Слово "нельзя"
Учу Тихона, что кота нельзя бить, а можно только гладить нежно-нежно и ласкать за ушком. Говорю - Мася хороооший, это наш Масенька, и провожу Тишиной ручонкой по шерстке. Гладить кота Тихону нравится, он теплый и пушистый, но Масик все равно его иногда кусает и царапает. Точно также не даю ему шлепать себя по голове, а он это так любит делать, особенно по утрам, когда я отжимаю у него последние минутки сна. Ловлю его руку и говорю, что бить нельзя, а можно только гладить, мама хорошая, и Тиша хороший - глажу его мягко по голове, по лбу. Сегодня Тихон тоже изобразил некое подобие поглаживания, пока получается не очень, понимаю Масю. Но радует, что сам по себе принцип работает. Мама моя, т.е. бабушка, в ответ на шлепки Тихона начинает как бы рыдать, чем Тихона очень веселит, он откровенно хохочет, а бабушка как бы еще больше обижается и плачет. Сегодня сделала ей замечание, что он мол ничего не понимает и никакого урока не может вынести из такой игры (кроме того, что это очень весело - шлепнуть по бабушке, и она начнет издавать забавные звуки). Неужели мама думает, Тихон ее лупит с каким-то нехорошим умыслом, надеется , что он раскается и одумается?
Еще один раз прям сильно с мамой поссорились, когда я сказала ей, что она дрессирует Тихона, говорит ему "нельзя" и ждет, что он "больше так не будет". Например, нельзя грызть клубок ниток (кстати, а почему нет?). Она говорит нельзя и смотрит, будет он грызть или нет. Он разумеется не только не прекращает, но еще пуще начинает этим клубком интересоваться, и с большим азартом кидается его грызть. Я думаю, что слово "нельзя" ребенок должен знать и понимать, но делаю так: говорю "нельзя" и тут же стараюсь переключить его на то, что можно. Например, нельзя грызть резиновый мячик (слишком маленький), но можно его мне катить. Тихон тащит мячик ко рту, я одергиваю его руку (с мячиком), твердо говорю - нельзя в рот, и тут же - кати мне! и всячески начинаю маяковать и привлекать его катить мячик. Нельзя фасоль в рот, но можно в бутылку, в коробочку, в стакан, можно трогать, кидать, раскидывать, греметь и еще столько всего интересного можно. Но почему-то в рот ему все равно интереснее! Так что не могу сказать, что моя метода идеальная, будем искать.