Про младенцев "манипуляторов", или как корабль назовешь, так он и поплывет
Проблемы воспитанияЕсть одна тема, которая часто повторяется и продолжает меня удивлять. Давайте определимся Что нам нужно для того, чтобы воспитание было вообще возможным?
1) Ребенок понимает вас. Он может понять, что вы от него хотите и почему.
2) Ребенок понимает себя. Он может понять, что он хочет и почему.
3) Ребенок понимает причинно-следственные связи. Он может понять, например, как ваши реакции следуют из его поведения.
4) Ребенок способен контролировать себя. Он может принимать сознательные решения о своих действиях.
5) Вы понимаете ребенка. Вы можете оценить, выполняются ли пункты 1-4. Вы можете понять сигналы, которые дает вам ребенок. Вы можете понять, какие реакции ребенка следуют из вашего поведения. Чем старше ребенок и чем дольше ваша взаимная история воспитания, тем больше пунктов выполняются и тем больше возможность усвоения ребенком каких-то сложных понятий.
Теперь вернемся к младенцам. Младенец еще не слишком-то понимает вас. Более того - он еще вообще не очень понимает, что вы - отдельный от него человек. Младенец еще не слишком понимает себя. Он не знает границ своего тела. Он может ощущать дискомфорт и удовольствие. Постепенно он начинает отличать руку от ноги и боль в животе от боли в ухе. Но и это далеко не сразу. Он понимает причинно-следственные связи на определенном, достаточно простом, уровне. Если я закричу, меня возьмут на руки (или не возьмут). Он может контролировать себя в достаточно ограниченной степени. Все, что вам остается - это пункт пятый.
До года (полутора, двух) вы не воспитываете ребенка. До года ребенок воспитывает вас. Вы учитесь понимать его сигналы. Он находит те сигналы, которые вы понимаете. Если он ищет грудь, но вы не реагируете на первые сигналы (изменения дыхания, поисковые движения), он начинает плакать. Если вы всегда даете грудь только на плач - поисковые движения пропадают как ненужные, остается плач. Если ребенок хочет быть с вами, и вы не берете его на руки просто так, он начинает плакать. Это не "манипуляция" и не "капризы". Это сигналы. Вы не понимаете по-другому. Если ребенок не сидит в коляске, не идет к бабушке на руки, не ест кабачок и брокколи, хочет грудь через пять минут после предыдущего кормления - ваша задача не научить его нормам общежития, потому что он все равно еще не способен понять, что бабушку надо любить, а брокколи - это полезно. Ваша задача - понять, что хочет ребенок, что ему мешает чувствовать себя комфортно, и помочь ему, потому что сам он пока исправить мир вокруг не в состоянии.
Не хочет сидеть в коляске - можно гулять, пока ребенок спит или, наоборот, когда ему очень интересно, или носить в слинге, или на руках, или не гулять вообще. Не идет к бабушке - и пусть не идет. Или пусть бабушка яростно развлекает и ищет к нему подход. И так далее. Чему вы можете научить ребенка до года (полутора, двух)? Вы можете научить его двум вещам. "Я хочу понимать тебя. Твои желания и потребности важны." Или "От тебя ничего не зависит. Тебя не понимают. Все вокруг лучше тебя знают, что нужно тебе." Это то сообщение, которое вы можете передать маленькому ребенку, и на котором будет основываться ваша дальнейшая совместная жизнь. Выбирайте
А как же "нельзя"? А как же не лезть в розетку, не кусать маму, не тянуть кота за хвост и не выливать на себя кипяток из чайника? Этому всему, конечно, можно и нужно учить. Можно обиженно ойкать, можно не подпускать к розетке, можно страшным голосом говорить "горячо" и жалеть котика. Нельзя - ожидать от ребенка, что он все это поймет и усвоит. Что-то он может понять, что-то - еще нет. Если он после сотого "нельзя" радостно бежит к розетке с растопыренными пальцами - он не делает это назло. Значит, он еще не способен это понять. Розетки, кипяток, ножи и коты - это еще долго будет вашей ответственностью, не его. И наказывать ребенка за то, что вы не справляетесь со своей ответственностью, конечно, глупо
Поэтому, если у вас есть вопросы про то, что ребенок до года-полутора-двух "не слушается" или "не хочет понимать" - вы их, конечно, задавайте - только попробуйте перефразировать как "я не понимаю, чего хочет мой ребенок" и "я не знаю, как удобно для нас обоих поступить в такой ситуации". Это будет честнее
1) Ребенок понимает вас. Он может понять, что вы от него хотите и почему.
2) Ребенок понимает себя. Он может понять, что он хочет и почему.
3) Ребенок понимает причинно-следственные связи. Он может понять, например, как ваши реакции следуют из его поведения.
4) Ребенок способен контролировать себя. Он может принимать сознательные решения о своих действиях.
5) Вы понимаете ребенка. Вы можете оценить, выполняются ли пункты 1-4. Вы можете понять сигналы, которые дает вам ребенок. Вы можете понять, какие реакции ребенка следуют из вашего поведения. Чем старше ребенок и чем дольше ваша взаимная история воспитания, тем больше пунктов выполняются и тем больше возможность усвоения ребенком каких-то сложных понятий.
Теперь вернемся к младенцам. Младенец еще не слишком-то понимает вас. Более того - он еще вообще не очень понимает, что вы - отдельный от него человек. Младенец еще не слишком понимает себя. Он не знает границ своего тела. Он может ощущать дискомфорт и удовольствие. Постепенно он начинает отличать руку от ноги и боль в животе от боли в ухе. Но и это далеко не сразу. Он понимает причинно-следственные связи на определенном, достаточно простом, уровне. Если я закричу, меня возьмут на руки (или не возьмут). Он может контролировать себя в достаточно ограниченной степени. Все, что вам остается - это пункт пятый.
До года (полутора, двух) вы не воспитываете ребенка. До года ребенок воспитывает вас. Вы учитесь понимать его сигналы. Он находит те сигналы, которые вы понимаете. Если он ищет грудь, но вы не реагируете на первые сигналы (изменения дыхания, поисковые движения), он начинает плакать. Если вы всегда даете грудь только на плач - поисковые движения пропадают как ненужные, остается плач. Если ребенок хочет быть с вами, и вы не берете его на руки просто так, он начинает плакать. Это не "манипуляция" и не "капризы". Это сигналы. Вы не понимаете по-другому. Если ребенок не сидит в коляске, не идет к бабушке на руки, не ест кабачок и брокколи, хочет грудь через пять минут после предыдущего кормления - ваша задача не научить его нормам общежития, потому что он все равно еще не способен понять, что бабушку надо любить, а брокколи - это полезно. Ваша задача - понять, что хочет ребенок, что ему мешает чувствовать себя комфортно, и помочь ему, потому что сам он пока исправить мир вокруг не в состоянии.
Не хочет сидеть в коляске - можно гулять, пока ребенок спит или, наоборот, когда ему очень интересно, или носить в слинге, или на руках, или не гулять вообще. Не идет к бабушке - и пусть не идет. Или пусть бабушка яростно развлекает и ищет к нему подход. И так далее. Чему вы можете научить ребенка до года (полутора, двух)? Вы можете научить его двум вещам. "Я хочу понимать тебя. Твои желания и потребности важны." Или "От тебя ничего не зависит. Тебя не понимают. Все вокруг лучше тебя знают, что нужно тебе." Это то сообщение, которое вы можете передать маленькому ребенку, и на котором будет основываться ваша дальнейшая совместная жизнь. Выбирайте
А как же "нельзя"? А как же не лезть в розетку, не кусать маму, не тянуть кота за хвост и не выливать на себя кипяток из чайника? Этому всему, конечно, можно и нужно учить. Можно обиженно ойкать, можно не подпускать к розетке, можно страшным голосом говорить "горячо" и жалеть котика. Нельзя - ожидать от ребенка, что он все это поймет и усвоит. Что-то он может понять, что-то - еще нет. Если он после сотого "нельзя" радостно бежит к розетке с растопыренными пальцами - он не делает это назло. Значит, он еще не способен это понять. Розетки, кипяток, ножи и коты - это еще долго будет вашей ответственностью, не его. И наказывать ребенка за то, что вы не справляетесь со своей ответственностью, конечно, глупо
Поэтому, если у вас есть вопросы про то, что ребенок до года-полутора-двух "не слушается" или "не хочет понимать" - вы их, конечно, задавайте - только попробуйте перефразировать как "я не понимаю, чего хочет мой ребенок" и "я не знаю, как удобно для нас обоих поступить в такой ситуации". Это будет честнее
Взято вот отсюда и отсюда: http://www.stranamam.ru/
Понравилась статья весьма.
Маша
Вероника, почитай Гонсалеса, думаю, тебе понравится) Я у Лены купила тут: http://www.babyblog.ru/community/post/attachment_parenting/1695071Он как раз рассматривает эти вопросы с позиции естественного родительства)
04.10.2013
Ответить
Ксения
Мнение, что "младенец ещё не очень понимает", существует наряду мнением,что младенец понимает не меньше, чем взрослый, а, может, и больше. Наверняка ведь никто сказать не может. Ни один психолог не помнит себя в младенческом возрасте, никакие достоверные исследования в данной области провести невозможно и оба мнения основываются лишь на догадках.Это спорный вопрос, что до года (полутора, двух) ничему научить нельзя.По поводу сообщения, передаваемому малышу, - почему же только два варианта? Мне вот больше симпатично такое: "Я хочу понимать тебя. Твои желания и потребности так же важны, как и желания и потребности остальных членов нашей семьи".В каком же возрасте нужно учить "нормам общежития"?
01.10.2013
Ответить
Вероника
Понимание и осознанность причинно-следственных связей, а также логическое мышление развиваются не с первых дней, как только младенец на свет появился. Дело даже не в догадках, а в очевидности.Научить можно и нужно. Суть в том КАК и КОГДА, и каждая мама в соответствии с развитием своего ребенка решает данный вопрос.Про себя скажу, что разумное планирование и самоорганизация это и есть "нормы общежития", их задает мама с самого начала. Себе в первую очередь.
01.10.2013
Ответить
Ксения
К сожалению,"очевидное" может только казаться таким :-(Разумное планирование и самоорганизация, разумеется, начинаются с родителей.
01.10.2013
Ответить
Таля
Существуют исследования головного мозга. Как известно, мозг человека продолжает формироваться и расти после рождения человека. При этом разные зоны мозга развиваются в различные периоды жизни особенно интенсивно. Исследователи сапоставляют уход за ребенком в период младенчества, развитие отдельных зон головного мозга и поведение уже взрослого человека. Например, люди, чьи потребности игнорировали в детстве-младенчестве, зачастую неспособны "чувствовать" потребности других людей, а так же быть чересчур жестокими. Кроме формирования нейронных связей, уход за ребенком так же сказывается на химических реакциях, протекаемых в организме человека, на избытке-недостатке тех или иных веществ-гормонов, ну, и в дальнейшем на характере-поведении человека.Существует прекрасная фраза: "бытие определяет сознание". Не зря дети-маугли и дети, воспитанные в условиях необыкновенной жестокости, никогда не становятся полноценными людьми в привычном смысле или, скажем, полноценными членами общества.Само собой нельзя не сказать избитую фразу о том, что "все дети разные" и "не надо впадать в крайности".Это просто к слову об исследованиях...
01.10.2013
Ответить
Вероника
Спасибо вам за такой развернутый ответ! Да, все верно, я тоже изучала подобную литературу.
01.10.2013
Ответить
Ксения
Девочки, литературы для чтения, как и исследований сейчас море. Среди них - диаметрально противоположные.Я не призываю игнорировать потребности ребенка :-) Но считать младенца ничего не понимающим существом и делать из него "центр вселенной" мне кажется не только лишним, но и вредным.
01.10.2013
Ответить
Вероника
Да это не "сейчас", а уже давно. Еще в трудах античных философов.Нет, "центр вселенной" это совсем другая крайность :-) конечно, это вредно.
01.10.2013
Ответить
Юлия Бунина
Зачем же преувеличивать? При правильном подходе младенец не является центром вселенной, а просто органично и естественно включается в жизнь семьи.. Например, маме нужно поехать куда-то на автобусе - она не сидит дома несколько месяцев после рождения ребенка, ограничиваясь только прогулками по району и трясясь над ребенком как курица над цыпленком. А сажает ребенка в слинг и едет! и при этом малыш может и поспать, и пососать грудь в том же автобусе)) а мама сделает все свои дела спокойно. Это кстати еще и способ избежать депрессии после родов
01.10.2013
Ответить
Таля
Да я тоже за баланс! Кто ж против :)Загвоздка только в том, что все это уж больно субъективно. Чей-то подход Вам покажется со стороны, как "делают из младенца центр вселенной", а этому человеку так казаться не будет. :)Да и про потребности... Тоже взгляды у людей разнятся. Некоторые считают, что потребности младенца - быть сухим и сытым. Вот никак не могу с этим согласиться. Есть еще потребность в тактильном контакте, в человеческом тепле, материнских руках и т.д.. А некоторые не считают это потребностью, а напротив считают баловством и капризами ребенка.А вот пример из жизни, насколько ребенок все понимает... У моей двоюродной сестры есть сын. Ему было около 3 лет, когда у него что-то заболело. Он уже и говорить-то умел да вот только добиться от него, что же у него болит было невозможно. "Бо-бо!" и все! а что? где? никак не мог показать... Пока мама не обследовав его полностью, не нашла, что болят ушки. И это ребенку 3 года было, а он не мог толком объяснить...А что делать младенцу? Он вообще с трудом представляет, что у него есть нога и рука. Не говоря уж о том, что после рождения его привычные внутренние системы начинают функционировать не так, как раньше.. ну, на эту тему можно долго писать.)))
01.10.2013
Ответить
Катерина
Далеко ходить не будем. В силу своей работы с особыми детьми наблюдаю. Имеется класс для детей с глубокой уо.3 человека из большой семьи предоставленные сами себе с младенчества. 2 человека из семей пьющих, 2 из семей, где мамочки, как курочки над цыплятками..Всегда в контакте с ребенком, всегда обнимают его, подбадривают и хвалят. Думаю, излишне говорить, кто более развит из этого класса.
01.10.2013
Ответить
Олеся
Вероника, пост хороший, но вшивый о бане))) Ты в поликлинику ходишь, как положено? Хотела сейчас пропустить "фиктивные" посещения (невролог, лор), сходить только к стоматологу и окулисту, ортопеду. ТО есть тем, кому доверяю. Но меня загрызли окружающие - да ты что, ты потом проблем не оберешься и т.д. Вплоть до сообщения в соц службы.
01.10.2013
Ответить
Катерина
Полная ерунда. Это ваш ребенок, вы никому не обязаны. Это им надо бумажки заполнить, не вам. Я за 7 мес. В поликлинику 2 раза сходила. У меня все знакомые- врачи, если что, то помогут и посоветуют.
01.10.2013
Ответить
Вероника
У нас с поликлиникой все невероятно просто - она у нас одна на большущий район, и врачи сами говорят, что приходите по необходимости, а лучше вызывайте (ну если заболел вдруг). Собственно, у нас пока необходимости нет (один раз прошли всех и все)
01.10.2013
Ответить
Катерина
Плюсуюсь, прекрасный пост. Как детскому психологу, бальзам на душу. А то раздражает уде слушать от людей далеких от психологии- ты его разбалуешь, сделаешь ручным, он тобой манипулирует!!!!!раньше пыталась обьяснить, теперь просто мимо ушей все
01.10.2013
Ответить
Вероника
Рада)) Да, увы, но почему-то 90% тем в данных сообах именно о том, грубо говоря, "как-бы что-то сделать, только чтобы отучить ребенка от рук, от мамы и т.д.". Прям иногда думаю, ну что же женщины такие странные?
01.10.2013
Ответить
Катерина
Я тоже много такого читаю, но это не по мне. Я рожала ребенка не для того, чтобы он лежал в кровати и лупился на мобиль, а когда кричал, не обращали бы внимания, занимаясь своими делами, прекрываясь тем, что так ребенок будет более самостоятельным )))))
01.10.2013
Ответить
Юлия Бунина
Да, все это правда! В тему - недавно разговаривала с подругой, у нее в декабре родится малыш. Так на нее большое влияние оказывает ее мама, она детский невролог причем "старой школы". Я пыталась подруге рассказать примерно, что ее может ждать после рождения ребенка. Что он не будет есть по часам, будет все время хотеть находится у груди, возможно не полюбит кроватку и коляску... но пока что она не очень поняла, по-моему.. я думаю, она просто считает, что я не смогла правильно воспитать своего ребенка. Когда я сказала, что он сосет грудь в автобусе, она очень удивилась "Зачем же в автобусе, там много людей и инфекций, почему до дома не подождать"))) Надеюсь, у нее все сложится хорошо после родов!
01.10.2013
Ответить
Ксения
Жизнь Вашей подруги с ребенком после его рождения будет напрямую зависеть от того, как она организует режим малыша с первых дней. Будет прикладывать к груди по первому писку, позволять засыпать у груди, укачивать на руках во время прогулки, то будет именно так, как Вы её предостерегаете. Но, возможно, она понаблюдает за малышом, увидит его периоды для кормления, выстроит на этой основе режим, покажет ребенку, что единственно возможное место для сна - кроватка, а для прогулки - коляска.И тогда у неё получится, как она планирует.Зачем кормить в автобусе, я тоже не понимаю:-( На мой взгляд,это по меньшей мере неудобно, не говоря уж о безопасности.
01.10.2013
Ответить
Вероника
Организация нужна несомненно. Но разумная. Ибо "выдрессировать" младенца можно, да, но зачем? Это аукнется гораздо большими проблемами в будущем..Кому-то из детей режим подходит, не спорю (но при ГВ это зависит от физиологии (емкости резервуара молочных протоков) женщины и ребенка (способность съесть определенное кол-во), а ее не изменишь). У нас был режим, у меня малыш не очень часто просил есть, но у многих ситуация иная, и ребенку нужно часто-часто прикладываться, и игнорировать потребности младенца... даже не знаю как это назвать.А что неудобного в кормлении в автобусе? Если с коляской, то да, если в слинге, то удобно и незаметно. Не всем же хочется сидеть дома или круги по двору наматывать.
01.10.2013
Ответить
Ксения
Понятия "емкость резервуара молочных протоков" не существует: при налаженной лактации и правильно организованных кормлениях молоко приходит уже в процессе кормления и в количестве, нужном малышу.Кормить в автобусе неудобно не в смысле неловко перед людьми, а именно некомфортно из-за тряски, малыш может подавиться на повороте и т.п. Я не была на месте малыша, сосущего в автобусе, точно не могу утверждать, но, например, пить воду во время движения (будь то в машине или автобусе) как-то не слишком приятно.
01.10.2013
Ответить
Вероника
Существует. Я не научный термин написала, а просто по-русски. Суть в том, что некоторые могут кормить реже, а некоторым надо чаще. Да, молоко приходит во время кормления, но бывает ребенок не очень активно ест, и ему надо чуть отдохнуть, а потом еще приложится.Не знаю, мой всегда был очень доволен и не давился ) из груди же молоко не так как из бутылки-стакана льется.
01.10.2013
Ответить
Ксения
Хорошо, что вам с малышом обоим в автобусе удобно кормиться :-)Насчёт прикладываний не соглашусь: чаще причина частых сосаний не в недостатке молока и не в пассивности ребёнка или его потребности в отдыхе, а в банальной привычке.
01.10.2013
Ответить
Юлия Бунина
Сколько людей, столько и мнений... Вы, наверно, тоже думаете, что я неправильно воспитала своего ребенка, но насильно приучать к кроватке и коляске и не давать грудь в автобусе, потому что это неудобно (а малыш хочет кушать, спать и успокоиться) и терпеть часы "контролируемого плача" не в моих силах. У меня не такие железные нервы.
01.10.2013
Ответить
Вероника
Ох, Юль, свою голову не приставишь (Хотя, знаешь, в беременность меня эти вопросы тоже мучали, тогда я не могла наверняка себе ответить как и что правильно, ибо стереотипы советского периода довлеют над многими (как призрак коммунизма, что бродил по Европе))), а после родов только, интуитивно поняла как и что нужно моему сынишке.
01.10.2013
Ответить
Екатерина. Мой птенчик
Замечательная статья! Очень перекликается с тем, что я сейчас читаю. Особенно последний пункт - нельзя возлагать ответственность на ребёнка за то что он например опрокинул горшок с цветами, потому что ответственен здесь взрослый, который оставил его в доступном месте.
01.10.2013
Ответить
Екатерина. Мой птенчик
Точнее больше слушаю (в виде семинаров) - Руслан Нарушевич "12 ступенек в небо. Отцы и дети - объявляется перемирие", у Джона Греви в "дети с небес" те же мысли только значительно более сжато и нет многих моментов, но короче и можно в ПДФ скачать. В лекциях мне очень понравилось про различия в воспитании девочек и мальчиков (для мам мальчиков особенно актуально). У него еще очень много семинаров на семейные темы, вчера запала на "Как и зачем стать счастливой без помощи мужчин" - это вовсе не против мужчин:) просто перевернула моё сознание! Насколько мы с мужчинами по разному смотрим на мир, я прямо поняла многие поступки мужа:) http://audioveda.ru/union?id=3
01.10.2013
Ответить
Вероника
Ага, с Русланом Нарушевичем я тоже знакома. Многие моменты очень в точку. Правда на мой взгляд все это можно было бы гораздо лаконичнее изложить, тебе не показалось? Просто для меня слишком много "воды" как-то было. Но, впрочем, это мелочи.Но именно эти лекции не слышала, спасибо за наводку. Кстати про мужчин очень соглашусь, причем это еще задолго до брака надо как-то ощутить, что счастливый человек - это тот, кто делится с другими от избытка, а не от недостатка ищет человека, который его "осчастливит".
01.10.2013
Ответить
Екатерина. Мой птенчик
На счет воды соглашусь, даже не совсем воды... для меня он как-то медленно говорит (прибалт, что тут скажешь). Но для себя нашла выход - там под каждой аудиозаписью есть текст этой лекции, последние три записи я читала, получилось быстрее:) да и проще остановиться на интересном моменте, перечитать. Правда читать можно только перед монитором, а слушать где угодно.А тех, кто ждёт счастья от мужчины, мужчины как правило избегают.
01.10.2013
Ответить
Яна
надо же! вот только сегодня на интуитивном уровне объясняла тоже самое знакомой, которая заикнулась на тему, что избаловала ребенка руками. Замолчала она особенно после слов, а что делать, если ребенок не признал соску?)
30.09.2013
Ответить
Катерина
Избаловать руками нельзя! Есть дети которые более самостоятельные, есть менее, но любому требуется тактильный контакт. Вопрос к мамам уже, будут ли они часто этот контакт деткам предоставлять или будут ломать детскую психику.
01.10.2013
Ответить
Яна
согласна с вами абсолютно! до рождения ребенка думала, что можно избаловать, а сейчас понимаю, что нет, что ручки это необходимость сейчас.
01.10.2013
Ответить
Вероника
Я первые месяцы очень много носила на руках, и кормила по первому писку, именно чтобы обеспечить гарант стабильности и безопасности того "мира" где ребенок родился.И вижу результат, ребенок не то, что "не приученный к рукам", а наоборот, очень самостоятельный, месяцев с 4-х, 5-ти, как пополз, так все, на руках не удержишь.
01.10.2013
Ответить
Ленуська
Согласна полностью! Еще часто бесит, когда начинают детей сравнивать! Мой уже столько всего умеет (а чаще бабушки - вот мои дети в те годы), а твой нет. И ты начинаешь усердно учить его разговаривать или ходить. Все дети - личности! И задача окружающих, особенно мам и пап понять его!
30.09.2013
Ответить
Оставшиеся комментарии доступны после регистрации
Зарегистрируйтесь и получите полный доступ ко всем функциям сайта.