Первые игрушки: выбираем правильно
Советы МамамСегодня мы поговорим о значении игрушки в жизни малыша и расскажем, какие игрушки лучше выбрать для ребенка первого года жизни, чтобы он правильно развивался и активно познавал окружающий мир.
Воспитание ребенка - радостное и приятное занятие. Чтобы малютка вырос здоровым и крепким, каждый родитель заботится о нем, бережно ухаживает, обеспечивает чувство комфорта и безопасности. Общение с мамой - врожденная потребность маленьких детей и, конечно же, все родители должны поддерживать и инициировать общение с малышом в течение всего дня. Для него это эффективный способ знакомства с окружающим миром. Лучший помощник в этом процессе - игрушка. Именно она является для ребенка источником первых знаний, знакомит его с качествами и свойствами предметов, их ролью в жизни человека. Игрушка уникальным образом стимулирует все психические процессы: восприятие, внимание, память. А также одновременно воздействует на основные анализаторы: слух, зрение и осязание. С помощью нее малыш впервые ощущает результат от своих действий, учится выполнять точные произвольные движения и управлять своим телом.
Понятно, что ребенок в первые месяцы жизни не умеет и не может самостоятельно взаимодействовать с игрушкой, и задача взрослого - научить его этому. Бодрствование новорожденного очень кратковременно, поэтому занятия следует проводить во время гигиенических процедур, перед и после кормления. Пусть развивающее общение займет несколько минут, но будует проведено с пользой. Именно поэтому, покупая новую игрушку, подумайте: как вы сможете занять ею ребенка, чему вы сможете с ее помощью научить его, ведь игрушки бывают разные: полезные и не очень.
Игрушки для первых 6 месяцев
Игрушки для детей первого полугодия жизни должны быть удобными для захвата маленькой ручкой, легкими по весу, яркими по цвету, с разнообразным звучанием и фактурой. Хорошо, если игрушка издает звук, имеет подвижный или светящийся элемент. Любое движение ребенка рукой должно приводить к положительному результату - появлению звука или света.
Вот несколько примеров игрушек, которые способствуют развитию психики и формированию манипулятивных действий.
-
Погремушка. Простая, яркая и удобная для захвата и удержания. С помощью нее малыш учится совершать изолированные движения рукой: хватать игрушку и совершать простое действие - трясти, тем самым извлекая звук. Выбирайте легкую погремушку приятного цвета. Звук не должен быть слишком громким.
-
Погремушка с подвижным элементом позволяет обучить ребенка выполнению более сложных координированных и согласованных между собой моторных актов двумя руками: одной рукой удерживать игрушку, а другой - ударять по подвижному элементу.
-
Бубен. Помогает совершенствовать координированные движения двух рук. Одной - удерживать и вызывать звук с помощью потрясывания или размахивания, а другой - бить в бубен.
Игрушки для второго полугодия жизни
В магазинах сегодня большой выбор игрушек для младенцев. Покупайте те, с которыми ребенок может действовать самостоятельно. В процессе многократного повторения простых движений, действий с игрушками под руководством взрослого ребенок осваивает вышеперечисленные умения и начинает выполнять простые манипулятивные действия с игрушкой самостоятельно. Его возросшие возможности требуют смены игровой среды. Чем старше ребенок, тем сложнее должны быть игрушки. Они должны иметь больше двигающихся деталей, быть разнообразнее на ощупь, а также по цвету и звучанию, чтобы давать ребенку выбор и еще глубже развивать его мелкую моторику, координацию, слух, зрение и осязание.
Для детей второго полугодия жизни следует приобрести игрушки, с помощью которых малыш начинает производить специфические манипуляции - простые результативные цепочки действий.
Некоторые примеры игрушек:
-
В процессе обучения стоит использовать игрушки с подвижным элементом. Например, игрушечный дисковой телефон. С помощью него малыш научится исследовать пальчиками, освоит новые специфические действия.
-
Еще один вариант - игрушечная шарманка. При помощи щипкового захвата она помогает совершать целенаправленные движения и достигать определенного результата, в данном случае - звукового.
-
Мяч. В мяч любят играть все дети. Мяч можно бросать, толкать. Такая игра объединит всю семью и позволит освоить различные социальные действия.
-
Пирамидка, на которую нанизываются колечки. Достаточно сложная игрушка, с ее помощью малыш научится выполнять соотносящие действия, устанавливать взаимосвязь между частями предмета, и у него начнет формироваться образ целого - он научится нанизывать колечки на палочку.
-
Кубики. Они помогут усвоить еще одно социальное назначение предметов, их свойства и качества, отточат зрительно-моторную координацию, навык выполнения соотносящих действий. Кубики, шарики, банки, коробки - это самые любимые и полезные игрушки для детей второго полугодия жизни.
Каких игрушек следует остерегаться (общие рекомендации):
-
мелких игрушек и деталей, так как они могут попасть ребенку в рот и вызвать остановку дыхания;
-
слишком тяжелых, потому что кроха может ударить себя такой игрушкой, или она может на него упасть;
-
излишне громких, они могут испугать малыша;
-
не сертифицированных, так как они могут быть изготовлены из опасных для здоровья Вашего дитя материалов.
Во время занятий с ребенком соблюдайте простые правила: не играйте, когда он хочет есть, спать, а также не допускайте переутомления во время игры, вовремя заканчивайте занятия.
Играйте вместе с ребенком, наблюдайте за тем, как он играет самостоятельно, следите за тем, чтобы в игре малыш использовал обе руки и все возможности игрушки, чтобы играл и лежа на спине, и на животе, и сидя. Помогайте ему.
Максимально разнообразьте окружающий мир ребенка впечатлениями, звуками, ощущениями. Не пытайтесь добиться от него только той реакции, которая описана в книге и соответствует его возрасту. Очень важно наблюдать за тем, что умеет малыш, и учить его делать следующий шаг. Вместе с Вами он сможет решить любые сложные задачи.
Надеемся, что наши советы помогут всем родителям в правильном выборе игрушки для своего малыша. Если у Вас остались вопросы по выбору игрушек, запишитесь на консультацию к педагогу раннего возраста в Альфа-Центр Здоровья