространстве, в том числе удаленность от наблюдателя.
Перспектива дает ощущение глубины пространства.
Линейная перспектива - глубина пространства передается при помощи схождения линий
Пространственная перспектива - уменьшение масштаба удаляющихся предметов
Чем ближе к фотокамере находится объект, тем крупнее он отображается. Если на снимке удается воспроизвести очевидную разницу масштабов разно удаленных объектов съемки, то задача пространства будет решена.
Тепные тона - кажутся ближе
Холодные тона - кажутся дальше
Ритм - подчеркивает, усиливает динамику; передается периодическим чередованием подобных элементов
Силовой треугольник - оптимальное кол-во акцентов 3
агрессия, активная статика неусточивость
Другие фигуры в кадре
женщина мужчина
NB! Руки в кадре - второе лицо модели, на них все внимание
Приемы построения композиции при съемке портрета
Хороший портрет прост, изящен, не отвлекает внимания от человека и обычно изображает его лучше, чем он выглядит на самом деле. Он передает все черты и качества человека, но в то же время содержит и собственного представление фотографа о нем.
Классическая поза портретируемого:
1. голова и тело распологаются на одном направлении
2. голова наклонена к более низкому плечу, так чтобы она была перпендикулярная наклону плеч
3. голова и лицо повернуты к источнику света
4. тело находится под углом 45 градусов к камере
Силовая линия (фокус изображения) должна находиться примерно в 1/3 от вертикального или горизонтального края изображения. На портрете по плечи глаза должны находиться на расстоянии 1/3 от верхней границы кадра. Если лицо повернуто в сторону, при съемке в пол-оборота или в профиль, то при кадрировании в направлении взгляда следует оставить больше свободного пространства. Это позволяет создать впечатление, что человек смотри в кадр, а не за кадр.