Средневековые больницы
ДостопримечательностиИтак: самая первая больница-лепрозорий средневекового Таллинна... Госпиталь Святого Иоанна...
Место для госпиталя святого Иоанна подыскали как нельзя лучше. От границ города его отделял традиционный “полёт камня” – расстояние, равное выстрелу катапульты или камнемёта. Протекавшая некогда в окрестностях города река превращала это место в полуостровок (сегодня река Харьяпеа не существует на карте Таллинна, была уведена в канализацию).
Так что изоляция первой таллиннской больницы вполне отвечала требованиям средневековой медицины. Лечение тоже было организовано вполне в духе времени. Эпоха, видевшая в любой хвори прежде всего небесную кару, самым надёжным средством почитала пост и молитву. Поэтому едва ли не самым существенным зданием любой средневековой больницы была церковь.
Сегодня от этого лепразория осталась малюсенькая церквушка, но в то время она была мощной и богатой организацией...
Средневековый Таллинн существовал в чудовищных антисанитарных условиях.
Существуют документы о чуме в годах: 1315, 1464, 1540, 1550, 1515-1520, 1549.
Не только чума тревожила средневековых горожан. В 15ом веке прошла волной эпидемия сифилиса, который звался здесь "французкой болезнью". Были закрыты все общественные бани, как источник заражения...
В 16ом веке сюда доходили и волны английской потливой болезни. Кто Тюдоров смотрел? Вот-вот, та самая болезнь и здесь морила людей всего за два дня.
И, конечно, проказа...
Первые источники сообщают о Лепразории Святого Иоанна с 1237го года, но очевидно, что лепразорий существовал там и раньше.
Лепразорий закрылся в 1570ом году.
Откуда же у больницы были деньги?
Правильно! Пожертвования!
Жертвуя на госпиталь при жизни или упоминая его в завещании, средневековый бюргер преследовал двоякую цель. С одной стороны – старался обеспечить загробное блаженство. А заодно надеялся “откупить” себя и своих близких от загадочной хвори в мире этом. С не меньшей охотой наш предок приобретал всякого рода амулеты и индульгенции – их “производство” было поставлено при средневековых лечебницах на широкую ногу.
Богатство, скопленное за оградой больницы, активно пускалось в оборот. Брать в долг у госпиталя не брезговали ни купцы, ни дворяне. Да и сам таллиннский магистрат частенько оказывался его должником!
Наверняка, львиная доля богатств оседала в кошельках попечителей богоугодного заведения. Но и простым обитателям жаловаться не приходилось. Если в городских госпиталях и приютах именно хороший аппетит был основным симптомом выздоравления – способного съесть целую булку отправляли домой – то в Иоанновском дела обстояли напротив: обитателям полагалось ежедневное горячее питание. Выдавались даже карманные деньги. Неудивительно, что вслед за прокажёнными, в лепрозорий тянулись немощные, престарелые, да и просто обнищавшие.
Улица, на которой затерялась эта маленькая церквушка.. Она все что осталось от мощной организации...
Затерянная церквушка среди небоскребов...
Неброское здание церкви, пережившей пожары, войны и сносы, было превращено в склад. Туристские путеводители обходили её стороной, а газетная заметка тридцатилетней давности даже отказала в сакральном статусе, стыдливо называя “домом с петушком на башне”…
Сегдня церковь принадлежит армянской апостольской церкви. Тут же находится музей богадельни Святого Иоанна..
Другая богадельня города. Пюхавайму.
Сегодня это действущая церковь Святого Духа... Столетиями она была капеллой и церковью-богадельней магистрата.
При Пюхавайму был так же и платный отдел, типо сегодняшнего дома престарелых.
Последние упоминания о госпитале равняются 1620ому году. Потом здание служило только церковью.
На фото здания бывших богаделен (справа) вдоль улицы Святого Духа.
Спускаемся вниз... Дом престарелых существовал в этом рыженьком здании.
Следующий госпиталь был где-то возле башни Нунне, он не сохранился (1490-1520).
А в 1520ом году стали собираться пожертвования на Новый Госпиталь.
Новый Госпиталь, так его и называли, находится на улице Рюютли. О которой я уже писала.
Разумеется, госпиталь был только для бедных. Ни один богатый дворянин или купец не отважился бы лечь туда...
Вид сбоку... Сегодня в этом здании церковь Святого Михаила, принадлежит швежскому приходу.
Кто же лечил в то далекое время? Главные лекари были монахи, но только по внутренним болезням. «Церковь гнушается крови», — говорили эти средневековые «терапевты». Но тем не менее в это же время в Таллинне ампутировали конечности, удаляли зубы, лечили переломы. Только делали это не врачи, а цирюльники и банщики. Брадобреям разрешалось делать визиты на дом и производить серьезные операции. Сохранились сведения, что в 60-е годы XVII века таллиннские цирюльники с успехом удаляли внутренние опухоли. В то время в городе было 6 цирюльников. Банщиков было больше, но они имели право делать только мелкие операции: удалять мозоли, вправлять суставы, пускать кровь, ставить банки, и только у себя в бане.
Роженицам помогали акушерки. У города было на зарплате несколько акушерок с года 1330го. Так же на зарплате у города существовал и хирург. О средневековых способах предохранения я писла тут: http://www.babyblog.ru/user/eris/1386399
Сколько же учился средневековый хирург-брадобрей или хирург? Надо сказать, что цифра эта внушительная ибо 9 лет он набирал знаний, из них 2 года странствий для опыта и 2 года в ученичестве у аптекаря. Очень помогал и обмен опытом, когда в город приезжали другие странстующие хирурги.
С гордостью можно сказать, что феодальный Таллинн опережал по развитию медицины даже Завпадную европу. Но в 17ом веке распри между цирюльниками и банщиками настолько усилились, что было брошено больше сил на выяснения отношений, чем на повышение своей квалификации.
Использованы тексты Раймо Пуллата (кривой перевод с эстонского мой), и замечательные статьи журналистов "Молодежь Эстонии" Леонида Суркова и Иосифа Каца.