Это не я, я не умею
СамостоятельностьВсем хорошего настроения!
Помогите, пожалуйста, разобраться в ситуации.
Сыну 4 года. Не любит проявлять самостоятельность, не любит когда его хвалят. На просьбу обычно отвечает, что не умеет. Или если что-то делает по просьбе, то просит стоять рядом, держать за руку/плечо/карман и т.п., т.е. как-будто это он не сам делает, а тот, кто держит.
Длится это давно, года полтора... Но если раньше я думала, что это может быть возрастное, то сейчас не уверена в этом.
Например, одеваемся на прогулку, надевает шорты, говорю:"о, ты уже оделся так быстро, здорово!" И в этот момент ребенок начинает сердиться, говорит:" нет, нет, это не я надел шорты, я не умею", начинает плакать и шорты снимать.
Аналогично со всеми ситуациями, когда я отмечаю его хороший поступок. Выбросил бумажку в мусорное ведро, говорю: "спасибо за помощь, мне очень приятно", опять возмущается, говорит, нет, я не выбрасывал, я не умею, давай ты выбросишь и т.п.
А что касается просьб к сыну, например: выключи, пожалуйста, свет в ванной, дай мне, пожалуйста, салфетку, помоги мне поднять с пола упавшую вещь какую-то и т.п. Обычно может просьбу выполнить и в эту же секунду снова сердится, начинает плакать, говорит: "нет, нет, я не могу, давай ты". Или второй вариант - просит подержать за руку, а второй рукой он выключает свет в ванной, дает салфетку, поднимает игрушку с пола и т.д.
Даже если что-то очень хочет, все-равно не проявляет самостоятельность, а просит за него сделать. К примеру, хочет съесть банан или печенье, которое лежит рядом, я разрешаю съесть, и все-равно не берет сам, говорит дай мне в руку, я не могу взять.
Или проснулся утром и не встает из кровати, не идет в туалет, не идет завтракать и т.п. даже если очень хочет, говорит, я не умею ходить, отведи меня.
Еще ситуация, я на кухне приготовила завтрак, например, творожную запеканку, которую очень любит, сын это видит, стоит недалеко, зову к столу. Он не подходит. Говорю, что уже запеканка остывает/ время завтрака заканчивается и т.п., сейчас все буду убирать со стола. И всё равно не подойдет, если не подойти к нему, не взять за руку/за карман/ за плечо. Только тогда он пойдет-вроде как это не он сам идет, а я за него.
И вот такое поведение продолжается уже очень давно, второй год.
Может, кто сталкивался, посоветуйте как себя правильно вести в ситуациях, когда сын протестует. Отчего возникает у ребенка такой протест? Почему его возмущает, когда я хвалю его хорошие поступки? Почему не хочет самостоятельно что-то делать? Читала про кризис трех лет, так там наоборот дети самостоятельность проявляют, у нас такого не было ни в два, ни в три, ни вот в четыре...
Спасибо за ваши советы!
Аник
Не хочет отделяться похоже. Быть отдельным существом. Это про безопасность что-то. И в то же время ему интересно, что будет, если он встанет, а мама уйдет? Каково это быть "отдельным"?
Вы его когда-то с кем-то оставляете?
28.06.2016
Ответить
Ольга
Дети очень восприимчивы к поведению взрослых, возможно, часто не позволяли ему что-то делать самому, часто слышал "ты не умеешь, лучше я", не приучали к самостоятельному принятию решений. Может кто-то из членов семь так ведет себя с ним. А может и вообще дело не в этом. Только Вы знаете что там было, мы тут только порассуждать, попредполагать можем.
24.06.2016
Ответить
Татьяна
Ольга, а сейчас как себя вести в этих ситуациях? Так и держать за карманчик?
24.06.2016
Ответить
Ольга
А что будет если не держать, интересно? Догадываюсь что крик и плач. Сейчас он уже крепко привык этому, а дети очень любят всякие ритуалы и отучать от них трудно. Так что резко менять свое поведение пожалуй не стоит, начнутся скандалы. Надо выбрать что-то, одну какую-то сферу полегче, и в ней перестать "держать за карманчик", объяснив предварительно как теперь все будет и почему. И так постепенно переучивать. Ну и параллельно подбадривать и не критиковать. Пусть кое-как чем никак.
24.06.2016
Ответить
Татьяна
Спасибо!
Ольга, а как вы видите ситуацию? К примеру, на прогулке, ребенок идет, идет, потом раз и встал, говорит тут стоять буду, не пойду никуда.
Мама пробовала уходить вперед, догонять даже не собирается, как стоял, так и будет стоять. Пробовала объяснить, что пора идти обедать/ дождь начался и т.п. - стоит, не шелохнется. Пробовала взять крепко за руку - упирается, не идет. Вот как поступать? Как его расслабить и стереть эту информацию, что надо протестовать?
26.06.2016
Ответить
Ольга
Совершенно не понимаю против чего он протестует. А на протест это действительно очень похоже. Как будто ребенок борется за что-то теми способами, какими располагает. Вы то догадываетесь хотя-бы? Да и сам в этом возрасте уже должен как-то объяснять поведение свое. Возможно ли в этой ситуации дать ему что он хочет или хотя бы показать другой способ отстоять свои желания? Стоять посреди улицы до вечера это явно не его цель. Осень много непонятного, чтобы советы давать.
26.06.2016
Ответить
Даша
Може ему тактильного контакта не хватает? Объятий, поцелуев... Вот и замещает.
28.06.2016
Ответить