Может ли новый навык "ухудшить" сон ребёнка?
СонДа!
Любой новый навык: переворот, ползание, вставание у опоры, ходьба — может временно сказаться на качестве сна, на выносливости ребёнка и на его эмоциональном состоянии.
Какие изменения могут появиться, когда ребёнок осваивает новый навык:
➡️ Снижение привычной выносливости.
Ребёнок постоянно тренирует новый навык и сильнее устаёт. Может сократить привычную длительность времени бодрствования или удлинить дневные сны, может вернуться недавно сброшенный сон.
✅ Даём ребёнку возможность отоспаться и если необходимо временно немного увеличиваем длительность дневных снов.
• Постепенно возвращаем привычное время бодрствования: чередуем активные и спокойные игры, предлагаем перекусы, чтобы восполнить недостаток энергии.
__
➡️ Повышение привычной выносливости.
Бывает наоборот — ребёнок перевозбуждён, вдохновлён новыми возможностями и словно забывает про сон. Длительность бодрствования резко увеличивается. Предлагая сон в привычное время, получаем долгие и сложные укладывания со слезами и протестами.
✅ Это временно! Как только малыш привыкнет к своим новым возможностям, длительность бодрствования вернётся к привычным значениям.
• Стараемся не добавлять лишних сильных эмоций, даём возможность тренировать навык днём, помогаем ребёнку успокаиваться, чтобы не допускать перегулов.
__
➡️ Отработка нового навыка даже во сне
Новый навык так захватывает, что малыш практикует его даже ночью, во время смены циклов. Может перевернуться, сесть или встать, но не знает, как лечь обратно, — и просыпается в слезах.
✅ Днём как можно больше тренируем новый навык, доводим его до автоматизма.
• В этот период ребенку нужно больше времени чем обычно на расслабление, замедление. Можно добавить в ритуал перед сном, расслабляющий массаж, чтобы снять напряжение с мышц.
• Учим малыша ложиться/возвращаться в позу для сна из новых положений, чтобы он мог сделать это и ночью.
__
➡️ Эмоциональное перевозбуждение, которое ребенок переживает, осваивая новый, сложный навык.
И как следствие - проблемы с качеством сна: частые пробуждения, ночные гуляния, короткие дневные сны, плач во сне и т.д.
Повышенный кортизол (гормон стресса) мешает мелатонину (гормону сна), и сон становится чутким, прерывистым, беспокойным.
✅ Снижаем эмоциональную нагрузку, убираем лишние стимулы, перед сном переходим на более спокойные занятия, добавляем монотонные и расслабляющие действия.
• Если нужно, даём чуть больше помощи при засыпании. В идеале до расслабления, как только малыш начинает засыпать – интенсивность помощи снижаем, затихаем постепенно.
__
➡️ Сепарационная тревожность.
Малыш стал ручным и не отпускает вас. Засыпает долго, подвисает подолгу на груди, хотя уже давно так не делал. Просыпаясь среди ночи, сразу плачет и зовет вас, как будто потерял.
Таким образом проявляется волна сепарационной тревожности, которая провоцируется началом ползанья или самостоятельной ходьбы.
✅ На пике тревожности сохраняем спокойствие, даём больше контакта днём, откладываем несрочные дела, чтобы поиграть вместе.
• Поддерживаем рутину перед сном, добавляем тактильные ритуалы: массаж, объятия, поцелуи, поглаживания.
__
Освоение нового навыка — это маленькая победа малыша, и иногда она требует от родителей чуть больше терпения и заботы.
Это естественный и временный этап, после которого сон постепенно вернётся в привычное русло.
________________________________________
Больше полезных материалов о детском сне ➡️ https://t.me/mostik_v_son
________________________________________
Замечаете изменения в качестве сна в период появления нового физического навыка?