Это игра или психотерапия? и игра и психотерапия. Мы играем с ребёнком, но играем так, что ребенок развивается, становится менее тревожным, более общительным, быстрее осваивает речь, развивает мышление. Чем же помогает игра?Часто родители воспринимают ребенка как маленького взрослого. Но мир ребенка значительно отличается от взрослого мира. Взрослый человек живет в мире культуры, основанном на нормах, символах, знаках, языке, идеалах, ценностях, нормах. Ребенок же существует в природе, как любое живое существо. Он реагирует на стимулы среды эмоционально или действием. Каждое слово языка является знаком, который ссылается на нечто иное: понятие, вещь или явление. Этих ссылок и связей так много, что ребенок осваивает это многообразие лишь к 11 годам. Тогда взрослые говорят, что у него развилось логическое мышление. Развитие ребёнка - это освоение культуры, социальных норм, присвоение ценностей культуры, выработка идеалов. Ребенок начинает говорить на языке очень рано, но мыслить с помощью языка - это значит познать все связи, существующие между понятиями, понять на опыте значение тех явлений, о которых говорят слова. А это задача на многие годы. Игра - это переходное пространство между пространством культуры взрослого человека и пространством эмоций и действий ребенка.В игре ребенок учится символизировать видимый, слышимый, осязаемый мир, замещать вещи символами и оперировать символами. Например, маленькая машинка может символически заменить большую, на которой папа уезжает каждый день на работу. Маленькую машинку можно рассмотреть, двигать ею так, как хочет ребёнок, а не папа, разобрать на части, сломать. Можно сделать с нею всё, что захочется ребёнку. Здесь возникает широкое поле для творчества. Ребёнок получает возможность действовать не с предметами, а с символами предметов, развивая символическое мышление. Ребёнок из пассивного исполнителя воли родителей превращается в игре в активное, творческое существо.В игровой терапии важна не только игра, но и то, как терапевт сопровождает ребёнка в этой игре. Основа терапии взрослых важна и для ребёнка. Это прежде всего терапевтические отношения: 1. конгруэнтность терапевта, то есть непротиворечивость его основных проявлений, целостность его личности; 2. безусловное позитивное принятие ребёнка, 3. эмпатийное понимание, исходя из внутреннего мира ребёнка, а не взрослого.Основные средства работы с ребёнком: отзеркаливание в словах его действий (то есть перевод с языка действий на словесный язык) , отзеркаливание в словах его чувств, отзеркаливание в словах тех смыслов, которые возникают в игре. Не подменить собой ребёнка, не навязать ему своих чувств и представлений - это довольно сложная задача, поэтому для проведения игровой психотерапии нужен специалист психолог. |