Если ребенок не говорит в 2 года. Наш опыт.
Обмен опытомХочу поделиться c мамочками своим опытом о том, как за 5 месяцев мы сумели «разговорить» нашего молчуна.
Сейчас все чаще встречаются детишки, которые в 2-3 года не говорят, но при этом они здоровы и не имеют отклонений в умственном развитии. Вот и нас эта проблема не обошла стороной. Когда Максим в 1 год не произносил положенные 10 слов, я еще ни о чем не переживала - до двух лет молчат многие. Но когда в 2и5 его речевое развитие осталось на уровне нескольких звукоподражаний, и он не говорил даже «мама», я начала понемногу паниковать.
Считается, если ребенок до трех лет не заговорит, появятся отклонения в психическом развитии. Поэтому стоит ли писать о том, как я волновалась за сына и хотела ему помочь.
1) Первым делом мы по рекомендации знакомых пошли к очень хорошему неврологу. Врач направил на обследование и назначил лекарства.
В течение месяца мы принимали Пантогам с Кавинтоном, но положительной динамики не последовало.Тогда врач назначил 10 уколов с Церебролизином + Пантогам и Когитум. Хотелось, конечно, избежать такого вмешательства в организм, но наше отчаяние и страх, что ребенок будет не таким как все, были намного сильнее. Мы все-таки проставили уколы и пропили лекарства. После чего начался прогресс - ребенок стал повторять за мной слоги! Но два слога вместе еще не мог произнести…
Все остальные действия предпринимались практически единовременно, поэтому неясно, что именно повлияло, однако результат не заставил себя долго ждать - через 5 месяцев ребенок уже во всю говорил предложениями и цитировал любимые книжки.
2) Мы пошли на занятия в школу развития по системе М. Монтессори (изначально методика была разработана как коррекционная - для детей с отклонениями в развитии).
Макс с удовольствием посещал занятия 4 раза в неделю и спокойно оставался там без меня на 3 часа (ему было на тот момент 2и6). Это был первый опыт социального общения без маминого присутствия. Ребенок впервые столкнулся с тем, что его мычание никто не понимает, а уже через месяц занятий он пытался что-то говорить окружающим.
Во времена моего детства малышей отдавали в садик очень рано - примерно с 10 месяцев. Я считаю,что это, конечно, крайность, однако тогда детки были более социально адаптированы, чем сейчас, и в полтора года они уже во всю стихи рассказывали! Поэтому, на мой взгляд, очень важно ребенка, который не говорит, ввести в социальную среду. Только делать это нужно мягко и постепенно, чтобы не возникло страха или каких-либо психологических проблем.
3) Потом мы сходили к остеопату.
За два сеанса врач устранил последствия родовой травмы (они есть у 99% людей в том или ином виде): тонус мышц в грудном отделе позвоночника, несимметрично напряженные мышцы в шейном отделе и напряжение в голове с левой стороны (там же, к слову, находится и речевой центр). Результат заметили даже педагоги в школе развития - малыш стал какой-то другой, более общительный.
Помимо лекарств, врачей и занятий, которые лишь создают благоприятную базу для дальнейшего развития, я проделала огромную работу с ребенком самостоятельно:
1. Стимулирование речевой активности. Мы пели!
Важно понимать, что речь формируется поэтапно, шаг за шагом:
ЗВУКИ - ОТДЕЛЬНЫЕ СЛОГИ - ЦЕПОЧКИ СЛОГОВ - ЛЕПЕТНЫЕ СЛОВА - СЛОВА - ФРАЗЫ - ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Большой ошибкой является мнение о том, что ребенок СРАЗУ ЗАГОВОРИТ ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ, если на данный момент он не произносит даже слов.
Когда я поняла, что малыш находится на этапе звуков, я перестала ждать от него слов и уж тем более предложений, а начала стимулировать произношение слогов, сначала одинаковых - ма-ма-ма, ба-ба-ба и т.д. Причем делала это пропевая. Т.е. в любой совместной игре я начинала монотонно напевать цепочку из одинаковых слогов, и через какое-то время ребенок начал за мной повторять! Это был нереальный восторг! Оказывается, петь песенки - заразительно! :)
Затем я пропевала другой слог, пока ребенок не начинал его за мной повторять, потом цепочки из нескольких слогов - ма-мо-му и так далее, постепенно усложняя. Это было нелегко, новые слоги давались с трудом. Главное, не отчаиваться, ведь речь развивается по принципу качелей, сначала "раскачивается" потихоньку, а потом все сильнее и сильнее, пока, наконец, не пойдет само собой...
2. Развитие моторики.
Практически на каждом шагу мне встречалась информация о значимости мелкой моторики для развития речи. Поэтому мелкую моторику мы развивали практически с самого рождения - играли в пальчиковые игры, перебирали мелкие предметы, пересыпали крупу, рисовали пальчиковыми красками, лепили из пластилина, чистили вареные яйца, играли со шнуровками, пуговицами, замочками и т.д., но ребенок не говорил:(
И только на одном ресурсе я нашла информацию, что на развитие головного мозга и, в частности, речи влияет крупная моторика. И тут я поняла, что все это время мы не тем занимались... В свои 2,5 года Максим не умел самостоятельно спускаться и подниматься по ступенькам двумя ногами, только приставным шагом, не умел прыгать, ловить мяч, спотыкался, когда бегал, не говорю уже об умении кататься на самокате, велосипеде и т.д. Тогда мы, конечно же, начали активно заниматься физическим развитием - делали зарядку, прыгали на кровати, кувыркались, учились ходить по лестницам вверх-вниз обеими ногами, играли в мяч, бегали, много ходили пешком, установили дома спорткомплекс.
Вывод такой: без крупной моторики бесполезно развивать мелкую, и наоборот. Все взаимосвязано и должно развиваться вместе.
3. Различные упражнения на артикуляцию, дыхание и чувство ритма.
Для развития речевого аппарата важно делать артикуляционную гимнастику. Казалось бы, нет ничего проще и веселее, чем погримасничать с малышом перед зеркалом! Но мой ребенок в упор не хотел высовывать язык и строить рожицы, более того, даже злился, когда я начинала показывать эти упражнения. Зато он очень любил есть макароны! Поэтому я варила длинные спагетти и любовалась всей этой «артикуляционной гимнастикой».
Из упражнений на дыхание мы любили дуть на одуванчики, выдувать мыльные пузыри, задувать свечки, а также дуть через трубочку в мыльную воду и делать большую пену!
Для развития чувства ритма я, при чтении стихов, в ритм слегка похлопывала Макса по руке, ноге и т.д. То же самое делала и под музыку.
4. Полезные пособия для развития речи:
1) Книжки-ступеньки.
2) Плакат Лены Даниловой "Где? Куда? Откуда?". Задавая вопросы по картинке, стимулируем ребенка произносить слова (вопросы, кстати, на нем же написаны). Попутно запоминаем предлоги и учимся правильно склонять слова.
Также мой сын очень любил рассматривать фотографии с самим собой. Я задавала по ним вопросы: что это? кто это? что делает? где? Поначалу сама же на них и отвечала, но потом и малыш начал их комментировать.
3) Очень крутой альбом! В нем поэтапно собрано все, что необходимо для развития речи - слова от простых к сложным, пальчиковые игры, упражнения на дыхание и артикуляцию, чистоговорки и многое другое.
Когда Максим начал произносить слова, он практически сразу стал складывать их во фразы и предложения. Сейчас нам три года, а малыш болтает не хуже свои ровесников - рассказывает стихи, цитирует книжки, поет песенки, активно интересуется окружающим миром и даже выдает смешные перлы. Если бы мы ничего не предпринимали, неизвестно сколько бы еще пришлось ждать и нервничать. Намного приятнее замечать положительные изменения, которые происходят ежедневно благодаря нашим совместным усилиям! Желаю и вашим деткам поскорее научиться говорить! Главное, не ждите, а вовремя начните действовать!