Как воспитать гармонично развитую личность.
Интеллект ребенкаНа днях пыталась освежить в памяти такие понятия, как способности,задатки,талант,одаренность,творческая одаренность и т.п.
Что первично, механизмы возникновения,как выявлять…Мне кажется,это очень актуально для родителей,которые заинтересованы в развитии ребенка и его становлении как личности.
Вот какая картина у меня получается в голове. Готова к обсуждению и исправлению, может я чего-то недопонимаю,так вы меня поправьте.
Итак:
- все мы рождаемся с определенным набором задатков, у кого-то их больше, у кого-то меньше, в зависимости от большого количества факторов.
- врожденных способностей не бывает, они развиваются из задатков.
- толчком к развитию способностей из задатков является врожденная потребность и стремление человека к познанию. По своему объему и интенсивности потребность к познанию разная у каждого из нас.Это тоже зависит от многих факторов.Например,очень сильную потребность к понзнанию можно загубить неправильным воспитанием,жесткими рамками, в которые родители загоняют детей,типа «туда нельзя», «сиди на месте», «зачем ты сломал новую игрушку?» и т.п..
- задатки могут развиться, и тогда они превратятся в многочисленные способности, а могут так и остаться лишь задатками. При этом среди этих развившихся способностей будет обязательно преобладать какая-то одна-две.Не бывает человека способного только в чем-то одном..Например,есть мнение,что спортсмены не блещут интеллектом, однако специальные исследования это опровергают. Наиболее талантливые спортсмены отличаются высоким IQ,у них хорошо развитые способности либо к языкам,либо к точным наукам,либо в музыке…
- Способности можно разделить на интеллектуальные и творческие. При этом возможны 3 варианта:
А)творческие способности преобладают над интеллектуальными
Б)интеллектуальные способности преобладают над творческими
В)творческие способности развиты в равной степени с интеллектуальными. В этом случае речь часто идет о гармонично развитой личности!
-Креативность тоже бывает разной:наивная креативность и культурная креативность.
-Наивная креативность свойственна всем детям до возраста примерно 5-7 лет.Например,они рисуют голубую траву,зеленых зайцев,они еще не знают,как это обычно…и у них все получается необычно естественным образом.Чем выше интеллектуальные способности,тем быстрей утрачивается наивная креативность ребенка.
-Чем ниже интеллектуальные способности ребенка,тем дольше сохраняется наивная креативность и тем сложней развивается культурная.Культурная креативность проявляется в том,что самые обычные явления жизни изображаются необычным способом.Человек с высоко развитой культурной креативностью способен неординарно мыслить и действовать.
А теперь,ВНИМАНИЕ,очень важный момент:
Только при благоприятных условиях развивается т.н. культурная креативность человека.Что это за условия?их могут создать родители, учителя, которые не забивают детей в их желании самовыражаться и проявлять свой творческий потенциал.Как часто это происходит в семьях с тоталитарным подходом к воспитанию,в школе и дошкольных учреждениях в том числе!
-Активность,Потребность и Удовольствие – вот 3 кита,на которых основывается Познавательная потребность.
Делаем для себя вывод: нужно создать все условия для того,чтобы каждая минута жизни наших деток была проведена в соответствии с этими принципами.Высокая Познавательная потребность – вот ключ к успеху наших детей в будущем.
будем стараться!