Лидерские замашки?
ПсихологияЕщё полгода назад заметила, что сыну присуще поведение "ведомого", а отнюдь не "ведущего". Ему неинтересно самому организовывать игру, но доставляет огромное удовольствие принимать в ней участие. Он подстраивается под поведение своих товарищей, при этом не ощущая абсолютно никакого дискомфорта. Беседы об этой особенности характера ребенка велись с воспитателем, и она лишь подтверждала все мои догадки и предположения.
Сейчас мы перешли в другой сад, где мой сын - один из самых старших и развитых малышей. Вчера наблюдала за детьми в группе со стороны и поняла, что Денис имеет все условия для того, чтобы стать лидером конкретно в этом микросоциуме: детки все повторяют за ним, с охотой участвуют в играх, которые мой затевает, да буквально смотрят ему в рот, так как Денис хорошо разговаривает в отличии от "молчунов"-одногруппников.
Но Деня начал активно сопротивляться лидирующей позиции! Он категорически против, что бы малыши повторяли все за ним и перекладывали на него ответственность.
Конкретно: вчера он начал изображать поезд и кататься по группе на машинке, издавая характерные звуки. И все детки присоединились к нему в виде вагончиков. Деня стал их прогонять и говорить, чтобы они за ним не ездили, так как он хочет поиграть один! Но в тоже время сам в виде "вагончика", а не "локомотива" участвовал бы в игре с превеликим удовольствием!!
К чему я, собственно, веду: стоит ли каким-то образом тренировать в нем задатки лидера или же пускай он сам вырабатывает позицию в обществе?
К чему я, собственно, веду: стоит ли каким-то образом тренировать в нем задатки лидера или же пускай он сам вырабатывает позицию в обществе?
Я сама по натуре человек готовый брать на себя любую инициативу, НО в качестве правой руки лидера, а не его самого. И идет это также из детства. Я от этого иногда немного страдаю, но изменить ничего не могу. А теперь ещё вот мучаюсь с характером ребенка, стоя перед выбором - подтолкнуть или наблюдать?...
Добавлю, что иногда моделирую ситуацию: допустим сейчас я всячески буду настраивать его, что в группе он самый старший (ну или почти), что он пример и авторитет для малышей. Допустим, это сработает и Деня возьмет на себя роль лидера. НО потом он перейдет в группу ровесников и даже более старших деток. НЕ "обломается" ли он? Ведь там его никто не будет воспринимать как старший иммунитет И получается, что сын рухнет с небес на землю, травмировав свою самооценку.
Может я и сря загоняюсь вообще, но ребенок у меня первый, и не хочется, чтобы получилось как в той поговорке про блин...)
Tona_Sveta
Я бы не стала его как то настраивать - он сам для себя все решит как ты его не настраивай... Помогать, поддерживать, создавать ситуации "по самостоятельности" - это да, но "делать лидера" - зачем?!? Не все же от природы лидеры... И не всем нужна эта лидерская позиция.
24.09.2013
Ответить
fomo4ka
Я выбираю позицию наблюдателя, но если ребенок не может разрешить какую либо проблему, то предлогаю пару вариантов поведения. У нас вообще не убедишь. Если Степа решил так играть, то так и никак иначе. Он никогда не шел на поводу у взрослых, всегда гнет свою линию. А с малышами очень заботливый и внимательный. Принеси, подай )))) у самой первый ребенок, сама не знаю иной раз как поступить.
19.09.2013
Ответить
Катерина
Сейчас рано об этом говорить. Трехлетки не умеют играть вместе. Существуют игры по подражанию, а так же "игры рядом". Вот почему в группах по несколько наборов одинаковых игрушек, не только для того что не дрались, а потому, что если один начинает играть, то срабатывает механизм "заражения" и все остальные дети хотят играть в тоже самое. Как такового коллектива и коллективных игр нет! Про лидерские качества сейчас говорить весьма сложно. Но можно уже увидеть некоторые предпосылки. Уже ближе к концу дошкольного детства все становится более очевидным.Но! Как раз по примеру вашей группы можно сказать, что если у Дениса будет возможность проявить себя и все будет ему в этом помогать (направлять, общественное мнение и проч.), то это только на пользу. "Обламывать" в другой группе или вообще по жизни его будут не раз. И это нормально. Главное выработать позицию не Главного, Лидера и прочее, а успеха и стойкого отношения к неуспеху. Уффф... Длинновато получилось)))
19.09.2013
Ответить
Светланка
Спасибо за мнение) и вовсе не длинно, а оч развернуто)Ты не первая, кто говорит, что рано, НО учитывая, что сын уже год отходил год в ЧС с разношерстным коллективом, то я все же уже могу делать кое-какие выводы. И педагог наш бывший, очень умная женщина, тоже подтверждала мою теорию "ведомого" ребенка. При этом я не отрицаю той мысли, что все ещё может 500 раз поменяться. А пока хочу понять, как мне себя вести в отношении с ребенком. Хотя, благодаря ответам и анализу поняла, что лучше уж не вмешиваться, просто поддерживая его во всем)
19.09.2013
Ответить
Катерина
Я считаю, что выбор позиций в воспитании определенных качеств не нужен. Надо работать с самооценкой и отношением к успеху- неуспеху. А в дальнейшем он сам сориентируется "кем быть".
19.09.2013
Ответить
Светланка
Я ещё почему заморачиваюсь.... Меня в детстве никто в этом плане вообще не направлял, зато активно развивали мои таланты. И иногда я задумываюсь, а что было бы если...... Поэтому к вопросам воспитания сына подхожу со всей ответственностью.
19.09.2013
Ответить
Ирина
1. Вы слишком рано поднимаете эту тему. Годам к 5 только будет понятно, какую роль он для себя выберет в коллективе. В таком возрасте дети еще не научились полноценно взаимодействовать друг с другом.2. Нужно исходить из задатков личности. Можно натаскать, научить каким-то навыкам лидерским качествам, дать установку человеку, что он должен быть лидером, но человек от этого счастливее не станет. Он будет тянуться, стараться, чтобы "соответствовать", но если нет задатков, это выльется в невроз. Лучше распознать в своем ребенке, какие у него таланты, и развивать именно их. Не все должны быть лидерами, а как же ученые, творческие люди, просто профессионалы своего дела? Сейчас очень модно развивать какие-то личностные качества, тренинги роста и все такое. На мой взгляд куда важнее быть гармоничной личностью, чем соответствовать чьим-то ожиданиям или веяниям моды.
18.09.2013
Ответить
Светланка
1. Я так не считаю, так как лучше раньше увидеть проблему, оценить масштаб её действия и спланировать свои дальнейшие действия.2. Вторая часть вашего ответа представляет для меня большую ценность! Особенно про развитие таланта, а не качеств. Спасибо!)
19.09.2013
Ответить
Настюша
Светлан, я тоже, честно говоря, склоняюсь к мнению, что выбор надо предоставлять ребенку, а не стараться решить за него, что для него лучше... Мой ребенок на предложение быть, как другие детки в группе, поактивнее, ответил: " Нет, мама, я буду собой!" Я очень была горда за такой ответ, за то, что уже в 3,5 года он имеет свое мнение, а не ведется на мое желание! К тому же роль ведомого не так уж плоха - во всяком случае, в их возрасте! Они пока ещё очень многому учатся друг у друга! Кстати, подобная вам ситуация была и у нас: младшая группа, где он заводила, или старшая, где он ведомый! Я выбрала, наоборот, второй вариант (конечно, при том, что ребенку комфортно, есть друзья, устраивает окружение, спокойно идет в садик), т.к. в первой группе он деградировал (ухудшалась речь из-за общения с малышами, из сада ничего нового не приносил, хуже изъяснялся), а после хождения во вторую ооочень заметен прорыв во всех отношениях (суждения, произношение, стремление к занятиям)...Не думаете, учитывая свойство характера Дениса, наоборот перевести его в более старший возраст? ВОзможно, это, наоборот, оч.хорошо повлияет на него...
18.09.2013
Ответить
Светланка
С переводом сложности, но в следующем году он окажется в группе со своими ровестниками и детками постарше, так что я на этом не зацикливаюсьА в остальном во многом согласна, просто хотелось услышать мнения со стороны и понять, что я делаю все правильно. Спасибо!
18.09.2013
Ответить
-Sweet- Юля
у нас получается когда он играет с детьми постарше, то он их слушается и смотрит им в рот, а если с маленькими или менее активными ровесниками, то он лидер.
18.09.2013
Ответить
Светланка
Денис никогда добровольно не берет лидерство. В ЧС активно "слушался" старших товарищей, а вот в играх с Данькой, моим крестником, они на равных как бы, потоу что разница год
18.09.2013
Ответить
-Sweet- Юля
а наш вроде как сначала смотрит что нет лидеров, значит самому надо быть)) Причём и так и так с удовольствием играет, вот непонятно мне пока кем будет то дальше)
18.09.2013
Ответить
Светланка
Значит не сформиррвался ещё окончательно, а по Денису очень явно видно
19.09.2013
Ответить
Vesto4ka
Свет, каждый ребенок сам для себя выбирает комфортное для него пложение в группе.Ты можешь попытаться переломить, но ребенку от этого будет некомфортно, хоть возможно он и будет выполнять роль, которую ему приписываешь ты. У меня вот например очень странное.. Но опять же я вижу это и в родителях. Ради себя мне не то что лень шавелиться, но неудобно бывает. Кому то позвонить лишний раз, побеспокоить.. Но если я делаю что-то для кого-то или кого-то защищая - могу перть как паравозик по рельсам. Нагло, уперто и только вперед к цели :)
18.09.2013
Ответить
Светланка
Поэтому я и решила посоветоваться, чтобы потом не думать о том, что может я зря Дениса не подталкивала. Сама я склоняюсь к позиции "смотрителя" за ситуацией
18.09.2013
Ответить
Vesto4ka
Я вот вчера в паре дискусий принимала участие :)Первая была о том что мама учит девочку обзывать мальчиков обидчиков... В ответ были комментарии типа ругаться плохо, учите лучше сдачу давать :)А вторая.. Вот учила я дочу давать сдачу когда обижают... Научила на свою голову. Теперь когда я говорю дочке на что то нет или нельзя она меня бьет...Мое мнение и в том и в другом случае. Задача мамы находиться рядом, когда это возможно и дать ребенку самому определиться как вести себя в ситуации, следя при этом чтоб ребенок не получил физических травм и прийти на защиту в случае реальной в этом необходимости. Во всех остальных случаях ребенок сам постепенно поймет и научится - когда дать сдачи, когда отобрать свою игрушку, а когда и заранее видя опасность схватить игрушку и отойти в сторону :)
18.09.2013
Ответить
Светланка
Согласна с тобой. Но сама периодически направляю Дениса в правильное русло
18.09.2013
Ответить
Vesto4ka
Ну просто например одно дело аккуратно направлять объясняя нормы поведения.. и мне кажется другое учить ребенка Если тебя толкнули - скажи КОЗА.. или если у тебя забрали игрушку - иди ударь в ответ обидчика.. пусть знает что к тебе лезть не стоит :)
18.09.2013
Ответить
Lisa
У меня самой такой же ребенок. Я решила- пусть сам вырабатывает свою линию поведения, ведь ему так комфортно. Тем более в вашем случае- у вас было тоже самое в детстве. Он действительно может обломаться, перейдя в новую группу к сверстникам- там его не будут слушаться и смотреть в рот. Тем более вы сами видите, что он даже при всех лидерских якобы качествах хочет быть сам с собой- у вас просто самодостаточный ребенок, ему не скучно самому с собой. Это имхо прекрасно
18.09.2013
Ответить