О неразберихе в правополушарных занятиях
Метод ШичидыВы все знаете, что больше всего мне импонирует методика правополушарного развития Макото Шичиды, хотя мы и не придерживаемся ее целиком. Эта методика уникальна не только тем, что действительно дает результаты, и теперь мне это уже очевидно, она уникальна своим подходом. Хотя метод Шичиды изначально и строится на исследованиях Глена Домана, он отличается от него абсолютно всем, кроме научной базы. А смысл состоит в том, что по методу правополушарного развития, с ребенком НЕ НАДО заниматься сутками напролет, "лишая его детства", как любят говорить многие те, кто не в теме. Шичида пишет, что 30 минут в день достаточно, в остальное время нужно просто позволить ребенку играть. Шичида предлагает не пичкать ребенка знаниями, а помочь развить ему великолепную память и фантазию, а, сопрягаясь, в последствии они помогут развить многое другое. А как применять свои знания и что учить - ребенок разберется потом сам. И это очень логично и правильно.
1. Сложность методики долгое время заключалась в том, что никто толком не мог понять, что, собственно, надо делать. А главное, зачем. И еще как именно. 100 карточек в день или 110? А если через день? А если не полсекунды на картинку, а две? А если вечером? А если разбить занятие? А если не делать Шар Энергии? Все эти вопросы, как я вижу, до сих пор мучают тех, кто только пришел, прочитал, загорелся, но глаза разбегаются, спирает дыхание и начинается паника от желания срочно заниматься с ребенком и непонимания, как.
2. Я задавалась теми же самыми вопросами, писала письма в Шичида-центры, общалась с ними по телефону, перевернула весь англоязычный интернет в поисках ответов, и вдруг поняла, что Шичида не выводил формулу того, как именно надо заниматься. То есть, количество ежедневных карточек, необходимое для просмотра, чтобы открыть фотопамять, не может быть определено по формуле или как-то еще. Просто мы считаем сотнями. И вот сотня ему показалась очень уместным числом. Не слишком мало и не слишком много. И так во всем. Многим эта методика кажется эзотерической, но это совсем не так. Каждое из предложенных Шичидой занятий имеет логическое обоснование. Однако, непривычный для российского обывателя подход дает нам повод думать о методике как о чем-то оккультном. Эту завесу я уже немного приоткрывала вот здесь и в дальнейшем напишу еще пару постов об этом. А ведь эту методику можно сделать и западной, и она будет давать результаты. Шичида принес в свою методику то, что окружало его в его культуре. Хотя ключ к развитию способностей эйдетической памяти лежит в стимуляции различных видов памяти, задействовании сразу нескольких каналов восприятия, синестезии и развитии способности к визуализации, то есть к воспроизведению у себя в голове какого-либо образа и удержании его. Зная это, можно спокойно подобрать свои собственные игры и занятия для развития правополушарного мышления, была бы фантазия.
3. Тем не менее, сложность шичидовской системы ввергала и продолжает ввергать неподготовленных родителей в шок. Найти 100 новых карточек в день, распечатать их, разрезать, подготовить мандалы, подготовить схемы для танграма, придумать игры и занятия, и многое-многое другое казалось просто нереальным и отнимало бы все свободное время. Сейчас же по факту получается, что вся подготовительная работа уже проделана. Карточки есть на сайте www.supermom.ru, танграм можно вырезать по схеме из картона или купить с уже готовыми схемами для сборки, мандалы и прочие вспомогательные материалы скачать и распечатать, не блуждая по интернетам, а там же на сайте в разделах о материалах. Остается только в нужное время отлавливать ребенка, быстренько настраиваться, нажимать кнопки и прокручивать материал.
4. Кстати, занятие по Шичиде МОЖНО разбивать на составные части и делать его в течение дня. Просто обычно проще сделать все на одном дыхании. Если вы собираетесь разбить занятие, то важным условием является то, что перед каждым небольшим блоком вам придется делать настройку: расслабляться и дышать.
5. А еще отмечу, что занятия все же лучше всего проводить сразу после сна, мозг еще не успел "переключиться", и никакую настройку в этом случае можно не делать. Замечу по своей дочери, что если мне удается усадить ее заниматься сразу после сна, то такое занятие будет наиболее продуктивным. Из предложенных 24 карточек сетки памяти она отгадывает все максимум с двумя помарками. Если же ее выловить в течение дня, то количество ошибок может достигать десяти.
6. Если вам очень лень или совершенно нет времени, сократите занятия до следующих: включите альфа-музыку, далее - настройка, показ карточек, стимуляции различных видов памяти: цепочка памяти, сетка памяти, мандалы, воспоминания какого-то события или предыдущего дня (или хотя бы пару из этих занятий, а на следующий день возьмете другую пару). Если останется время, то соберите танграм или мозаику, а перед сном пофантазируйте или почитайте сказки. Причем, фантазировать можно где угодно, когда угодно и как угодно: рассматривать узоры на обоях или облаках и придумывать, на что они похожи, представлять себя кем-то и т.д. Это можно делать хоть в дороге, хоть в очереди в магазине, главное - заинтересовать ребенка, вызвать его на диалог.
7. Совершенно не обязательно играть именно в предложенные Шичидой игры. Он предложил их только потому, что они есть в его культуре. Таким образом, танграм вы всегда можете заменить на любую мозаику или конструктор, вместо мандал просто вспоминать, какого цвета было что-нибудь на показанном рисунке или располагать несколько разноцветных фигур хаотично на листе, а потом пытаться вспомнить цвет каждого из них. И так далее. Вы можете придумать множество своих вариаций игр, главное стараться задействовать разные каналы: слуховой, зрительный, осязательный, обонятельный, можно даже и вкусовой попробовать)
8. В идеале не просто простимулировать все эти каналы восприятия, а создать связки одного канала с другим. То есть, расставить "ловушки" для памяти. Например, чтобы при воспоминании звуков, перед глазами сразу возникал образ. Такое явление называется синестезией, и оно очень положительно влияет на возможность фантазировать и вспоминать. Как-нибудь я расскажу об этом подробно.
9. Когда все карточки и материалы будут у вас под рукой, система отладится, и вам совершенно не будет составлять труда проделывать все занятия ежедневно, а со временем даже будет казаться, что вы мало занимаетесь) Хотя этого действительно почти достаточно при условии, что вы не просто выполняете план, а пытаетесь почувствовать своего ребенка и найти гармонию в занятиях и играх с ним.
Некоторые другие посты по теме:
Когда начинать и как заниматься до года
План занятий по Шичиде после 1 года
Наши занятия после 2х лет и вот еще одни
Ответы на сложные вопросы о методике Шичиды
Главная статья о том, что такое метод Шичиды
Пример занятия-1
Пример занятия-2
Ну и еще много чего по тегу Шичида.