преступление и наказание
Психология взаимоотношений с детьмиПост о больном,в прямом смысле слова. Начну издалека,чтобы донести суть.
Когда родилась Мила, мне мама поведала опыт,что детей нужно наказывать и на наглядных примерах показала, какими вырастают дети,которых наказывают и какими те,чья попа остается так и не тронутой. Ну вы понимаете,что даже одну и ту же ситуацию можно преподнести в удобном для рассказчика свете, а уж тем более, если примеры для назидания можно выбирать. Наш мозг так устроен,что он сам будет дифференцировать выгодную для нас информацию. И главным примером был тот, что дети понимают наказание уже с двух-трех месяцев и их можно наказывать линеечкой. Для профилактики. И шлепнешь не больно и ребенок все равно напугается этого процесса и впредь будет бояться. Стороить отношения с новоиспеченым жителем вселенной на страхе мне не хотелось,но мама сказала, а мама плохого не посоветует. И я иногда практиковала. И, действительно, это работало. Позже, когда Ми был год и больше она хорошо была знакома с линеечкой и это было стимулом к послушанию. Я не прибегала к данному методу воспитания слишком часто, потому что где-то в закаулках души я была против этого, но мозг не мог противоречить маме и ее доводам, тем более когда это работало, а значит ты все сделала правильно! Молодец! Получи пирожок и будь довольна. Ми росла послушным ребенком. По большей части, не считая обычных детских проказ. Но, к шести годам все доводы почему это нужно сделать так, а не иначе и именно сейчас (например убрать игрушки или сложить скомканые колготки) аргументировались только "иначе я тебе дам по попе." И никакая другая мотивация не работала. А это значит ребенок привык,что это единственное почему это нужно делать. Хорошо,что это работает в шесть. А в восемь? А в четырнадцать? Там ведь ремешковые методы малоэффективны, верно? Поэтому я однажды сказала ей, что я больше не буду ее наказывать. Прямо так,открытым текстом,чтобы она знала,что может смело перестать бояться прутика\ремня и продолжать беспредельничать дальше. Сначала было тяжело. И мне вместо ее попы приходилось жертвовать своими голосовыми связками,потому что это единственное,что могло резко повлиять на ход неблагоприятных событий. Но каждый раз, засыпая с дичайшим чувством вины,что я быдло-мать орущая на ребенка, мне было страшно,что это может повториться снова. И я работала над собой. Что у меня получилось? Нет, я не сенсей, который может смело поделиться опытом мудрейшего,я просто мама,которая вдруг перестала примерять на себя нормы поведения и формы воспитания. Я просто отпустила проблему не послушания. Перестала воспринимать это как непослушание, а начала видеть в этом некоторые личностные качества ребенка. Пусть не всегда угодные мне,но зато это ее и это может поспособствовать становлению ее характера,повлияет на наши отношения, на ее жизнь. Благо, она у меня вменяемая,и с ней всегда можно поговорить и объяснить ситуацию. Но я не объясняю,я слушаю и спрашиваю. Чтобы она сама понимала,что она получает даже от малейших жизненных удач, неудач, просто ни к чему не ведущих действий.
Когда родилась Ясна,я была уже постарше и я четко понимала, что ее я наказывать не смогу. Нежные чувства переполняли меня и я даже думала, что у меня появился любимчик. К счастью, нет. К слову, слез по этому поводу было выплакано мною не мало. Но это уже позади и я стараюсь забыть о том времени, как о страшном сне. Ясна росла и в противовес Миле характер у нее проявлялся наисквернейшим образом! Она страшная неуправляемая вредина! Нельзя конечно вешать ярлыки на детей, но это другими словами не объяснишь. К примеру, если ей что-то не понравилось,то она может завалиться хоть в грязь,хоть в пыль, выть и стучать ногами. Причем причина может быть проста - мама не разрешила снять носки\шапку или еще что-нибудь. Она может начать швыряться едой если ей не дали конфету, а она в это время была (или стала) не в самом лучшем расположении духа. Она может начать щипать меня, драть за волосы меня или Милу, бить, кусаться только потому что кто-то сел рядом с ней, а ей этого не хотелось. Думаю этого списка вполне достаточно, чтобы понять ее характер. но это не вся проблема. Ну бросила ты чашку каши, мама поругала, убрала, на этом все и закончилось. Нет. Она начнет рыдать, истерить, выгибаться, если ее взять на руки - бить и кусаться. И ничем ее не проймешь. Ни конфетами ни любимыми игрушками, ни прочими хитростями - ничем. Переключение внимания работает , и то не всегда. И вот, настал день,когда все в мои уши начали жужжать: "нужно начинать наказывать - давно пора! Посмотри какая она растет невыносимая" И я повелась. Но я в жизни не видела и не слышала у ребенка такой реакции. Она орет,закатывается, берешь прутик и снимаешь штанишки - молчит. Шлепаешь - молчит. Еще раз - молчит. Одеваешь штаны - злится и снова брыкается в истерике. Повторяешь прутотерапию - молчит. Одеваешь- все по новой. То есть она терпит и внутри нее все кипит. И ей ни страшно, ни обидно, она не хочет чтобы ее пожалели, обняли. Она - злится на это! И какой, скажите, тогда толк от наказания?! Толку ноль.Это избиение и насилие - не иначе. И я оставила эту идею раз и навсегда. Пусть своих детей наказывает тот, кому это понятно и приносит пользу. на моих детях это не работает, к счастью) почему только нужно обязательно своей шкурой почувствовать,пережить,чтобы откреститься и сказать - не мое. Стереотипность мышления мешает нам делать собственные выводы? Последнее время очень много думаю,а следовательно много пишу о том,что нужно слушать себя. Такой тихий голосочек, где-то внутри, за всем этим гвалтом и криком чужих мнений.