РАННЕЕ РАЗВИТИЕ!!! Нужно ваше мнение!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Психологическое развитиеНа просторах интернета очень много разных статей и мнений! Со временем я поняла, что я какая то неугомонная мамаша и слишком впечатлительная: читаю ленты в бб и очень расстраиваюсь, когда мой ребенок умеет меньше чем другие, или начинает это делать гораздо позже. Я всегда была уверена, что я делаю для малышки чего-то недостаточно, если у нее не появлялась новая умелка к тому времени, когда у других уже давно!!! Но вот нашла одну статейку и она как то убедила меня в том, что не нужно переусердствовать, просто нужно очень любить своего малыша! Буду рада, если вы откоментируете, ваш опыт, девочки, и ваше мнение для меня очень важны!!!! Статья по катом:
Только что почитав очередной спор по поводу
раннего развития, замечу, что половина нестыковок из-за того, что не
определено "раннее развитие". То, что большинство мам с самого раннего
возраста называют предметы, формы и цвета, считают в слух, читают книжки
и показывают картинки - это нормальное развитие. Ребенок
заинтересовался - мама показала и рассказала - именно так ребенок
познает мир. Точно также противники раннего развития вовсе не предлагают
не держать в доме книг до 7 лет или не отвечать на вопрос "какая это
буква".
Примерами действительно раннего развития являются
подходы, призванные развить у ребенка тот или иной навык на порядок
раньше, чем физиологически ребенок может это делать - ползать,
переворачиваться, ходить, писать, считать до того, как ребенок природно
готов к этому.
Сейчас очень модно ссылаться на "после 3х уже
поздно". Однако, никто не спешит вдаваться в подробности поэтапного
созревания мозга ребенка для тех или иных операций, ведь мозг и
способности ребенка в 3, 6, 12, 24 месяца кардинально разнятся. И именно
невнимание к логике природы в попытке ее обогнать и влечет за собой
интуитивное неприятие такого раннего развития многими мамами, и мной в
их числе.
Например, дети, которых активно натаскивали на раннее
ползание и ходьбу с помощью массажей, упражнений, вождения за ручки и на
лямках, часто начинают ходить в 7-8 месяцев. А потом мамы думают, как
уберечь его от падений плашмя, потому что физически тело пошло, а до
адекватной координации мозг еще не дозрел. Ребенок, которого не учили
специально ходить, идет сам позже, и падает в разы меньше, и делает это
складываясь, без ущерба для себя. Еще пример: все слышали о мелкой
моторике и ее связи с мозгом. Но не все задумываются, что мелкая
моторика, требуемая для письма в возрасте до 3 лет, вызывает сильнейшее
перенапряжение и крайне вредна для развития ребенка, об этом говорят
многие врачи. У излишне раннего чтения часто бывает последствие в виде
потери интереса: буквы ребенок в слова сложить может, а развития мозга
для охвата большого текста таким путем еще не достиг. Поскладывал, а
удовольствия не получил, бросил читать.
Еще общей бедой раннего
развития является прямое последствие опережения. У ребенка будет момент,
когда он ВДРУГ обратит внимание на буквы или цвета, будет момент, когда
ему будет жутко интересно пытаться сложить сортер и он будет часами
этим заниматься, будет момент, когда он захочет прочитать САМ, без мамы.
Это заложено природой и определено этапами становления личности.
Опережение может вести к тому, что к моменту интереса к сортерам,
сортер, который мама неустанно ему подсовывала, ему уже опостылел. Так
бывает не обязательно, но так бывает.
И последний момент.
Природа мудра, и не зря человек развивается так, как развивается. Есть
время собирать камни, и время их разбрасывать. Стремясь подстегнуть и
опередить природу, стоит задуматься, а чего лишается ребенок, потому что
его маме вздумалось научить его узнавать слова в 4 месяца? Какие успехи
в физическом, эмоциональном, творческом развитии он должен был бы
делать сейчас, вместо того, чтобы выполнять упражнения по проныриванию?
Что он не успел осмыслить в тишине, потому что мама решила, что 3
месячному самое время отправиться в кенгурухе на бэби-йогу через весь
город в метро? Мы настолько зациклены на успехах, которые можно оценить и
продать, что забываем, что ребенок развивается и когда катает машинка, и
когда стучит половником по кастрюле, и когда мы не активно прыгаем
вокруг него с развивающими материалами. Просто развитие бывает разное.
Возможность подумать в тишине развивает не меньше, чем центр с
контрастными игрушками разных фактур. Всего в меру.
Итого: не
стоит путать удовлетворение естественного детского любопытства и
любознательности - где объем информации и сферу интереса регулирует
ребенок, с удовлетворением амбиций мамы похвастаться, как рано ее чадо
что-то делает раньше других. Что плохого в таких амбициях? В них плохо
то, что за грандиозным будущим, которое мама нарисовала ребенку, совсем
не видно, да никто и не интересуется, хочет ли этого будущего сам
ребенок, и чего он вообще хочет. Это во-первых.
А во-вторых,
ребенок вынужден постоянно оправдывать вложенные в него усилия и
навешанные на него ожидания. А что, если после всех карточек Домана,
развивающих центров, он по-прежнему не научится читать к 4 годам? Что,
если, несмотря на предложенный выбор полезных занятий и развивающих
игрушек и карточек, он будет предпочитать бегать кругами по комнате или
часами катать машинки? Будет ли в глазах его мамы столько же гордости и
любви?
И как будет чувствовать себя ребенок, когда их там не
будет? Когда с такого раннего возраста он уже понимает, что его любят не
такого, какой он есть. А это, как нам известно, основа всех будущих
комплексов и проблем в отношениях. Неприятие себя. Все как всегда
сводится к главному вопросу - чего я хочу для своего ребенка. Эрих Фромм
как-то сказал: «на свете мало родителей, которым бы хватило смелости и
независимости беспокоиться более о счастье своего ребенка, чем о его
успешности».
(Автор: Ольга Нечаева)


