Еще одна точка зрения о ЮЮ.
Юридические вопросыДавно и много слышу страшилок о Ювенальной Юстиции. Думаю, что как и меня, этот ворос беспокоит многих мамочек. Вот решила разобраться во всем и сформировать свое собственное мнение об этом явлении. Начать решила с моего любимого источника информации - КонсультантПлюс, там нашла интервью с Уполномоченным по правам ребенка в городе Санкт-Петербурге Агапитовой Светланой Юрьевной. Здесь приведу только часть огромного интерьвью полный текст можно посмотреть по вот этой ссылке http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=SPB;n=116855 в выходной день или после 20.00 в будние дни.
Сразу оговорюсь, что это точка зрения не моя, а Светланы Юрьевны и если вы с ней не согласны, нападать на меня не надо, у меня пока больше вопросов чем ответов, и даже, имея большой опыт работы с неблагополучными семьями и социальными сиротами, пока окончательно сказать я "за" или "против" не могу, возможно вместе мы найдем ответы.
Есть сайт "Стоп ЮЮ" http://www.juvenaljustice.ru/
Моя привычка разбираться в любом вопросе, изучая различные мнения, вылилась вот в такой многословный пост. :)) Текста очень много и его я спрятала потд кат, для удобства, я выделелила вопросы жирным шрифтом и кое -какие даже красным.
Вопрос-ответ. Уполномоченный по правам ребенка
в городе Санкт-Петербурге
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ, ПОСТУПИВШИЕ НА ИНТЕРНЕТ-ИНТЕРВЬЮ
На вопросы, поступившие
на правовой портал КАДИС (www.kadis.ru), отвечает
Уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге
Агапитова Светлана Юрьевна
Вопрос: Расскажите, пожалуйста, об основных принципах такого нового для России раздела юриспруденции, как "ювенальная юстиция" и реализации этих принципов в России и нашем регионе в частности.
Ответ: Проект закона о ювенальной юстиции рассматривался в Государственной Думе в первом чтении в 2002 году. И с тех пор повторных попыток рассмотрения больше не предпринималось, поэтому для многих законодателей было непонятно, почему тема оказалась вновь востребованной. Это можно объяснить тем, что многие случаи, связанные с ювенальной юстицией, стали достоянием гласности в других странах, в первую очередь Финляндии, странах Скандинавии, где работа органов опеки и социальных работников в сообщениях СМИ превратилась в своего рода "страшилку". В законопроекте были предусмотрены первоначально две части: одна касалась непосредственно ювенальных технологий в чистом виде, сторонниками которых мы и являемся. Это, в первую очередь, касается работы с детьми и подростками, вступившими в конфликт с законом, и сбор полной информации о таком ребенке: почему это произошло с ним, какие обстоятельства предшествовали правонарушению, данные о его окружении, бытовых условиях, его взаимоотношениях с родителями. Когда дело доходит до суда, то ювенальный судья располагает всеми необходимыми фактами о правонарушителе.
Термин "ювенальный судья", ставший, к сожалению, в последнее время ругательным словом, применим условно. В каждом суде - районном, городском - есть судья, специализирующийся на делах, связанных с преступлениями, совершенными детьми, подростками, как в области уголовного, так и гражданского права. Перед ними стоит проблема: поскольку если раньше подросток, совершивший преступление, являлся самостоятельной личностью, а собранные данные о его жизни, которые могли бы смягчить наказание, подумать об альтернативных путях решения проблемы, не предоставлялись, то единственным выходом было заключение его в колонию. Ювенальная юстиция предполагает всестороннее рассмотрение правонарушения, понимание и предложение судьей того, что можно сделать с этим подростком, даже если это достаточно серьезное преступление. Были сделаны выводы, что не всегда его надо направлять в колонию, и за последнее время у нас достаточно много малолетних правонарушителей, которые получают условные наказания. Однако встает другой вопрос: получив условное наказание, правонарушитель все равно должен находиться в поле зрения органов профилактики, так как должен встать на путь исправления, как говорят наши судьи, "мы должны дать ему шанс". Колония все-таки достаточно суровое наказание, которое может сломать судьбу подростку, хотя при особо тяжких преступлениях заключения в колонию не избежать. В случае менее тяжких преступлений должен рассматриваться весь комплекс мер, который может быть предложен подростку инспектором ОДН, социальными работниками и другими специалистами: организация его досуга, контроль за посещаемостью школы, изоляция его от плохой компании и другие мероприятия. Что касается отбывающих срок в колонии, необходимо уделить особое внимание прежде всего сопровождению после выхода из колонии, то есть системе пробации. Весь этот комплекс мер в первую очередь касается юных правонарушителей.
Затем в законе был сделан переход через ювенальные суды, занимающиеся юными правонарушителями, к тому, что эти суды должны рассматривать и семейные взаимоотношения, в которых участвует ребенок: при разводе родителей, при лишении родительских прав и т.д. И на самом деле, в западных странах такие суды занимаются и гражданскими, и уголовными делами. Тут и возник главный конфликт об участии ребенка в судах, появились "павлики морозовы", каждый ребенок может пойти в суд и пожаловаться на своих родителей. Большинство общественных организаций выступают именно против этого явления, считая, что жалобы ребенка наступают на патриархальные устои российской семьи. Было принято, что в российской семье не выносится сор из избы, что ребенок должен воспринимать любые методы воспитания, какие бы они ни были, как должное и никогда не говорить о том, что в семье может быть жестокое обращение, насилие и т.д. Семья - неприкасаемая ячейка общества. Мы организовывали встречи и круглые столы с общественными организациями и пришли к выводу, что закон о ювенальной юстиции и не должен, наверное, приниматься.
К сожалению, Государственная Дума отклонила законопроект о ювенальных судах, но при этом вышло постановление Пленума Верховного Суда, которое говорит о том, что гражданские и уголовные дела, в которых фигурирует несовершеннолетний, должны быть выделены в отдельное производство. Санкт-Петербург немного раньше.
Само словосочетание "ювенальная юстиция" стало в России красной тряпкой, суждением, что у родителей будут изымать детей из-за недостатка апельсинов в холодильнике, что дети будут жаловаться на своих родителей. На самом деле процесс этот идет независимо от того, рассматривается этот закон или нет - скорее всего, в ближайшее время он не будет рассматриваться. В 2008 году у нас был принят Закон "Об опеке и попечительстве" от 24.04.2008 N 48-ФЗ, где как раз и прописываются ювенальные технологии контроля над неблагополучными семьями по заявлению ребенка, соседа, родственников. В последующих документах много сказано про то, что органы опеки и попечительства должны стремиться, прежде всего, не к изъятию ребенка, а к сохранению семьи; к поиску путей решения проблемы с привлечением психологов, социальных работников; изысканию материальной поддержки; чтобы проблема в этой семье решалась в интересах ребенка, а в интересах ребенка - жить в семье, даже если семья оказалась в критической ситуации. Конечно, и в России есть случаи непонимания такой роли сохранения семьи органами опеки и попечительства. Это обусловлено многими причинами, в том числе большой ротацией кадров, неподготовленностью сотрудников, но сейчас можно сказать, что все больше и больше в органы опеки приходят специалисты, которые это понимают, и просто так лишать родителей прав никто не будет.
Уполномоченный по правам ребенка вмешивается в эти процессы. Несмотря на то что все меньше родители лишаются родительских прав, но даже при утрате таковых далеко не каждый родитель пытается восстановить их или бороться за то, чтобы его не лишили прав. Не так много у нас случаев, когда действительно родители приходят к нам в Аппарат или в суд, привлекают общественное внимание к тому, что у них произошло в семье. Кроме того, многие родители лишаются прав из-за асоциального поведения: пьянства, наркомании и т.д. К сожалению, такие родители с облегчением вздыхают, когда их лишают родительских прав, определяют ребенка в приют или детский дом, и продолжают вести прежний образ жизни. Ребенок в детском доме или приюте получает не только образование, но и шанс обрести приемных родителей или попасть под опеку, что даст ему возможность полноценно развиваться.
Стоит отметить также рост случаев жестокого обращение с детьми в семье, что является поводом для полемики с противниками ювенальной юстиции. Безусловно, в каждой семье свои порядки, но если в ней ежедневно отец избивает ребенка, и об этом становится известно, то общество не должно не реагировать на такое поведение. Необходимо начинать с разъяснительных бесед, если это адекватные люди, вплоть до изъятия ребенка, если ни на какие уговоры семья не идет. Также в нашем обществе имеет место быть не только физическое, но и психологические, сексуальное насилие (70% из которых происходит в семье).
Вопрос: Как определить признаки психологического насилия?
Ответ: Психологическое насилие - это, прежде всего, невыполнение духовных потребностей ребенка, унижение и оскорбление его человеческого достоинства, в результате чего ребенок начинает ощущать себя полным ничтожеством. Психологическое насилие выявляется еще сложнее, чем остальные виды насилия, поэтому у нас в школах существуют специалисты, которые призваны выявлять подобные проблемы. Если ребенок пришел в школу в подавленном состоянии, то учителя и психологи должны выяснить, в чем причина: то ли это проблемы внутри класса, то ли внутри семьи. И если это внутри семьи, тогда привлекаются работники органов опеки для диагностики ситуации.
Что касается "павликов морозовых", то у нас уже есть не одно обращение от детей, которые просят лишить их родителей прав: иногда это бывает в запальчивости, от обиды или сообщают друзья. Уже было несколько случаев, когда по заявлению ребенка принимают решение о лишении родительских прав. Как правило, заявления приходят от подростков 15-17 лет, то есть в самый сложный, переходный период развития личности. Были ситуации, когда мы выступали в роли медиаторов, и мы смогли примирить родителей и детей, которые осознавали свои ошибки: у нас был случай, когда в зале суда девочка бросилась на шею маме и просила прощения, говорила, как она ее любит. Уверена, что для мамы, ударившей дочь, это судебное разбирательство было хорошим уроком - не поднимать руку на ребенка впредь, а постараться найти слова и иные способы решения конфликта.
Вопрос: Какова роль Уполномоченного по правам ребенка в соблюдении принципов ювенальной юстиции?
Ответ: Для нас очень важно понимание того, что мы всегда выступаем в интересах ребенка в каждом конкретном случае - по заявлению ребенка или граждан. Мы занимаемся конкретно каждой семьей и стараемся понять, что там происходит. Мы вплотную работаем с органами опеки, которые вызывают негативное восприятие в обществе, но могу сказать, что они делают очень много нужного и полезного, потому что если учесть объем работы, сколько семей приходится на каждого сотрудника и какие проблемы им приходится решать, то оценка их деятельности может быть несколько другой. Безусловно, в отдельных органах опеки до сих пор существует формальный подход к делу: есть опросники, с которыми они должны посещать семью и задавать вопросы, есть ли спальное место, продукты в холодильнике, место для обучения, и по ответам делают выводы о благополучии или неблагополучии семьи. Но сейчас они обязаны интересоваться не только материальным благосостоянием, но и взаимоотношениями в семье, поэтому в актах обязательно должна даваться субъективная оценка взаимоотношений: насколько ребенок привязан к родителям, насколько родители адекватно реагируют на потребности ребенка. Не стоит забывать, что чем старше ребенок, тем важнее услышать и его мнение о том, что происходит в семье, поэтому опросы детей присутствуют в актах органов опеки. В суде ребенок привлекается с 10 лет, но в присутствии психолога, социального работника или законного представителя, ребенка также могут опросить его и в более раннем возрасте. Даже если 4-5-летнего ребенка спросить, бьют ли его в семье, он все равно что-то ответит, и если специалистов его ответ насторожит, то на основании тестов, рисунков и беседы психологи могут сделать соответствующие выводы.
Для более глубокого анализа ситуации мы активно сотрудничаем с Центром помощи семьи и детям, но иногда мы привлекаем и общественные организации для решения таких проблем, так как они раньше начали заниматься подобными проблемами, чем органы опеки и попечительства. За 2011 год нам удалось отстоять порядка 10 семей, когда органы опеки считали, что необходимо лишать родителей их прав. Мы в суде боремся за то, чтобы у родителей, которые хотят, чтобы их не лишали родительских прав, был шанс исправиться. И когда они совершают этот шаг и выражают подобное намерение, для нас и для органов опеки это становится серьезным сигналом.
Вопрос: Каким образом организован контроль за дальнейшей судьбой тех семей и детей, с которыми вы работали?
Ответ: Как правило, такие семьи действительно находятся на контроле: мы отслеживаем, как детям живется, иногда приезжаем к ним в гости. Органы опеки, Центр помощи семьи и детям также проводят проверки, встречаются с такими семьями не только по формальным поводам, но и проверяют, накормлены ли дети, например. Есть у нас проблемные мамы, которые очень любят своих детей, но в силу психофизических особенностей не всегда справляются с ношей материнства в полном объеме. Например, в одной семье 10 детей, мама с задержкой психического развития очень любит своих детей, но обеспечить должный уход не может. С нашей точки зрения, именно к таким семьям должно быть особое внимание государства - решать проблему не путем лишения родительских прав, а предоставления всесторонней помощи как материальной, так и консультативной. Мы должны решить для себя, что важно - поставлять таких детей в детские дома или они будут оставаться с любимой мамой с братьями, сестрами, но не в очень хороших жилищных условиях, заботясь друг о друге. Таких ситуаций у нас много, и все-таки мы стараемся выступить на стороне ребенка, который имеет право на семью, самое важное после жизни и здоровья.
Вопрос: Противники ювенальной юстиции представляют собой в основном два лагеря - сообщество сознательных родителей и православных семей. С чем это связано?
Ответ: Мы встречаемся с представителями обоих направлений, и что касается добропорядочных родителей, то не могу сказать точный процент, но уверена, что большинства из них ювенальная юстиция никогда не коснется. Потому что если в семье все нормально - ребенок умыт, одет, накормлен, нормально учится, посещает кружки и т.д., то им и бояться нечего. Недавно был случай, когда из-за того, что ребенок подрался в школе, домой пришли представители органов опеки для оценки ситуации. Родители испугались, что ребенка у них заберут, но после разговора удалось выяснить, что семья в настоящее время переживает не лучшие времена. И вместо того чтобы изымать мальчика, наоборот, была оказана помощь семье, нуждающейся в поддержке.
Не надо бояться внимания органов опеки, это не прямое вмешательство государства, а попытка помочь разобраться в проблемах семьи. Часто бывают ситуации, когда перед специалистами органов опеки закрывают дверь, а поскольку в законе не прописана процедура действий в таких случаях, им остается только на словах уговаривать открыть дверь. Важно понимать, что чем более закрытой будет семья от контактов с социальными службами, тем пристальнее будет внимание.
Что касается православных семей. У нас есть ряд очень активных священников, которые настраивают народ агрессивно в отношении ювенальной юстиции. Напротив, официальная церковь ни одного высказывания об опасности вмешательства ювенальных технологий в семью не озвучивает, многие служители церкви понимают абсурдность таких обвинений. И мне непонятно, чего бояться православным семьям? Мне иногда кажется, что особую роль играют СМИ, которые излишне нагнетают истерию про отсутствие апельсинов в холодильнике, послужившее поводом для изъятия ребенка, финские случаи, в которых не все так просто и однозначно. В каждой конкретной ситуации надо разбираться и не надо этого бояться.
Вопрос: Какие каналы Вы задействуете для информирования общественности о принципах и результатах своей деятельности?
Ответ: Что касается Аппарата уполномоченного, то мы всегда с готовностью приходим и объясняем нашу позицию в СМИ, например, на православном радио "Град Петров" трижды выступала, выслушивала опасения, претензии, разъясняла те или иные вопросы.
Мы часто встречаемся с общественниками, и я считаю, что это очень хорошая школа - мы должны знать настроения в обществе, претензии, давать разъяснения и убеждать, что мы выступаем за семью, и не существует политики государства, которая призвана развалить институт семьи. Другое дело, что у нас сам институт семьи претерпевает сложные времена, и в наших силах менять отношение родителей к воспитанию детей, чтобы семьи никогда не становились объектами ювенальной юстиции. Начинать все надо со взрослых. Наша разъяснительная работа привела к небольшому спаду интереса в настоящее время, но не исключены новые всплески, значит, будем встречаться, выходить в эфир, разъяснять. Люди должны знать, к кому обращаться, - мы всегда на стороне семьи и при возникновении конфликтов всегда готовы помочь.
Вопрос: Сразу хотелось бы определиться с терминологией и понятиями - мы говорим о ювенальной юстиции в широком смысле, то есть о системе законодательных норм, о наборе мероприятий в изменении законодательства обращенных на контроль за положением ребенка в семье, а конкретнее за семьей. Не нужно дублировать раскрытие термина ювенальной юстиции в узком, юридическом смысле.
Во-первых, не ясна должность уполномоченного по правам ребенка - объясните суть Вашей должности, где можно прочесть должностную инструкцию, на основании какого федерального закона эта должность существует, каков смысл в Вашем существовании, не считая имитации бурной деятельности?
Ответ: 11 ноября 2009 года Законодательным Собранием Санкт-Петербурга был принят Закон Санкт-Петербурга от 13.11.2009 N 528-98 "Об Уполномоченном по правам ребенка в Санкт-Петербурге, о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О Реестре государственных должностей Санкт-Петербурга и Реестре должностей государственной гражданской службы Санкт-Петербурга", текст которого опубликован на официальном сайте Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге - http://www.spbdeti.org в разделе "Законодательство о детях".
Должность Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге учреждена в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 1 сентября 2009 года N 986 "Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка" в целях обеспечения основных гарантий государственной защиты прав и законных интересов ребенка в Санкт-Петербурге, соблюдения этих прав и законных интересов органами государственной власти Санкт-Петербурга, органами местного самоуправления в Санкт-Петербурге, организациями, находящимися на территории Санкт-Петербурга, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и их должностными лицами.
Деятельность Уполномоченного строится на основе принципов независимости, справедливости, инициативности, ответственности, гуманности, открытости, объективности и доступности.
Основными задачами Уполномоченного являются:
1) обеспечение основных гарантий государственной защиты прав и законных интересов ребенка, восстановление нарушенных прав и законных интересов ребенка;
2) содействие беспрепятственной реализации и восстановлению нарушенных прав и законных интересов ребенка;
3) подготовка предложений по совершенствованию законодательства Санкт-Петербурга об обеспечении основных гарантий государственной защиты прав и законных интересов ребенка;
4) взаимодействие с органами государственной власти Санкт-Петербурга, органами местного самоуправления в Санкт-Петербурге, организациями Санкт-Петербурга в области обеспечения и защиты прав и законных интересов ребенка;
5) информирование общественности о состоянии соблюдения и защиты прав и законных интересов ребенка.
Приоритетной задачей Уполномоченного является защита прав и законных интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и иных категорий детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
По окончании календарного года Уполномоченный направляет доклад о своей деятельности, о соблюдении и защите прав и законных интересов ребенка в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга и Губернатору Санкт-Петербурга.
Ежегодный доклад Уполномоченного публикуется в средствах массовой информации.
В основе доклада лежит собранная, изученная, проанализированная и обобщенная информация, содержащая выводы и анализ деятельности Уполномоченного по осуществлению защиты прав и законных интересов детей в Санкт-Петербурге.
С ежегодным докладом Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге за 2010 год можно ознакомиться на официальном сайте http://www.spbdeti.org.
Вопрос: Во-вторых, с каких пор ребенок юридически в России перестал быть человеком и почему права ребенка выделяются в отдельную юстицию, в отдельную категорию? С моей точки зрения, это противозаконно и нарушает Конституцию РФ. На основании какого закона эти термины были выведены?
Ответ: Исходя из содержания Главы 2 Конституции Российской Федерации, можно сделать вывод о том, что правовой статус ребенка вытекает из правового статуса человека и гражданина с учетом возрастных особенностей. При этом признаки, характерные для субъективных прав личности, можно перенести на признаки прав ребенка с учетом его возрастного фактора - несовершеннолетия. В таком контексте под правовым статусом ребенка следует понимать совокупность его прав и обязанностей, зафиксированных государством в юридической форме. Ребенок обладает общим (конституционным), отраслевым, специальным и индивидуальным правовыми статусами.
Принимая во внимание тот факт, что конституционные права взрослых граждан и детей тождественны, следует говорить не об общем (конституционном) статусе ребенка, а о конституционных основах его прав в Российской Федерации.
Вопрос: В-третьих, почему до сих пор нет конкретных инструкций у органов опеки, по которым можно считать, что ребенок находится в опасной ситуации? Если я ошибаюсь, дайте источник, в котором я смогу прочитать эти инструкции. На каком основании сотрудники органов опеки, в том числе в сопровождении сотрудников полиции, имеют право войти в дом - расскажите и приведите документ, устанавливающий права сотрудников опеки и права граждан в такой ситуации? На основании чего сотрудники опеки, в том числе в сопровождении сотрудников полиции, имеют право изъять ребенка на время? Очень прошу, если такие инструкции существуют, привести федеральный или другой закон, который разрешает и определяет порядок составления данных инструкций. И самый основной вопрос: как защититься от коррупционных элементов и откровенно недобросовестных сотрудников ООиП? Куда можно обратиться для скорейшего решения такой ситуации, не считая мифической аудиенции у Вас, не ожидая реакции на письма из администрации президента (премьера) уполномоченного по правам ребенка РФ/Барака Обамы и т.п. сомнительных инстанций, вариант с подачей иска в суд на сотрудника ООиП тоже не подходит, ведь все время до решения суда, в случае ошибки, ребенок будет находиться в ужасных условиях наших разваливающихся детских домов или больниц, в которых всем наплевать на него? Существует ли номер телефона горячей линии или какой-либо юридический рычаг давления на недобросовестных сотрудников?
Ответ: Министерством образования и науки Российской Федерации в Приказе от 14 сентября 2009 года N 334 "О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 года N 423" установлен Порядок проведения обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей. Данный Порядок определяет процедуру проведения обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей.
Проведение обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей осуществляется с целью выявления обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над несовершеннолетним гражданином в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов.
Основанием для проведения обследования являются поступившие в орган опеки и попечительства или организацию по месту фактического нахождения детей устные и письменные обращения юридических и физических лиц, содержащие сведения о детях, находящихся в вышеуказанных ситуациях.
При проведении обследования выявляются:
уровень обеспечения основных потребностей ребенка, состояние здоровья, внешний вид, социальная адаптация ребенка, наличие обстоятельств, которые создают угрозу жизни и здоровью ребенка. Обязательное внимание обращается на то, какие у ребенка воспитание и образование, удовлетворяются ли эмоциональные потребности ребенка, каково обеспечение безопасности как в домашних условиях, так и вне дома, каково семейное окружение ребенка, состав семьи, кто фактически осуществляет уход и надзор за ребенком, наличие и место жительства близких родственников ребенка, каковы отношения между близкими родственниками ребенка и многое другое.
По результатам такого обследования делаются выводы о наличии условий, представляющих угрозу жизни или здоровью ребенка, о наличии или отсутствии обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над ребенком.
В соответствии со статьей 77 Семейного кодекса Российской Федерации при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится. После отобрания ребенка орган опеки и попечительства обязан немедленно уведомить об этом Прокурора района и в течение 7 дней предъявить иск о лишении либо ограничении родительских прав.
Временное отобрание ребенка органом опеки и попечительства законом не предусмотрено.
Контроль за деятельностью органов опеки и попечительства и разработку методических материалов по вопросам деятельности по опеке и попечительству в Санкт-Петербурге осуществляет Комитет по социальной политике. В случае выявления коррупции или недобросовестного отношения специалиста органа опеки и попечительства к своим обязанностям необходимо, прежде всего, обратиться в вышеуказанный Комитет или прокуратуру.
В случае изъятия ребенка по акту полиции (в выходные дни, вечернее или ночное время) ребенок направляется в соответствии с возрастом в медицинское учреждение. В дальнейшем соответствующий материал передается в орган опеки и попечительства по месту изъятия ребенка. При этом органом опеки и попечительства решается вопрос о дальнейшем жизнеустройстве несовершеннолетнего. В случае наличия оснований ребенка помещают в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо передают под опеку или попечительство.
В случае отсутствия фактов, свидетельствующих о ненадлежащем исполнении родителями (родителем) своих обязанностей, в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации, ребенок передается родителям. В зависимости от конкретной ситуации семья может быть поставлена на контроль органа опеки и попечительства.
Вопрос: В-четвертых, ввиду всех вышеперечисленных вопросов, которые в большинстве своем отображают плачевное состояние нашего законодательства, искалеченного бесконечными поправками и изменениями, напрашивается вопрос: кто контролирует соблюдение прав детей в упомянутых уже детских домах/приютах и т.п. и какую ответственность за нарушение прав несовершеннолетнего гражданина (человека) несут лица, заменяющие родных и опекунов, то есть директора интернатов, воспитатели и другие сотрудники? В случае подтвержденного факта о ненадлежащем содержании и угрозе жизни и здоровью ребенка какие меры принимаются в отношении должностных лиц, работающих с уже изъятыми и брошенными детьми? Скажите, какой закон эти взаимоотношения устанавливает. Какой орган контролирует порядок и соблюдение законности по правам несовершеннолетних, содержащихся в интернатах (не считая санэпидем, пожарную и т.п. инспекции).
Ответ: Функции контроля за деятельностью учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложены на различные ведомства, к которым, в частности, относятся органы государственной власти, которым подведомственно данное учреждение, прокуратура, Росздравнадзор, Управление социального питания, а также иные органы, в том числе перечисленные Вами.
Детские дома подведомственны Комитету по образованию, дома ребенка - Комитету по здравоохранению, приюты и дома-интернаты для детей с умственной отсталостью, указанные в заключительной части Вашего вопроса, подведомственны Комитету по социальной политике Санкт-Петербурга. В этом соответствии они и осуществляют контроль за условиями содержания воспитанников и соблюдению их прав.
Ответственность за ненадлежащее содержание детей в указанных Вами учреждениях может варьироваться от дисциплинарной до уголовной, в зависимости от конкретных обстоятельств, способствующих ущемлению или нарушению прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Вопрос: И наконец, пятый, заключительный вопрос - сколько сейчас выделяется денежных средств на содержание одного ребенка в приюте и сразу приведите сумму денежных средств, выделяемых на помощь многодетным семьям, на одного ребенка?
Очень хотелось бы, чтобы Вы ответили на все вопросы, которые здесь изложены, отнеситесь с уважением к людям, благодаря которым Ваша должность и Ваша зарплата существует в принципе - то есть к налогоплательщикам.
Ответ: Размеры финансирования учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, зависят от направленности конкретного учреждения и специфики его деятельности.
В частности, коррекционные учреждения имеют дополнительный штат сотрудников для осуществления комплексной медико-психолого-социальной коррекции детей и соответственно получают дополнительное финансирование.
Детские дома и приюты получают приблизительно от 40 до 50 тысяч рублей в месяц на каждого ребенка (без учета летнего отдыха). Сюда входят ремонт здания соцучреждения, зарплата педагогов, коммунальные платежи и полное содержание ребенка.
Многодетные семьи Санкт-Петербурга получают пособия на содержание несовершеннолетних детей, предусмотренные федеральным и региональным законодательством, размер которых в каждом конкретном случае определяется в соответствии с обстоятельствами жизни семьи (возраст детей, наличие инвалидности и прочее).
Дополнительно сообщаю, что в Санкт-Петербурге также установлены меры социальной поддержки многодетных семей, включающие в себя внеочередное предоставление жилых помещений гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, предоставление земельных участков под индивидуальное жилищное строительство, а также для организации крестьянских (фермерских) хозяйств, ведения садоводства и огородничества, льготы по оплате коммунальных платежей, включение в региональные программы Санкт-Петербурга в сфере занятости населения и многие другие.
При этом считаю некорректным сравнивать в целом положение детей, находящихся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с положением детей, воспитывающихся в семье.
Вопрос: Прошу ответить на вопрос про ювенальную юстицию. Вы не боитесь, что дети и родители обычных простых семей пострадают от внедрения в России ювенальных технологий?
Ответ: Опасений по вопросу внедрения в России ювенальных технологий у меня нет в связи с тем, что ювенальная юстиция в первую очередь подразумевает под собой наиболее эффективную форму судебной защиты прав и законных интересов несовершеннолетних и судебного разбирательства дел в отношении несовершеннолетних правонарушителей, включающую в себя создание специализированных судов по делам несовершеннолетних, а также комплекса процедур и схем влияния на подростков, их непосредственное окружение, семью и другие социальные институты, обеспечивающую максимально щадящую неформальную процедуру судебного разбирательства, учитывающую индивидуальные и возрастные особенности психики ребенка, а также реализующую гибкую систему мер воспитательного и восстановительного характера, способную не только защищать детей, но и решать задачи борьбы с преступностью, ее профилактики и ресоциализации оступившихся подростков.
Вопрос: Органы соцзащиты предлагают тем родителям, у которых ниже прожиточного минимума доход на одного члена семьи, предоставить соответствующие документы и получить от государства материальную помощь. При этом бывают случаи, когда детей забирают у родителей по причине бедности семьи. Не будут ли собранные в такой ситуации родителями документы пропуском для их детей в детдом?
Ответ: В Семейном кодексе РФ содержится перечень оснований, обусловливающих необходимость государственного вмешательства в воспитание детей (ст. 121 СК РФ):
- в случае смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения.
Утрата детьми попечения родителей может быть вызвана различными причинами. Их перечень нельзя исчерпывающим образом установить в законе. Пункт 1 ст. 121 СК РФ определяет лишь основные из них. Начинаются они с очевидных событий и завершаются теми, существование которых еще нужно доказать. С другой стороны, приходится иметь дело с причинами как объективного, так и субъективного характера. К первым относится: смерть родителей; их тяжелая болезнь, делающая невозможной заботу о ребенке, защиту его прав; признание родителей недееспособными; ограничение или лишение родителей родительских прав.
Остальные из перечисленных в п. 1 ст. 121 СК РФ причин утраты родительского попечения - следствие либо невозможности защищать ребенка, заботиться о нем из-за пребывания родителей в условиях изоляции (местах лишения свободы, медицинском учреждении и т.п.), либо нежелания выполнять свой родительский долг.
Тяжелое материальное положение семьи не является достаточным основанием для изъятия ребенка. Необходимо установить причины нахождения семьи в данном положении. Если родители при доходе семьи ниже прожиточного уровня добросовестно исполняют свои обязанности по отношению к детям, а именно создают необходимые условия для нормального развития детей в соответствии с имеющимися финансовыми возможностями, то нельзя утверждать, что семья является неблагополучной.
Кроме того, приоритет семейной формы воспитания детей является одним из основных принципов отечественного семейного права и закреплен законодателем в п. 3 ст. 1 СК РФ. Основания для изъятия ребенка из семьи должны быть вескими, чтобы не допустить неправомерного вмешательства в дела семьи.
В Российской Федерации согласно ст. 7 Конституции РФ обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства.
Для обеспечения достойного уровня жизни социально незащищенных слоев населения создана система социальных служб, установлены государственные пенсии, пособия, иные гарантии социальной защиты. Оказание материальной помощи семьям, имеющим доход на одного члена семьи ниже прожиточного минимума, является одним из видов государственной социальной поддержки и не может служить достаточным основанием для принятия решения о необходимости государственного вмешательства в воспитание детей.
Вопрос: В правильном ли направлении движется ювенальная юстиция в РФ?
Ответ: В Российской Федерации нет ювенальной юстиции как автономной системы со своими целями, процедурами, организационным устройством и правовой регламентацией.
Существуют федеральные и региональные программы, законотворческая деятельность, создаются сети разного рода учреждений и общественных организаций по работе с несовершеннолетними, технологические разработки, реализующиеся в экспериментальном режиме и отчасти закрепленные в инновационных формах деятельности на отдельных площадках.
В настоящее время в Санкт-Петербурге, а также в ряде других субъектов Российской Федерации сформированы экспериментальные площадки на базе районных судов. При этом в процесс судопроизводства включен социальный работник, осуществляющий сбор информации для суда о личности подростка и его социальной ситуации, выявление проблем и факторов, обусловивших совершение преступления, а также разработку мер по его ресоциализации и помощь в их осуществлении, установление контактов с разного рода учреждениями, которые могут оказать помощь в решении проблем подростка. Тем самым идея воспитательного потенциала судебных решений получила механизм реализации.
Важным шагом можно также считать создание института Уполномоченных по правам ребенка, способствующего развитию системы независимого государственного и общественного контроля за соблюдением прав детей.
Всем, кто осилил этот огромный текст большой респект!!!!