Юрий Николаевич Рерих
РЕРИХ Юрий НиколаевичДва дня назад представители рериховского движения, а также вся культурная мировая общественность вспоминали старшего сына великой семьи Рерихов - Юрия Николаевича.
16 августа исполнилось 108 лет со Дня рождения этого всемирно-известного учёного-востоковеда, замечательного исследователя Центральной и Южной Азии, лингвиста, филолога, искусствоведа, религиоведа, этнографа, путешественника, который внёс огромный вклад в мировую тибетологию, индологию и монголоведение.
Хочу особо подчеркнуть удивительную способность Юрия Николаевича к изучению иностранных языков: он прекрасно знал латынь, санскрит, пали, тибетский, китайский, монгольский, иранский, несколько европейских и ряд живых языков Индии. Всего - более 30 языков, а в совершенстве владел пятнадцатью (!).
С именем профессора Юрия Николаевича Рериха связано возрождение в России школы классической индологии..
Уникальнейший труд его жизни - это 10-томный тибетско-русско-английский словарь с санскритскими параллелями. Одной этой работы было бы достаточно, чтобы запечатлеть в веках имя этого учёного.
Юрий Николаевич Рерих (1902- 1960)
Краткая биография (для особо любознательных))))))))
Родился Ю.Н.Рерих 16 августа 1902 года в период экспедиции родителей по России близ села Окуловка Новгородской губернии (в походной палатке!). Через два года у Юрия появился брат - Святослав. Вместе с младшим братом они чувствовали себя в семье полноправными членами, их рано брали в путешествия, удовлетворяя любознательность и любовь к природе.
Детей в семье с первых лет приучали к труду, развивали у них инициативу и наблюдательность. "Когда мы проводили лето в имении, то каждый из нас имел свои грядки на огороде. Мы выращивали шпинат, редиску, укроп, подсолнухи", - рассказывал Юрий Николаевич.
Братья рано стали рисовать. В детстве рисунки Юрия привлекали внимание старших и ему даже пророчили будущее художника... Николай Константинович и Елена Ивановна много внимания и времени уделяли воспитанию и образованию детей. Детская комната Юрия и Святослава в Петербурге выглядела мастерской в миниатюре.
Вот строки из письма Елены Ивановны: "В детстве я очень следила за их наклонностями, вкусами и чтением. Никогда не давала им читать пошлейшие рассказы для детского возраста. Любимым чтением их были книги, популярно изложенные лучшими профессорами по всем отраслям знания... Старший проявляет любовь к истории и к оловянным солдатикам. Он имел их тысячами. Стратегия - его конек, кровь прадедов сказывается в нем".
С 1912 по 1916 год Юрий Николаевич учился в Петербурге, в частной гимназии Мая. Работы, написанные Юрием Николаевичем в столь раннем возрасте, свидетельствуют, что уже тогда его отличали глубокий подход к описываемым историческим событиям и всестороннее освещение темы.
В качестве примера можно привести фрагмент из сочинения на тему "Покорение Новгорода":
"Очередной порядок Руси прошел, кончился и удельный. Осталось только два представителя управления: вечевой порядок Новгорода и Московский порядок с его стремлением к абсолютной власти... Московское княжество быстро пошло по пути объединения. Положение Новгорода становилось все более и более затруднительным: на западе росла Литва, на востоке - Москва, он очутился между двумя сильными княжествами, к одному из которых он должен будет присоединиться... Ссорясь с Москвой, Новгород переходил на сторону Литвы, а ссорясь с Литвой, переходил к Москве. Верховная партия в Великом Новгороде тянула к Литве, ей был дорог Новгородский вечевой порядок, в котором она занимала первенствующее положение, а низшая - тяготела к Москве и не дорожила Новгородской свободой и боялась подпасть в религиозном отношении под власть Киевского митрополита латинянца..."
В 1918 году шестнадцатилетний Юрий уезжает с родителями за границу.
В 1919 году Юрий Николаевич заканчивает индоиранское отделение школы восточных языков при Лондонском университете; затем, в 1922 году, Гарвардский университет в США – со степенью бакалавра по отделению индийской филологии. И завершает образование в 1923 г. в Париже – в Школе восточных языков при Сорбонне (крупнейшем центре европейского востоковедения), где получает звание магистра индийской филологии.
Переписка этих лет с родителями и братом очень обширна и показывает, что его научные интересы, лежавшие в области изучения языков, культуры, истории народов Азии, остававшиеся практически неизменными всю жизнь, сформировались очень рано. Уже в 18 лет Юрий Николаевич начинает готовиться к экспедиции в Центральную Азию, усиленно изучать восточные языки.
Юрий Николаевич обладал удивительным даром – он понимал почти все языки мира, а десятки языков знал в совершенстве.
Уже в годы учебы Юрий Николаевич Рерих становится заметной величиной в научном мире. Елена Ивановна была всегда в курсе всех учебных и других дел своего сына, который делился с ней заботами и тревогами. Спокойный и уравновешенный тон ее писем помогал Юрию правильно отнестись к встречающимся на его пути трудностям.
Вот строки из писем, написанных Еленой Ивановной Рерих после отказа Юрия Николаевича от командировки во Францию [1921 г.]:
"Ни папа, ни я никогда не встанем на твоем пути. Не огорчайся, мой родной, своим отказом от командировки. Я твердо верю, что все делается к лучшему. Затем сильно сомневаюсь, чтобы во Франции или в Германии, где такое переполнение русскими студентами, ты бы встретил то же отношение, что и здесь... Опять повторяю, все, что происходит с нами, не зря, и я уверена, что придет время и мы скажем, как хорошо, что ты не взял командировки. Не расстраивай себя, мой Юханчик, перед тобой еще столько возможностей и твои большие достижения уже намечены. Ты к ним придешь, когда это будет нужно. Твоя забота о преимуществе аттестатов Европы мне не очень нравится. Оставь это. Верь себе, а не аттестатам. Работай и набирайся знаний, ибо в этом большое счастье. Имея знания, ты никогда не будешь одинок".
"Милый мой Юханчик, я уверена, что у тебя все пройдет благополучно. Бороться всем приходится. В этом жизнь и совершенствование. И нет человека, у которого все шло бы гладко. Я думаю, что со временем ты даже полюбишь преодолевать препятствия, ведь все большие люди, преодолевая препятствия и даже терпя поражения, приобретали новые силы, новые способности. Всем в жизни приходилось испытывать неудачи и лучше, когда они приходят в молодые годы. Все делается к лучшему".
После окончания Гарвардского университета Юрий Николаевич Рерих год работает на Средне-Азиатском и Монголо-Тибетском отделениях Парижского университета, совмещая это с занятиями на военном и юридическо-экономическом отделениях.
В 1923 году он получает ученую степень магистра индийской словесности.
С 1924 года молодой ученый начинает исследовательскую работу на Востоке (Сикким, Кашмир и другие районы Индии), продолжая свои занятия санскритом и тибетским языком.
В 1925-1928 годах он участвует в Центрально-Азиатской экспедиции Николая Константиновича Рериха (Ладак, Синьцзян, Монголия, Китай и Тибет). Несмотря на молодые годы, Юрий Рерих отвечал за безопасность экспедиции, а его прекрасное знание тибетского, монгольского и хинди позволило ему без труда общаться с местным населением.
В результате экспедиции появились труды Юрия Николаевича Рериха: "Тибетская живопись" (1925 г.), "Владения архатов" (1929 г.), "Современная тибетская фонетика" (1928 г.), "Звериный стиль у древних кочевников" (1930 г.), "Каталог тибетской коллекции" (1930 г.), "Путешествие в сокровенную Азию" (1931 г.), "По тропам Срединной Азии" (1933 г.).
С 1928 г. и до начала второй мировой войны Юрий Николаевич является директором Гималайского Института научных исследований “Урусвати”, работа которого была направлена на комплексное изучение Востока и формирование науки Будущего.
Институт Гималайских исследований объединил и гуманитарные предметы, и естественные: там были этнография и лаборатория по борьбе с раком, там были отделения ботаники, орнитологии и археологии. Концепция работы Института Гималайских исследований неизменно осуществлялась в жизни, пока существовал Институт (к сожалению, закрывшийся накануне Второй мировой войны). Находясь на посту директора института, он ведет большую переписку с учреждениями и частными лицами Индии, Америки, Франции, Латвии по поводу издательской деятельности "Урусвати".
Находясь в период с 1929 по 1930 год в Нью-Йорке, Юрий Николаевич занимался не только проблемами "Урусвати", но вел большую работу по организации кабинета тибетологии в Рериховском Нью-Йоркском музее, читал лекции в университетах американских городов, закончил работу над книгой "По тропам Срединной Азии".
С 1949 года Юрий Николаевич Рерих работает в Индо-Тибетском исследовательском институте, заведует курсами китайского и тибетского языков.
Растет авторитет Юрия Николаевича как ученого, обладающего энциклопедичностью знаний, тибетолога широкого диапазона, занимающегося не только лингвистикой и филологией, но и философией, археологией, искусствоведением.
Вот как пишет Елена Ивановна Рерих в 51-53 годах о сыне:
"Юрий много работает и говорит по-тибетски лучше многих самих тибетцев, подвинулся и в знании монгольского и не забывает свой санскрит. Практика ему здесь неплохая. Он пользуется большим авторитетом среди населения за свою ученость и замечательную мудрость".
"Он окружен учениками. На днях приезжают два буддиста из Японии специально повидать его. Студент из Калькутты в восторге от своих занятий и достигнутых успехов с Юханчиком. Годы Университета не дали ему того, что он приобрел за несколько уроков и бесед с Юрием. Репутация Юрия как необыкновенного и талантливого, и знатока Востока твердо установилась и в Европе среди тамошних ученых".
В это же время в Индии и за рубежом публикуется много работ Юрия Николаевича. В сфере общественной деятельности он принимает самое активное участие в пропаганде Пакта Рериха (Пакта Культуры) и борьбе за его ратификацию.
В 1949–1957 годах он преподает в Калимпонгском университете (Индия).
Несмотря на свою огромную научную деятельность, Юрий Николаевич всегда находил время помогать родным не только советами, но и практическими делами. Елена Ивановна Рерих называла его самым "родственным" из Рерихов.
В августе 1957 года сбывается мечта Юрия Николаевича о возвращении на Родину, и он переезжает в Советский Союз и возглавляет сектор истории философии и религии Индии в Институте Востоковедения АН СССР в Москве. За два с половиной года, проведенные на Родине, он активно занимался научной деятельностью в Институте Востоковедения Академии Наук, много внимания уделял молодым востоковедам.
Параллельно с работой, все свои силы он отдавал главной задаче, которая перед ним теперь стояла: вернуть Родине творчество Николая Константиновича, популяризировать его искусство. Все его усилия в дальнейшем были планомерно и неуклонно направлены к этой цели. Ему удалось организовать выставки картин отца и брата в Москве, Риге, Ленинграде и других городах.
Интерес к творчеству Н.К.Рериха возрастал, и, естественно, к Юрию Николаевичу стали обращаться с просьбой прочесть лекции о живописи его отца. Он рассказывал о своем отце очень много, и слушали его буквально затаив дыхание.
Пламенного сердца и чистоты души Юрия Николаевича не могли не воспринять на Родине, но несовершенство окружающих делало его жизнь нелегкой. Он понимал это и с кроткой терпимостью отзывался о людях, причинявших ему боль. Мужественно нес свой крест во имя блага людей и роста их духовности. Тяжести жизни встречал улыбкой сердечной, видя, как ширится познание духовное, как бессмертные творения отца трогают души людей, призывают их задуматься, ведут к прозрению. И он искренне этому радовался. Он выполнил свою миссию. Зерно, брошенное им в родную землю, уже дало много благодатных ростков.
Именно Юрию Николаевичу мы обязаны тем, что имеем возможность широкого знакомства с многогранным творческим наследием его родителей - Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерих, ему принадлежит неоценимая заслуга, связанная с широким распространением в СССР Агни Йоги или Живой Этики.
Заветная мечта родителей вернуться на родину при жизни так и не сбылась. Это сделал старший сын Юрий Рерих, вернувший их доброе имя и великое наследие в Советский Союз. Он привёз на Родину принадлежавшую часть наследия родителей: более 500 картин отца, огромную библиотеку, ценные предметы. При участии и с помощью Юрия Николаевича устраивались первые выставки картин Николая Рериха: сначала в Москве (апрель 1958), а затем в Ленинграде, Риге, Киеве, Тбилиси и др. городах. Впервые на правительственном уровне Ю.Н.Рерихом был поставлен вопрос о создании в стране Государственного Музея Николая Рериха.
Юрий Николаевич окончил свой земной путь 21 мая 1960 года в возрасте 58 лет. Его прах был захоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Автором памятника выдающемуся русскому учёному является его младший брат - всемирно-известный художник Святослав Николаевич Рерих.
Именем Юрия Рериха названа третья вершина Алтая в отроге Катунского хребта вблизи священной горы Белухи – между пиками Н.К.Рериха и Урусвати.
16 августа исполнилось 108 лет со Дня рождения этого всемирно-известного учёного-востоковеда, замечательного исследователя Центральной и Южной Азии, лингвиста, филолога, искусствоведа, религиоведа, этнографа, путешественника, который внёс огромный вклад в мировую тибетологию, индологию и монголоведение.
Хочу особо подчеркнуть удивительную способность Юрия Николаевича к изучению иностранных языков: он прекрасно знал латынь, санскрит, пали, тибетский, китайский, монгольский, иранский, несколько европейских и ряд живых языков Индии. Всего - более 30 языков, а в совершенстве владел пятнадцатью (!).
С именем профессора Юрия Николаевича Рериха связано возрождение в России школы классической индологии..
Уникальнейший труд его жизни - это 10-томный тибетско-русско-английский словарь с санскритскими параллелями. Одной этой работы было бы достаточно, чтобы запечатлеть в веках имя этого учёного.
Юрий Николаевич Рерих (1902- 1960)
Краткая биография (для особо любознательных))))))))
Родился Ю.Н.Рерих 16 августа 1902 года в период экспедиции родителей по России близ села Окуловка Новгородской губернии (в походной палатке!). Через два года у Юрия появился брат - Святослав. Вместе с младшим братом они чувствовали себя в семье полноправными членами, их рано брали в путешествия, удовлетворяя любознательность и любовь к природе.
Детей в семье с первых лет приучали к труду, развивали у них инициативу и наблюдательность. "Когда мы проводили лето в имении, то каждый из нас имел свои грядки на огороде. Мы выращивали шпинат, редиску, укроп, подсолнухи", - рассказывал Юрий Николаевич.
Братья рано стали рисовать. В детстве рисунки Юрия привлекали внимание старших и ему даже пророчили будущее художника... Николай Константинович и Елена Ивановна много внимания и времени уделяли воспитанию и образованию детей. Детская комната Юрия и Святослава в Петербурге выглядела мастерской в миниатюре.
Вот строки из письма Елены Ивановны: "В детстве я очень следила за их наклонностями, вкусами и чтением. Никогда не давала им читать пошлейшие рассказы для детского возраста. Любимым чтением их были книги, популярно изложенные лучшими профессорами по всем отраслям знания... Старший проявляет любовь к истории и к оловянным солдатикам. Он имел их тысячами. Стратегия - его конек, кровь прадедов сказывается в нем".
С 1912 по 1916 год Юрий Николаевич учился в Петербурге, в частной гимназии Мая. Работы, написанные Юрием Николаевичем в столь раннем возрасте, свидетельствуют, что уже тогда его отличали глубокий подход к описываемым историческим событиям и всестороннее освещение темы.
В качестве примера можно привести фрагмент из сочинения на тему "Покорение Новгорода":
"Очередной порядок Руси прошел, кончился и удельный. Осталось только два представителя управления: вечевой порядок Новгорода и Московский порядок с его стремлением к абсолютной власти... Московское княжество быстро пошло по пути объединения. Положение Новгорода становилось все более и более затруднительным: на западе росла Литва, на востоке - Москва, он очутился между двумя сильными княжествами, к одному из которых он должен будет присоединиться... Ссорясь с Москвой, Новгород переходил на сторону Литвы, а ссорясь с Литвой, переходил к Москве. Верховная партия в Великом Новгороде тянула к Литве, ей был дорог Новгородский вечевой порядок, в котором она занимала первенствующее положение, а низшая - тяготела к Москве и не дорожила Новгородской свободой и боялась подпасть в религиозном отношении под власть Киевского митрополита латинянца..."
В 1918 году шестнадцатилетний Юрий уезжает с родителями за границу.
В 1919 году Юрий Николаевич заканчивает индоиранское отделение школы восточных языков при Лондонском университете; затем, в 1922 году, Гарвардский университет в США – со степенью бакалавра по отделению индийской филологии. И завершает образование в 1923 г. в Париже – в Школе восточных языков при Сорбонне (крупнейшем центре европейского востоковедения), где получает звание магистра индийской филологии.
Переписка этих лет с родителями и братом очень обширна и показывает, что его научные интересы, лежавшие в области изучения языков, культуры, истории народов Азии, остававшиеся практически неизменными всю жизнь, сформировались очень рано. Уже в 18 лет Юрий Николаевич начинает готовиться к экспедиции в Центральную Азию, усиленно изучать восточные языки.
Юрий Николаевич обладал удивительным даром – он понимал почти все языки мира, а десятки языков знал в совершенстве.
Уже в годы учебы Юрий Николаевич Рерих становится заметной величиной в научном мире. Елена Ивановна была всегда в курсе всех учебных и других дел своего сына, который делился с ней заботами и тревогами. Спокойный и уравновешенный тон ее писем помогал Юрию правильно отнестись к встречающимся на его пути трудностям.
Вот строки из писем, написанных Еленой Ивановной Рерих после отказа Юрия Николаевича от командировки во Францию [1921 г.]:
"Ни папа, ни я никогда не встанем на твоем пути. Не огорчайся, мой родной, своим отказом от командировки. Я твердо верю, что все делается к лучшему. Затем сильно сомневаюсь, чтобы во Франции или в Германии, где такое переполнение русскими студентами, ты бы встретил то же отношение, что и здесь... Опять повторяю, все, что происходит с нами, не зря, и я уверена, что придет время и мы скажем, как хорошо, что ты не взял командировки. Не расстраивай себя, мой Юханчик, перед тобой еще столько возможностей и твои большие достижения уже намечены. Ты к ним придешь, когда это будет нужно. Твоя забота о преимуществе аттестатов Европы мне не очень нравится. Оставь это. Верь себе, а не аттестатам. Работай и набирайся знаний, ибо в этом большое счастье. Имея знания, ты никогда не будешь одинок".
"Милый мой Юханчик, я уверена, что у тебя все пройдет благополучно. Бороться всем приходится. В этом жизнь и совершенствование. И нет человека, у которого все шло бы гладко. Я думаю, что со временем ты даже полюбишь преодолевать препятствия, ведь все большие люди, преодолевая препятствия и даже терпя поражения, приобретали новые силы, новые способности. Всем в жизни приходилось испытывать неудачи и лучше, когда они приходят в молодые годы. Все делается к лучшему".
После окончания Гарвардского университета Юрий Николаевич Рерих год работает на Средне-Азиатском и Монголо-Тибетском отделениях Парижского университета, совмещая это с занятиями на военном и юридическо-экономическом отделениях.
В 1923 году он получает ученую степень магистра индийской словесности.
С 1924 года молодой ученый начинает исследовательскую работу на Востоке (Сикким, Кашмир и другие районы Индии), продолжая свои занятия санскритом и тибетским языком.
В 1925-1928 годах он участвует в Центрально-Азиатской экспедиции Николая Константиновича Рериха (Ладак, Синьцзян, Монголия, Китай и Тибет). Несмотря на молодые годы, Юрий Рерих отвечал за безопасность экспедиции, а его прекрасное знание тибетского, монгольского и хинди позволило ему без труда общаться с местным населением.
В результате экспедиции появились труды Юрия Николаевича Рериха: "Тибетская живопись" (1925 г.), "Владения архатов" (1929 г.), "Современная тибетская фонетика" (1928 г.), "Звериный стиль у древних кочевников" (1930 г.), "Каталог тибетской коллекции" (1930 г.), "Путешествие в сокровенную Азию" (1931 г.), "По тропам Срединной Азии" (1933 г.).
С 1928 г. и до начала второй мировой войны Юрий Николаевич является директором Гималайского Института научных исследований “Урусвати”, работа которого была направлена на комплексное изучение Востока и формирование науки Будущего.
Институт Гималайских исследований объединил и гуманитарные предметы, и естественные: там были этнография и лаборатория по борьбе с раком, там были отделения ботаники, орнитологии и археологии. Концепция работы Института Гималайских исследований неизменно осуществлялась в жизни, пока существовал Институт (к сожалению, закрывшийся накануне Второй мировой войны). Находясь на посту директора института, он ведет большую переписку с учреждениями и частными лицами Индии, Америки, Франции, Латвии по поводу издательской деятельности "Урусвати".
Находясь в период с 1929 по 1930 год в Нью-Йорке, Юрий Николаевич занимался не только проблемами "Урусвати", но вел большую работу по организации кабинета тибетологии в Рериховском Нью-Йоркском музее, читал лекции в университетах американских городов, закончил работу над книгой "По тропам Срединной Азии".
С 1949 года Юрий Николаевич Рерих работает в Индо-Тибетском исследовательском институте, заведует курсами китайского и тибетского языков.
Растет авторитет Юрия Николаевича как ученого, обладающего энциклопедичностью знаний, тибетолога широкого диапазона, занимающегося не только лингвистикой и филологией, но и философией, археологией, искусствоведением.
Вот как пишет Елена Ивановна Рерих в 51-53 годах о сыне:
"Юрий много работает и говорит по-тибетски лучше многих самих тибетцев, подвинулся и в знании монгольского и не забывает свой санскрит. Практика ему здесь неплохая. Он пользуется большим авторитетом среди населения за свою ученость и замечательную мудрость".
"Он окружен учениками. На днях приезжают два буддиста из Японии специально повидать его. Студент из Калькутты в восторге от своих занятий и достигнутых успехов с Юханчиком. Годы Университета не дали ему того, что он приобрел за несколько уроков и бесед с Юрием. Репутация Юрия как необыкновенного и талантливого, и знатока Востока твердо установилась и в Европе среди тамошних ученых".
В это же время в Индии и за рубежом публикуется много работ Юрия Николаевича. В сфере общественной деятельности он принимает самое активное участие в пропаганде Пакта Рериха (Пакта Культуры) и борьбе за его ратификацию.
В 1949–1957 годах он преподает в Калимпонгском университете (Индия).
Несмотря на свою огромную научную деятельность, Юрий Николаевич всегда находил время помогать родным не только советами, но и практическими делами. Елена Ивановна Рерих называла его самым "родственным" из Рерихов.
В августе 1957 года сбывается мечта Юрия Николаевича о возвращении на Родину, и он переезжает в Советский Союз и возглавляет сектор истории философии и религии Индии в Институте Востоковедения АН СССР в Москве. За два с половиной года, проведенные на Родине, он активно занимался научной деятельностью в Институте Востоковедения Академии Наук, много внимания уделял молодым востоковедам.
Параллельно с работой, все свои силы он отдавал главной задаче, которая перед ним теперь стояла: вернуть Родине творчество Николая Константиновича, популяризировать его искусство. Все его усилия в дальнейшем были планомерно и неуклонно направлены к этой цели. Ему удалось организовать выставки картин отца и брата в Москве, Риге, Ленинграде и других городах.
Интерес к творчеству Н.К.Рериха возрастал, и, естественно, к Юрию Николаевичу стали обращаться с просьбой прочесть лекции о живописи его отца. Он рассказывал о своем отце очень много, и слушали его буквально затаив дыхание.
Пламенного сердца и чистоты души Юрия Николаевича не могли не воспринять на Родине, но несовершенство окружающих делало его жизнь нелегкой. Он понимал это и с кроткой терпимостью отзывался о людях, причинявших ему боль. Мужественно нес свой крест во имя блага людей и роста их духовности. Тяжести жизни встречал улыбкой сердечной, видя, как ширится познание духовное, как бессмертные творения отца трогают души людей, призывают их задуматься, ведут к прозрению. И он искренне этому радовался. Он выполнил свою миссию. Зерно, брошенное им в родную землю, уже дало много благодатных ростков.
Именно Юрию Николаевичу мы обязаны тем, что имеем возможность широкого знакомства с многогранным творческим наследием его родителей - Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерих, ему принадлежит неоценимая заслуга, связанная с широким распространением в СССР Агни Йоги или Живой Этики.
Заветная мечта родителей вернуться на родину при жизни так и не сбылась. Это сделал старший сын Юрий Рерих, вернувший их доброе имя и великое наследие в Советский Союз. Он привёз на Родину принадлежавшую часть наследия родителей: более 500 картин отца, огромную библиотеку, ценные предметы. При участии и с помощью Юрия Николаевича устраивались первые выставки картин Николая Рериха: сначала в Москве (апрель 1958), а затем в Ленинграде, Риге, Киеве, Тбилиси и др. городах. Впервые на правительственном уровне Ю.Н.Рерихом был поставлен вопрос о создании в стране Государственного Музея Николая Рериха.
Юрий Николаевич окончил свой земной путь 21 мая 1960 года в возрасте 58 лет. Его прах был захоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Автором памятника выдающемуся русскому учёному является его младший брат - всемирно-известный художник Святослав Николаевич Рерих.
Именем Юрия Рериха названа третья вершина Алтая в отроге Катунского хребта вблизи священной горы Белухи – между пиками Н.К.Рериха и Урусвати.
Эля
Какая мать! С такой мамой можно горы сворачивать! Извини, пост про Юрия, но меня больше поразили тексты писем)))))А что она имела в виду под "пошлейшие рассказы для детского возраста"?
20.08.2010
Ответить
Ксения Анвика
Элечка, во-первых, мне так приятно, что ты читаешь эти мои посты! Спасибо тебе, что не проходишь мимо! и что тебя не оставляет равнодушной изложенная в них информация))))) Про рассказы не могу сказать ничего конкретного, потому что Елена Ивановна имела ввиду детские книжки того времени, но, проведя параллель, могу сказать, что ей бы точно не понравились опусы всеми любимого Корнея Чуковского! Вот, я в этом уверена, и она наверняка бы сказала, что его стишки нисколько не развивают детский ум и сердце, и что детям с раннего возраста надо давать только правдивые, научные представления о жизни. И обязательно надо учить Красоте, о которой не идёт речи у Чуковского, скорее, о безобразии в виде мухи-цокотухи, которая пошла на базар, купила самовар, а потом приглашала к себе в гости пить чай! И это к мухе, которая является переносчиком всяких микробов и прочей заразы))))) Елена Ивановна наверняка бы сказала, что дети, даже если они еще и не ходят в школу, способны понимать многие сложные вещи и уже вполне могут учиться строить свою жизнь по законам Красоты... А сколько сейчас таких пошлейших книг, изданных для детей! Чуковский отдыхает рядом с ними! И его стихи покажутся самыми безобидными из всей той мути, которую сегодня навязывают нашим детям.У меня есть книга, переизданная в точной копии с книги, которая когда-то принадлежала Рерихам и была в коллекции их детской библиотеки. Это сказки Андерсена. Там необыкновенные картинки, просто настоящее произведение искусства. В Музее им. Рериха в Москве выставлены книги, когда-то принадлежавшие Рерихам и среди них есть детские, точнее, те, которые читали сыновья - Юрий и Святослав...
20.08.2010
Ответить
Ксения Анвика
Забыла главное)))) Что касается писем Елены Ивановны, то это просто кладезь знаний, кому бы она не писала: своим ли близким и любимым - мужу и детям, - или своим сотрудникам и просто знакомым, интересующимся Живой Этикой... Недавно МЦР (МЕждународный Центр Рерихов) выпустил 9-томное издание её Писем. Это необыкновенное сокровище! А что касается её материнских качеств, то Елена Ивановна была Матерью с большой буквы!!! И, как в большом, так и в малом, Великие Учителя Шамбалы, в тесном сотрудничестве с которыми Еленой Ивановной была написана Агни Йога, по праву назвали её Матерью Агни Йоги и дали ей величайший титул - Урусвати - Свет Утренней Звезды - "для воплощённых нет лучезарней имени"!!!
20.08.2010
Ответить