Домашнее образование как альтернатива
Домашнее образованиеЯ уже вторую неделю вынашиваю идею написать свое уже практически сформировавшееся, как мне кажется, мнение про домашнее образование. Но все никак не могу собраться, а тут Юля написала свой пост, поэтому опять загорелась :)
Уже достаточно долгое время читаю сообщество в жж о домашнем образовании. И мне, если честно, частенько кажется, что люди слабо понимают во что ввязались. Со стороны выглядит как некий фанатизм, следование новой идеи, без подкрепленной базы. Например, мне странно, когда мама пишет о том, что желает своего ребенка оставить на домашнем образовании, говорит мол буду заниматься, но при этом сама признается, что вот мол не получается ему уделять внимания, дела, заботы, младшие дети и т.д. и т.п. Но по-моему образовательный процесс это очень тягомутный процесс, и не каждый его может потянуть на своих плечах, этому надо отдаваться полностью, быть педагогом от Бога, мне так кажется. Не будем себе льстить, мало кто из нас способен на это. А еще меня откровенно забавляет и одновременно расстраивает, когда мамы кичятся, что они сами обучают детей, но в то же время в своих записях делают кучу ошибок. Спрашивается, чему они могут научить детей, если сами, как минимум, неграмотны?
Про репетиторов зачастую речи не идет, это в классическом ДО как-то не предусматривается, считается, что ребенок сам будет выбирать чем ему заниматься и что делать. Это типа его выбор и флаг ему в руки, пусть занимается чем хочет. Для меня это в некотором смысле пустить все на самотёк. Конечно, я не хочу строгого прессинга в учебе для ребенка, но какая-то база должна быть, просто для каждого ребенка пусть будет свой индвидуальный темп изучения. Только так мне кажется можно не испорить впечатление от того или иного предмета.
Кроме прочего, также ожидается, что будет период анскулинга, когда дитятке хочется вот только какашки пинать в комп играть или тв смотреть или иначе развлекаться. Это считается нормой, частично согласна... Но, как не будучи психологом, хотя бы не по образованию, но по своему внутреннему чутью, не упустить тот момент, когда анскулинг превращается в откровенную деградацию? Ведь дети разные, кто-то любознателен (на это все ставки), а кто-то совершенно лентяй. Мне это все непонятно, но может я, конечно, преувеличиваю. Хотя, по-моему, это просто объективный взгляд, и мне странно, что те, кто горит такой идеей, зачастую упускают эти моменты.
Конечно, я не против домашнего образования. Но, рассматриваю его лишь как одну из альтернатив. И готова допустить ДО лишь при некоторых условиях:
- ребенку вместо школы обеспечивается иное яркое и познавательное времяпрепровождение. Как пример, обсуждение из того же сообщества. Женщина настаивает на ДО, а муж ее спрашивает: "А что наш ребенок будет целыми днями делать дома???". Мама не знает ответа, она спрашивает к "коллег по цеху", т.е. признается, что занятая, у нее еще младшие дети и на ней все домашние дела. То есть ребенку слоняться вдоль стен что ли? Поэтому, в моем видении, дни ребенка должны быть максимально насыщенны. Конечно, лучший вариант путешествия :) Некоторые здесь на бб знают девушку, которая путешествует с детьми, и ее школьница-дочь на ДО, они только возвращаются в Москву, чтобы сдать экзамены. По-моему это идеальный вариант для ДО.
- ребенку обеспечивается социализация. Ой, ну тут не надо меня переубеждать, что мол это неважно и этого "моим детям хватает". Только почему-то мамы уже у трехлеток замечают, как те стремятся в общество детей, и готовы бежать в ужасный-страшный сад, теряя тапки. В больших семьях, да, вполне возможно, что взаимодействия достаточно, а если ребенок один? Да и двое это лишь несколько из тысяч граней общения. И, более того, вспомним себя в школьном возрасте, в какой-то момент мы не просто испытываем необходимость в друзьях и разном общении, но даже они для нас становятся важнее, чем семья. Нам интереснее с друзьями, людьми одних интересов. Это просто период и нужен он 99% населения. У кого из вас с родителями было настолько огромное понимание, чтобы вам не нужно было что-либо обсудить с друзьями? Кто-то скажет, что мол неидеальные родители были, потому стремились к другим людям. Но мне видится, что причина больше в том, что все мы разные, и мы не обязаны походить на родителей, сходиться во всем с их взглядами, как и они с нашими. Поэтому общение со окружающими жизненно необходимо.
- ребенку обеспечивается качественное образование. То есть здесь, как минимум, репетиторы. И понятно, что для большинства несколько репетиторов не по карману. Отличный вариант по-моему этакие семейные школы, когда собираются несколько семей и обучают своих детей вместе. Тут же решается вопрос с социализацией (не люблю это слово, но все-таки).
Лишь таким я вижу вариант домашнего образования для своего ребенка. А когда кухарка идет обучать своего сына алгебре, не имея особых на то талантов и ума, а потом возвращается к приготовлению еды, предоставив ребенка самому себе, мне не понятна позиция "ни за что не отдам в эту страшную школу". По-моему лучше уж школа, чем так, всегда нужно свои силы и возможности трезво оценивать. А все, что ты сама в состоянии дать, умеешь и любишь делать, пусть будет лишь дополнением.
P.S. Заказала книгу, первую книгу вышедщую в России по ДО, поэтому еще буду умничать по этой теме ;)