Екатерина Мурашова "Дети-тюфяки и дети-катастрофы"
Книги, информация про детейКнига про детей с ГИПЕРдинамическим и ГИПОдинамическим синдромами (то есть очень подвижных и медлительных детей). Про синдромом дефицита внимания.
Читала я ее в поисках ответа на вопрос как же мне немного "расшевелить" дочку, как справиться с ее медлительностью. Но книга не о том, как "расшевелить", а больше о том, как выработать у родителей и учителей (книга будет полезна и учителям тоже) правильное отношение к проявлениям гиперподвижности и медлительности у детей.
И хотя у дочки нет ни диагноза гипер-, ни гиподинамических синдромов, и даже описанные в книге симптомы не наш случай, книгу считаю очень полезной и стОящей и для родителей обычных детей, вот почему:
1) она о том, как безусловно любить и принимать своего ребенка. Стараться понять и помочь ему, несмотря на его особенности. Что бы ни делал ребенок ("тормозит" или "бесится"), он это делает не со злым умыслом, а в силу особенностей развития нервной системы. Наша задача - помочь справиться с этими трудностями, а не навязать, заставить делать так, как мы считаем правильным;
2) замечательные советы о том, как выбирать школу/ классного руководителя в школе в зависимости от этих особенностей. Зная хорошо своего ребенка, можно по аналогии представить о том, какой именно учитель ему лучше подойдет;
3) хорошие советы о том, как делать уроки с гипер- и гиподмнамическими детьми. Опять же для обычных детей тоже будет что позаимствовать;
4) советы о том, как выстраивать отношения с учителем в школе. Мне понравился подход, что гипер- и гиподинамичность (как и любая другая "необычность" ребенка) - это противник, с которым боретесь вы и ребенок, и чем больше людей вы привлечете на свою сторону (учителя, педагоги, родственники, друзья), тем больше шансов успешно побороть его (недуг);
5) советы про досуг, игры и т.п. для подвижных и медлительных детей.
******************************
В книге нашла полезный перечень того, что в идеале должен уметь делать ребенок к 1 классу:
1. Уметь назвать себя (полное имя, отчество, фамилия). Уметь полностью назвать маму, папу, бабушку.
2. Знать времена года, количество и названия месяцев в году, дней в неделе. Знать, какое сейчас время года, какой сейчас месяц, какой сегодня день. Уметь ответить на вопросы типа «Когда птицы улетают на юг?», «Когда холодно и идет снег?», «В какой день люди отдыхают и не ходят на работу?», «В какое время года листья желтеют и опадают?», «Когда мы собираем грибы и ягоды?» и т. д.
3. Уметь прочитать (можно по слогам) небольшой и очень простой текст из нескольких предложений. (Есть большое количество школ, при поступлении в которые данный навык необязателен. Но если школа хоть на что-то претендует, то очень желательно, чтобы ребенок хоть немного читал.)
4. Быть в состоянии написать (или скопировать) простую фразу. Например: «он ел суп», «Миша мыл окно».
5. Прямой и обратный счет в пределах двадцати (1, 2…20; 20, 19…1).
6. Уметь складывать и вычитать числа в пределах первого десятка.
7. Владеть навыком обобщения по признаку. То есть из предложенных картинок ребенок должен уметь выбрать те, которые что-то объединяет. Например, если предложены картинки с трамваем, колесом, яблоком, кошкой и автобусом, то ребенок должен отложить в сторону трамвай и автобус и сказать, что это - транспорт или средства передвижения, или «на них ездят люди». Если предложен ряд слов: «туфли, сапоги, тапочки», то ребенок должен подобрать слово, которое относится к ним ко всем. В данном случае это слово «обувь».
8. Владеть навыком исключения из ряда. Предложен ряд слов: «сыр, масло, пластилин, колбаса». Ребенок должен не только исключить «лишнее» слово «пластилин», но и (главное!) объяснить, почему лишним является именно он. «Пластилин лишний потому, что из него лепят. Он несъедобный. А все остальное - это еда. Ее едят».
9. Находить сходство и различия между предметами.
- Что общего между морковкой и картошкой?
- Они оба овощи, их едят, из них варят суп, они растут в земле, у них есть кожура и т. д.
- А чем они отличаются друг от друга?
- Отличаются формой. Морковка такая треугольная, а картошка круглая или овальная. А еще отличаются цветом. Морковка оранжевая, а картошка коричневая.
10. Уметь составить рассказ по картинке или по серии картинок. В некоторых школах детям предлагают сначала расположить картинки в нужном порядке, а потом рассказать по ним историю. Рассказ должен быть связным, иметь начало и конец. Очень поощряется хотя бы упоминание об эмоциональном состоянии героев («На этой картинке девочка грустная, потому что у нее улетел шарик», « Мальчик очень обиделся», «Дети обрадовались, что им построили горку» и т. д.)
11. Знать основные геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник) и видеть их сочетания (на этой картинке два треугольника и один квадрат). Уметь их нарисовать.
12. Запомнить 5-7 из 10 четко названных простых слов.
13. Запомнить и назвать не менее шести из 12 картинок, одновременно продемонстрированных ребенку в течение 30 секунд.
14. Уметь по просьбе учителя рассказать наизусть небольшое стихотворение.
15. Уметь отвечать на вопросы типа «Что бывает раньше: обед или ужин? Весна или лето?», «Кто больше: корова или коза? Птица или пчела?», «У коровы детеныш - теленок. А у лошади?»
16. Знать 10-12 основных цветов.
17. Уметь нарисовать фигуру человека со всеми основными частями тела (включая шею, пальцы и т. д.).
Если ребенок уверенно владеет всеми вышеперечисленными навыками и умениями, то, скорее всего, в школу он успешно поступит и учиться в первом классе будет без особых учебных проблем.
***********************************
И еще полезное "приобретение" от прочтения книги - это то, что я озадачилась поиском словесных игр - чтобы играть в машине, в дороге, да и просто по вечерам. Мы в детстве действительно часто в такие играли - приносили из садика, с улицы, а у современных детей таких игр мало.
Играйте с ребенком в древние и мудрые «развивательные» игры типа: «Что грузили на пароход?» «Что положим в кузовок?», «Что хотите, то берите, "да" и "нет" не говорите, черного и белого не называйте, о красном не вспоминайте… Вы поедете на бал?» Вспомнили? Эти игры хороши тем, что вовсе не требуют усаживания ребенка за стол. В них можно играть, моя посуду, стирая, или по дороге в садик и магазин. Детям эти игры страшно нравятся. К тому же они комплексные, и, например, последняя из названных игр развивает сразу: а) произвольное внимание, б) словарный запас, в) навык поиска синонимов и антонимов, г) умение строить вопросы, д) логическое мышление.