Игры от рождения до месяца
ИгрыНаблюдаем за яркой игрушкой. Показывайте лежащему на спине ребенку
игрушку. Держите ее на расстоянии 40-50 см. Перемещайте ее медленно вправо и
влево, побуждая малыша следить за ней, можно слегка встряхивать игрушку.
Игрушка не должна быть слишком большой (не более 10 см.).
Ищем источник звука. Возьмите колокольчик, металлофон или погремушку. Слева
или справа на расстоянии 30-50 см. звените колокольчиком (погремушкой,
фантиком от конфеты и т.д.). Звук должен быть приятным и не слишком громким.
Когда ребенок начинает искать глазами источник звука, показывайте ему, что
звучит и называйте: это колокольчик!
Мои ручки и ножки «звучат». Привяжите небольшие бубенчики к ножке ребенка.
Двигая ножками, он будит слышать, как они звучат.
Нюхаем. У новорожденного отлично развито обоняние, он реагирует на запах
маминого молока, познакомьте его и с другими запахами: дайте понюхать банан,
яблоко, лимон и т.д., называя, что за фрукт (овощ и т.п.) так пахнет. Не следует
предлагать сразу несколько запахов и избегайте химических или синтетических,
искусственных запахов.
Стимулируем ручки. Начните разжимать кулачки ребенка, вкладывайте в руки
погремушки с разными ручками (одна тонкая и длинная, другая толстая с
пупырышками и т.п.), а также кусочки разных тканей: бархат, шелк, холстину и
пр. Рассказывайте малышу: эта мягкая, гладкая, прохладная, эта шершавая,
грубая и т.д.
Поем малышу.
Сопровождайте действия связанные с малышом первыми потешками.
Ставьте малышу красивую мелодичную музыку. Кроме классики, блюзовых
и джазовых композиций, фольклорных мелодий, знакомьте малыша с
музыкой народов мира, с разнообразными направлениями и стилями
современной музыки.
Каждый день делайте с малышом гимнастику, массаж или упражнения на
мяче, выберите то, что приемлемо для вас и не противоречит врачебным
рекомендациям. Возможно, вам понравиться идея развития врожденных
рефлексов, или динамическая гимнастика.
Малышу очень нравится наблюдать за лицами, особенно за вашим лицом.
Лёжа рядом с ним и глядя «глаза - в - глаза» друг другу, изобразите разные
выражения лица - улыбку, удивление, суровость, наблюдайте за реакцией
малыша, ему должно быть смешно и интересно.
Для тренировки зрения и фокусировки взгляда ребёночка, многие советуют
показывать малышу контрастные или черно-белые картинки с простым
рисунком. Можно развесить их по стенам, класть перед малышом, когда он
лежит на животе.
Пальчиковая гимнастика
Танцуем вместе
Пойте малышу простенькие песенки,отхлопывайте ритм по ножке или спинке. Танцуйте и кружитесь вместе под музыку. Если песенка про ножки, то «шагайте» ножками. Если про ручки и пальчики, касайтесь пальчиков. Касайтесь разных частей тела, когда поете про
них, это помогает ребенку очерчивать собственные границы. Главное, старайтесь
подключить тело ребенка, опереться на его кинестетическое восприятие. Слушать
ему еще нужно учиться.
Щечка-носик,щечка-носик
Пальчики, пальчики
Лобик-носик,лобик-носик
Пальчики,пальчики
Шейка-носик,шейка-носик,
Пальчики,пальчики
Ручка-носик,ручка-носик,
Пальчики,пальчики И т.д.
Наша ляля маленька.
Лягте на спину, под голову положите подушку, малыша положите себе на
живот. Поглаживая малыша по спинке, приговаривайте:
Наша доча маленька - маленька
Еѐ щѐчки аленьки - аленьки (потрогайте щѐчки)
Еѐ мысли чистые - чистые, (погладьте головку)
Глазоньки лучисто - лучистые (поцелуйте глазки малыша)
Вариант для сыночка
Наш сыночек маленький - маленький
Его щѐчки аленьки - аленьки,
Его мысли чистые - чистые,
Глазоньки лучисто - лучистые
Память. Позаботьтесь о разнообразных и запоминающихся событиях - походе в магазин и
участие в семейном обеде. Помогите малышу «наполнять память» различными звуками, запахами, ощущениями и видами. Разговаривайте с малышом о настоящих событиях, но не забывайте описывать и события прошедшие.
Математика. Сосредоточьтесь на числах от одного до трех, начинать лучше с маленького. Повторяйте действия определенное количество раз (например, «щекотунчики, щекотунчики, щекотунчики»), а потом внезапно изменяйте число повторений («щекотунчики, щекотунчики»).
Массаж рук делается самым маленьким деткам. Он несложен. Вот методика такого массажа, данная О. Приходько
- Погладьте ручки малыша до локтя по направлению к центру шесть - восемь раз, отдельно каждую ручку. Гладить нужно как внутреннюю, так и наружную поверхность ручки.
- Пальчики танцуют. Согните и разогните все пальчики ручки одновременно кроме большого пальчика ( 2-4 раза на каждой ручке).
- Упражнение «Клубочек». Рисуйте спиралевидные движения пальцем по раскрытой ладошке малыша от ее центра до основания пальцев (вспомним известную потешку про «сороку - ворону»). После этого не прерываясь движение переходит на внутреннюю сторону большого пальца. Нарисуйте такие клубочки два - четыре раза на каждой ладошке.
- Упражнение «Мы шагаем топ-топ» - точечные нажатия большим и указательным пальцем взрослого. Нажимаем на середину фаланги каждого пальчика от кончика к основанию. Говорим: «топ-топ, вот как мы шагаем». Нажимать нужно в двух плоскостях: между пальчиками и с тыльно-ладонной стороны. Так все пальчики рук промассировать 1-2 раза. При этом говорим потешки, стишки, разговариваем с малышом.
- Упражнение с большим пальчиком. Отведите большой пальчик руки в сторону, а затем верните его на место. Отводить пальчик нужно в трех направлениях по очереди: вперед-назад , вбок - вернулись в исходного положение, по кругу.
- Погладьте легкими движениями каждую ручку малыша по направлению к центру пять - шесть раз.
Поздоровайся с мамой (с папой)! Ребенок лежит на спине, упираясь стопами в ваш живот. Вы подводите руки под спину ребенка, кладете ладони под его затылок, медленно поднимаете малыша почти до вертикального положения (при этом ласково разговаривая с ним), затем медленно опускаете. Упражнение укрепляет мышцы живота.
Водим погремушкой «Крестик» -лево-право, вверх-вниз(сначало медленно, постепенно убыстряем), гремим прямо, справа, слева, спрятали и гремим. «Парочки»-2мя погремушками крестик, одну вверх, другую в тоже время вниз и т.п.(учим переводить взгляд).
Наблюдаем за фонариком. Возьмите неяркий фонарик или ночник (можно
затенить его тканью или накрыть абажуром), носите ребенка вокруг источника
света, затем положите ребенка и подносите фонарик то с одной стороны, то с
другой, побуждая малыша поворачивать голову то в одну сторону, то в другую и
следить глазами за светом. В комнате не должно быть слишком светло при этом.
Поднесите ручки ребенка к своим губам, подуйте на них, поцелуйте, подвигайте его пальчиками, приговаривая нежные звуки и слова. Потом отвернитесь от ребенка и поглядывайте на него, чтобы он это замечал. Если ребенок начнет удивленно двигать ручками и ножками, издавать звуки и иными способами привлекать ваше внимание, повернитесь к нему и снова начните играть с ним.
Хорошо, если у вас есть яркая игрушка, которая издает звуки при сдавливании (например, резиновая собачка или лошадка, матерчатая кукла с пищалкой внутри и т. д.). Возьмите эту игрушку в руку и проведите ею по животу и груди ребенка по направлению к его личику; пусть игрушка при этом пищит и щекочет ребенка. Потом резко уберите игрушку и спрячьте ее себе за спину. Если ребенок проявит заинтересованность, возобновите игру.
Подвесьте мобиль над кроваткой ребенка и укрепите на нем разные предметы, привлекающие его внимание. Мобиль можно сделать самим, но если вам не хочется этим заниматься, используйте обычную вешалку для одежды. Очень привлекательными могут быть, например, елочные игрушки (понятно, не стеклянные, которые могут разбиться), склеенные из цветной бумаги кубики или другие фигурки, наконец, просто цветные ленты. Важно, чтобы эти предметы не надоедали ребенку. Хорошо каждые два-три дня менять хотя бы один предмет.Если ваш ребенок не обращает внимания на висящие над ним игрушки, попробуйте нарисовать и повесить изображение человеческого лица. Сделайте это лицо достаточно большим, около 10 см в диаметре, раскрасьте глаза, губы, щеки и волосы. В случае успеха, вы сможете потом нарисовать несколько лиц с разными выражениями и менять рисунки. Внимание ребенка легче всего привлечь движущимися предметами. Простейший способ приводить в движение мобиль с игрушками состоит в том, чтобы соединить его ниткой или шнурком с ручкой (или ножкой) младенца. Бодрствующий ребенок очень редко лежит неподвижно. Он обычно двигает руками и ногами и, очевидно, сначала не заметит существования какой-то связи между своими движениями и движением мобиля (вешалки) с игрушками. Однако не исключено, что все-таки он обратит внимание на него, и это может оказаться началом формирования произвольных движений.