Фазы установления контакта, 0-1 год, 1-3 года
РазноеФазы установления контакта
Человек стремится к поддержанию контакта и ему свойственно его прерывать. Прерывание контакта является основной причиной невротических нарушений.
1. Слияние (0-6 мес). Ребенок не различает границы Я и не-Я, т.е. с 0 до 6-8 мес у него недифференцированное восприятие отношений, не понимает где кончается мама и начинается он. Если мать не удовлетворяет вовремя биологические потребности, появляется страх существования. Слияние - это здоровый процесс. Ребенок должен спать, есть, купаться только в эмоционально положительной фоне.
2. Интроекция (6-8 мес - 1,5 года). Ребенок воспринимает все от внешнего мира не критикуя ничего. Уже может предъявлять свои потребности: вместо того чтобы плакать может указать или сказать. Появляется различение своих и чужих. Режутся зубки - потребность "откусить от мира кусочек".
3. Проекция (1,5 - 2 года). Пробует отбрасывать все, что раньше только впитывал. Хорошо играть с ребенком в мячик. Мир должен быть устойчивым, чтобы он был уверен в себе. Окружение должно принимать его агрессию. Ребенок должен почувствовать, что имеет право выбрасывать что-то из себя.
4. Ретрофлексия (2-2,5 года). Если мир позволяет выбрасывать энергию, ребенок понимает, что энергию нужно сдерживать. Здесь нельзя постоянно заставлять ребенка терпеть - получиться невроз по сдерживанию себя во всех проявлениях.
5. Дефлексия (2,5-3 года). Появление вариативных способов установления контакта с окружающей средой. Ребенок способен рассказывать историю своего существования. Четко осознает границы своего Я.
Что мы получаем в случае прерывания контакта на этих стадиях:
1. Постоянное использование "Мы" вместо "Я" в структуре отношений, отсутствует уважение к разнице между собой и другими, появляется злость, когда такая разница обнаруживается. Искренняя вера в то, что человек может знать мысли и чувства другого.
В учебе: ученик не осознает собственного интереса к тому, что происходит вокруг. Он не осознает своих знаний, возможностей. Ребенку трудно выделить то, что он сам умеет и поэтому следует указке взрослых. Следовательно, тревога от всего нового. Вместо того чтобы двигаться ко всему новому ученик начинает погружаться в фантазию, игру и т.д. ТАкой ученик испытывает трудности внимания, сосредоточенности. Ему трудно управлять собой, поэтому он спонтанен.
2. Ценности отношений заглатываются целиком, не проверяясь. Внутренний конфкликт, когда ребенку не позволяют сравнивать, изменяться, жить по своим правилам. Проявляется так: жизнь по правилам других, люди, которые умеют нравиться, "Я должен", "Мне следует", "Так надо". Нереалистичные ожидание от себя и других, поиск хороших, регидных типов поведения, стереотипов. Один гуру сменяет другого.
В учебе: такой ребенок очень старается быть хорошим учеником, много вопросов о том, как правильно делать, ищет оценки учителя, прислушивается. При возникновении нового оказывается в растеренности, замешательстве, пытается делать как надо.
3. Критическое осуждение других за те особенности, которыми сам обладает. Человек не принимает ответственности и смещает информацию в область идей, фантазий. Частые критические и осуждающие заявления, направленные на мир в целом и на всех других.
В учебной деятельности: в новом задании пытается найти старое и привычное. Не замечает все новое и старается все свести к уже знаемому, следовательно ему становится скучно. Новый материал пугает, безразличие к учебе.
4. Через психосоматические болезни, депрессию, самодеструктивное поведение, задержки дыхания, проглатывание чувств, сжатие кулаков, закусывание губ, побеление.
5. Не смотрит в глаза, явно не идет на контакт, чрезмерное стремление к изменению предметов (застегиванию пуговиц, перестановка предметов и тд). Критическое замечание расовых, этнических различий, неуважение этих различий.
взято: