Стимулируем развитие мозга. Часть вторая. От 6 до 12 месяцев
Методики развитияИсточник: Infant Brain Stimulation: How Playing With Your Baby Makes Her Smart (http://www.raisesmartkid.com/pre-natal-to-1-year-old/2-articles/48-infant-stimulation-how-playing-with-your-baby-makes-her-smart)
Перевод, адаптация и комментарии: Бахвалова О.А. (детский психолог, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и педагогической психологии Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова).
Часть вторая.
От 6 до 12 месяцев:
1. Изучаем мир сидя: Усадите ребенка, подложив подушку ему за спину на случай если он будет откидываться назад. Привяжите интересный объект перед ребенком так, чтобы он висел высоко и стимулировал ребенка тянуться вверх.
Роль взрослого в таких занятиях очень важна. Будет гораздо легче привлечь внимание ребенка к игрушке, если вы потрогаете и покачаете ее. Как только ребенок заинтересуется - отойдите и постарайтесь не привлекать к себе внимания, при этом наблюдайте за его действиями. Если попытки дотянуться до игрушки не увенчались успехом и ребенок расстраивается - помогите малышу.
2. Продолжаем знакомиться с зеркалом: Разместите ребенка перед зеркалом и показывайте ему части его лица. Например, прикоснитесь к носику и скажите: «Нос», потом помогите ребенку самому прикоснуться к этой части лица.
Это упражнение получится не сразу и потребует много терпения. С точки зрения психологической науки, узнавание себя в зеркале - свидетельство определенной степени зрелости структур головного мозга, которое свойственно только человеку и некоторым высшим приматам (шимпанзе, орангутанги…). Как только ребенок понял, что в зеркале именно он - считайте, что еще одна ступенька в развитии личности и самосознания пройдена. Проверить это просто. Разместите ребенка перед зеркалом и наклейте ему на лоб яркую наклейку или поставьте яркую точку безопасной краской. Если ребенок осознал, что отражение принадлежит ему - он потрогает свой лоб изучая произошедшие изменения. Узнавание, в среднем, начинается в возрасте около года и предлагаемое здесь упражнение служит для тренировки.
3. Играем в «Ку-ку» с отражением: Сядьте напротив зеркала с ребенком на коленях. Покажите ребенку его лицо, а затем прикройте зеркало тканью. Скажите: «А где … (имя ребенка)?», потом поднимите ткань и скажите: «А вот она/он!». Повторите это несколько раз и наблюдайте, захочет ли ребенок отодвинуть ткань самостоятельно.
Как и в предыдущем упражнении, здесь основной упор делается на развитии самосознания малыша. Способность выделять свою персону среди хаоса окружающего мира - это краеугольный камень формирования психических процессов (внимания, восприятия, мышления).
4. Делаем световое шоу: На обычный фонарик прикрепите тонкую цветную бумагу или пленку чтобы получился окрашенный луч света. Направляйте фонарик на потолок и стены, играйте с лучом, освещайте игрушки. Включайте и выключайте его. Разговаривайте с ребенком в процессе, например: «Куда делся лучик? Ой, смотри, он на стене…»
Прекрасный способ развивающего и при этом эмоционального контакта с ребенком. Больший эффект эти занятия имеют в комнате с приглушенным светом. Если сделать такие игры традицией и постепенно усложнять их и наполнять содержанием, то в будущем они станут хорошей профилактикой ночных страхов.
5. Рассматриваем книжки с картинками.
Не забывайте о правильном выборе книг. На современных прилавках встречаются совершенно кошмарные экземпляры. Правило ранней детской книги - простая картинка без лишних элементов (рассматривать мелкие красивые детали ребенок будет гораздо позже); яркие (но не «кислотные») цвета; толстая и качественная бумага (а то книга станет одноразовой); желательно наличие маленьких текстовых (стихотворных) фрагментов-пояснений в помощь взрослому.
6. Повторяем «слова» за ребенком: Держите ребенка так, чтобы он мог видеть ваше лицо. Повторяйте все звуки, которые он обычно издает, например «ла-ла-ла» или «да-да-да». Дайте малышу время попытаться повторить ваши слова и обязательно покажите насколько вы этому рады.
Первый шаг к развитию речи. Это упражнение дает ребенку понять, что его попытки коммуникации с окружающими весьма успешны и формирует желание совершенствоваться в этой сфере. Не стесняйтесь делать это упражнение всегда и везде, не бойтесь быть смешными! Зато ваш малыш всегда будет знать, что его слышат и слушают.
7. Шумим: Позвольте ребенку взаимодействовать с объектами, которые издают громкие звуки, если их случайно ударять друг о друга (кастрюльки, сковородки и др.). Постепенно ребенок понимает, что он сам является источником этих звуков и начинает стучать намеренно.
Можно возразить, что это занятие оказывает нам «медвежью услугу» и ребенок научится колотить чем попало по чему попало. Но он все равно рано или поздно будет это делать!!! А на этом возрастном этапе данное упражнение обучает ребенка взаимодействовать с окружающим миром и стимулирует активность.
8. Трещим и пищим: Дайте ребенку погремушки и пищалки. Научите их использовать. Играйте с этими игрушками в то время, когда звучит музыка, а еще лучше - сами напевайте.
Каждый звук - это стимул, почва для развития психики. Подберите целый спектр звуковых эффектов, будьте звукорежиссером для своего малыша. Пусть звуки, которые издают его игрушки будут разнообразными. Единственное, желательно остерегаться игрушек, которые бесконечно воспроизводят однообразные мелодии плохого качества или говорят дребезжащими голосами какую-нибудь чушь.
9. Играем в прятки: Покажите малышу игрушку и спрячьте ее в свой карман так, чтобы ее было немножко видно. Спросите: «Где игрушка?», если ребенок ее найдет - дайте ему с ней минутку поиграть и спрячьте снова.
Веселая игра, которая может занимать ребенка не только дома, но и в поездке, и в ожидании приема врача. Игрушка должна быть интересна ребенку, то есть быть либо очень любимой, либо яркой и новой.
10. Ищем маму: Научите ребенка находить вас по голосу. Положите ребенка в колыбельку, стульчик или автокресло посредине комнаты. Ходите мимо него и говорите что-нибудь своим обычным голосом и искаженным, смешным. Ребенок будет следить за вами, реагируя на голос.
В принципе дети на такие игры могут реагировать уже месяцев с трех. Очень полезное занятие, связанное с формированием пространственного восприятия.
11. Роняем игрушку: Возьмите игрушку, которая при падении будет издавать звук (как вариант колокольчик). Выроните игрушку из своей руки. Дайте ребенку попробовать. Эта игра научит ребенка произвольно, по собственному желанию разжимать пальцы.
Это конечно еще не развитие мелкой моторики, но способность управлять движениями собственной кисти формируется хорошо. Следите, чтобы громкий звук упавшей игрушки не напугал малыша.
12. Имитируем: Попробуйте стимулировать малыша повторять за вами простые действия, такие как хлопанье в ладоши, поцелуи, обнимающие жесты. Хвалите ребенка каждый раз, когда он копирует вас или пытается это сделать.
В раннем возрасте имитация является основой любого обучения. Да, ребенок еще не понимает истинный смысл копируемых действий, но эти действия для него являются готовыми формулами социального взаимодействия и позволяют находить общий язык с окружающими. Представьте, какова будет реакция папы, бабушки или дедушки, если малыш неожиданно поцелует их или обнимет…это ценнейший эмоциональный опыт для ребенка.
13. Ходим у опоры: Поставьте рядом два стула, чтобы ребенок мог легко дотянуться от одного до другого. Положите на стулья игрушки, чтобы вызвать у ребенка желание перемещаться между ними.
Первые шаги к самостоятельному познанию мира закладываются в таких играх. Когда ребенок научится добираться до игрушки - он усвоит, что может получать практические результаты от собственной познавательной активности, и в дальнейшем, прежде чем призвать на помощь взрослого, будет стараться самостоятельно решить вставшую перед ним задачу.
14. Встречаемся с незнакомцами: Держите ребенка в безопасности на руках. Позвольте ему наблюдать и слушать незнакомого человека, чтобы познакомиться с ним. Если вы увидите проявления интереса помогите ребенку на короткое время прикоснуться к руке незнакомца. Можете попросить незнакомца подарить ребенку подарок - маленькую игрушку или цветок.
Это упражнение - частичная профилактика «боязни чужих», которая начинает проявляться в этом возрастном периоде. Способность ребенка контактировать с другими взрослыми облегчит вам визиты к врачам, массажисту, а в будущем и в детский сад.
15. Играем с коробкой: Дайте ребенку коробочку с небольшим отверстием сверху. Помогите ему бросить в коробку через это отверстие небольшую игрушку. Помогите ребенку найти способ достать игрушку и обнаружить отверстие большего размера сбоку. Сопровождайте свои действия словами.
Вместо коробки можно использовать любые игрушки-сортеры, которые продаются в магазинах. Только не покупайте сортеры со слишком сложными фигурами и множеством отверстий - ребенку они еще долго будут непонятны.
16. Играем в простые паззлы: Под паззлами подразумевается любые предметы, которые подходят друг другу, например мисочка и небольшие шарики.
Просто складываем мелкие (безопасные для малыша) предметы в миску или коробку, потом вынимаем их по очереди и пытаемся стимулировать желание малыша повторить эти действия.
17. Зовем малыша: Позовите ребенка с другого конца комнаты, и когда он посмотрит на вас - принесите ему какой-нибудь предмет, например его бутылочку или игрушку.
Продолжаем развивать и усложнять навыки социального взаимодействия. Учим откликаться на призыв взрослого и собственное имя.
18. Изучаем вкусы: Посадите ребенка на стульчик для кормления и разложите перед ним несколько съедобных объектов для пробы. Позвольте ребенку попробовать то, что ему захочется и получить от этого удовольствие.
Естественно все, что вы предложите ребенку, должно быть безопасным.
19. Нажимаем кнопки: Используйте для игры с ребенком такие игрушки с которыми что-либо происходит, если ребенок нажимает кнопку или совершает с ними какие-нибудь манипуляции. Это развивает моторные навыки малыша и учит его соотносить свои действия и эффект от них.
Таких игрушек очень много - у некоторых начинают мигать лампочки, некоторые начинают звучать… Выберите то, что интересно ребенку и не раздражает вас. Нет ничего хуже, чем раздраженная мама, готовая завыть от головной боли, когда по квартире в сотый раз разносится: «Привеееееееет, меня зовут Машааа! Давай поиграем?!».
20. Осваиваем игры на запоминание: Сядьте на пол вместе с ребенком. Покажите ему большую картинку с объектом, который он хорошо знает. Переверните картинку и попросите ребенка найти ее. Когда ребенок достаточно долгое время не видит картинку - снова напомните ребенку об объекте словами. Помогите ему если нужна помощь.
Пожалуй, самое сложное упражнение из перечисленных. Здесь важен именно отсроченный поиск. К примеру, вы показывайте ребенку картинку с собачкой, называете ее, а затем прячете. Дальше говорите: «Где собачка?». Ребенок показывает на перевернутую картинку. Дальше даете ребенку отвлечься и через несколько минут повторяете вопрос.
21. Играем в догонялки: Когда малыш начнет ползать, сыграйте с ним в догонялки. Начните медленно ползти за ребенком со словами: «Догоню, догоню, догоню…». Когда вы настигните ребенка, скажите: «Поймала», поднимите в воздух, поцелуйте и пощекотите.
Веселая совместная игра, которая и вам самим позволит ненадолго вернуться в беззаботное детство.