Упражнения для развития слуха (с рождения до 4 месяцев)
Физическое развитиеС РОЖДЕНИЯ:
· Покажите малышу погремушку и слегка потрясите ее, чтобы она зазвучала. Затем отведите погремушку в сторону и повторите звук. После чего уведите погремушку из поля зрения ребенка на 3—5 секунд и вновь покажите и одновременно погремите.
· Проведите с малышом тренинг «Пристройка дыхания». Для этого сначала прислушайтесь к дыханию малыша, поймайте его ритм и начинайте громко дышать в нем одновременно с ребенком. Затем увеличьте скорость своего дыхания, малыш последует за вами. Потом замедлите дыхание, и постепенно вернитесь в нормальный ритм.
· Разговаривайте с малышом, при этом активно выражая свои эмоции мимикой.
· Общайтесь с ребенком, как бы ведя с ним диалог. Для этого оставляйте паузы для предполагаемых ответов ребенка, а не говорите сами с собой, переспрашивайте его, как будто он вам ответил.
· Позвоните колокольчиком над малышом. После того как он прислушается и заметит колокольчик, спрячьте его и еще раз повторите игру, но сбоку от малыша: сначала с правой стороны, потом с левой.
· Качая малыша на руках, напевайте на любой мотив звуки «А», «Э», «У».
· Дополните предыдущее упражнение игрой «Качели», для этого раскачивайте малыша на руках и, поднимая его в крайнее положение, выводите звук «А» в сочетание звуков «А-Ах!».
С 1 МЕСЯЦА:
· Негромко разговаривайте с малышом, чтобы он привык к тихому тону общения.
· Отойдите от ребенка на 2 шага и позовите его или позвоните колокольчиком (погремушкой) так, чтобы малыш начал искать источник звука.
· Знакомьте малыша с длительными звуками, например, послушайте вместе, как гудит фен или пылесос во время уборки.
· Включайте на 5—10 минут музыку для малыша. Важно, чтобы музыка не была слишком сложной, лучше всего выбрать простой повторяющийся ритм. Музыку нужно регулярно повторять, чтобы ребенок научился узнавать ее.
С 2 МЕСЯЦЕВ:
- Поиграйте немного малышу на деревянной свирели (дудочке или глиняной свистульке).
- Держите малыша перед собой так, чтобы он видел ваши губы. Внимательно следите за его реакцией. Поддерживайте контакт взглядом.
- Разговаривайте с малышом на расстоянии или когда вы находитесь в другой комнате, обычно малыш успокаивается, когда слышит голос мамы, даже не видя ее.
- Привлеките внимание малыша, издавая различные звуки, при этом отоидите на расстояние 2—3-х шагов от ребенка. Малыш должен повернуть голову и найти взглядом источник звука.
- В присутствии малыша проиграйте 7 нот на металлофоне, сопровождая звучание голосом: «До, ре, ми и т. д.». Затем дайте малышу возможность услышать низкие и высокие звуки. Помогите почувствовать разницу между ними. Переходите от одного звука к другому несколько раз и каждый раз объясняйте, какой называется низким, а какой высоким. Чтобы ребенок почувствовал разницу, произносите эти звуки голосом — слово «высокий» произносите на высокой ноте, а слово «низкий» — на низкой.
- Пойте, подпевайте своим любимым песням по радио. Давайте малышу слушать песни с повторяющимися строчками.
С 3 МЕСЯЦЕВ:
- Давайте малышу слушать различную музыку. Перед этим говорите: «Мы сейчас будем слушать с тобой музыку. Музыку слушают ушками (притроньтесь к ушам малыша). Это композитор Чайковский, «Баркаролла».
- Возьмите малыша на руки и говорите с ним или пойте песенки близко к его уху, но не оченьгромко, чтобы малыш не испугался.
- Когда малыш произносит звуки, постарайтесь положить его ручки на свои губы и отвечайте ему.
- Играйте с малышом в дразнилки. Повторяйте вслед за ребенком звуки, которые он произносит: «аах», «ээх», «эээ», «оох», «эй-эй», «ррррр», «эйди», «эйге».
- Подвесьте над ребенком «музыку ветра» так, чтобы он мог касаться ее руками и приводить в движение.
С 4 МЕСЯЦЕВ:
- Произносите слова, обозначающие чувства или описывающие звук, используя разные интонации: «Весело!», «Грустно...», «Громко!», «Тихо».
- Повторяйте один звук несколько раз, меняя артикуляцию: вытягивая губы трубочкой, улыбаясь, прикрывая рот и т.д., чтобы издавать различные звуки.
- Давайте малышу слушать песни на тех языках, которым вы хотите научить малыша.
- Запишите на аудиокассету или компакт-диск различные звуки, которые издает сам малыш. Включайте и внимательно наблюдайте, с каким интересом ребенок прислушивается к собственной «речи».
- Когда вы гуляете с ребенком, обращайте его внимание на звуки окружающей природы, и вместе прислушивайтесь к шелесту листьев, скрипу снега, щуму дождя, дуновению вета и т.д.