Метод Монтессори: теория и практика

Начала писать, получилось по каждому пункту... и много... Поделюсь общим впечатлением, написано человеком, который не очень компетентен в вопросе (что не удивительно, сейчас, увы, очень много "монтессорий", которые вообще к методике автора никакого отношения не имеют), очень многие основания просто не очень понятны еще, логика критических высказываний не всегда понятна... А еще складывается ощущение, что написано о садах, и про среду, и про роль учителя, и т.д., потому что в школах все несколько по-другому, да и само утверждение, что "школ тысячи" и наверное среди них есть что-то пристойное, но их процент не выше, чем в других системах" - как минимум странно... В Москве три с половиной школы Монтессори :)
14.01.2014
Спасибо за комментарий - было бы интересно узнать ваше мнение по каждому пункту. А еще как все по другому в школах..
25.01.2014
Ну тут просто правда, если бы человек разбирался, мне было бы интересно "поговорить", а так комментировать это просто не соглашаться и как бы спрашивать "а с чего вы взяли?". Я могу просто на примере самого первого пункта показать, у Монтессори нет вообще понятия "нормальный ребенок", есть процесс нормализации, перехода от ориентировочной деятельности в группе в сосредоточенной, целенаправленной работе с материалами, и ребенок в группах Монтессори "тихонько занимающийся своим развитием, вежливо и терпеливо общающийся с другими людьми и собирающий свои игрушки после игры" не потому, что его такого отсеяли, а потому что он становится таким, так действует среда, педагог, так работает методика... Далее по тексту этого же пункта, "стараются принимать всех", "ценят разнообразие", в группах Монтессори этим тоже занимаются, никаких одинаковых детей там в помине нет, да и быть не может...  По каждому пункту я не осилю, извините :) А в школах, если они сделаны по методике, все по-другому, вообще. Можно посмотреть видео-ролики в интернете, про школу Михайловой в Питере, например.
25.01.2014
не соглашусь с "нормой" у Монтессори - возможно в современном прочтении этот момент сглажен, но в оригинале "свободное развитие отклонений" :)Конечно отсеивания нет, но про отсеивание не сказано ни слова в тексте. Там все больше про адаптацию к разнообразию.Спасибо за ваш комментарий! Жаль, что про школы никто сказать ничего не может - в основном, что "школа это вам не детский центр":). 
02.02.2014
Ну эта цитата вообще не про норму, а про свободу - если её понимать, как вседозволенность, то естественно разовьется только анормальность. Я не читала современного прочтения, но книги самой Монтессори к месту вот так с пол пинка процитировать, увы, не смогу, но я не помню, чтобы там было про деление детей на нормальных и ненормальных, я только об этом. Кстати, тоже для меня важный момент, автор, вроде цитирует, но не удосуживается сослаться на то, откуда цитата. Про отсеивание я сказала сама, я разве спорю :) Про школу если вживую посмотрите видео, я же посоветовала - а Питере классная и старая школа у Михайловой. Про школу я заговорила не потому, что там вообще все другое напрочь и какая-то другая Монтессори (принципы, разумеется, те же), я только потому, что автор указывает какие-то виртуальные тысячи школ, из которых процент хороших не выше, мол, чем процент успешных и по другим методикам.  А это вообще никак не правда :) В школе по-другому потому, что обычно выше элемент авторства директоров, чем в детских садах (где в общем всё по накатанной и отработано уже сто лет), соблюдаются только основополагающие принципы, а наполнение и содержание бывает самое разное.
02.02.2014
тысячи школы имелась ввиду мировая статистика:  spread to thousands of schools"авторство директоров" конечно звучит лучше, чем "свободное использование названия Монтессори". Насчет процента хороших школ - действительно общей статистики нет, как впрочем нет и критериев этой хорошести (мы же тут альтернативное образование обсуждаем?) В статье все меряется относительно 7 принципов - буду рад указанием на методологические ошибки:)
06.02.2014
Я немного по-другому акцент делала, когда говорила об авторстве директоров, люди Монтессори-педагоги, принципы методики соблюдены, но материалы (а в школе классики Монтессори будет маловато) каждый делает сам, среду формирует и орг.вопросы все тоже, у кого только свободная работа и круги, у кого есть еще работа детей по планам, которые они сами составляют, кто-то и учебники использует. А "свободное использование" это о том, что туфты, которая называется "Монтессори" сейчас вагон и это правда серьезная проблема. А про 7 принципов я представления не имею, поэтому как-то комментировать методику, в которой я более-менее сведуща, в рамках принципов, о которых я не знаю вообще, я не могу.Я еще поняла, что могу вообще к каждому почти предложению "прицепиться", вот сейчас с конца например читать начала :) "Что так же особенно ценно и что, к сожалению, практически всегда упускается из виду, так это то, что все свои материалы педагоги выдумывали и изобретали сами, а не покупали по каталогу в «далеком китае». Более того, было бы идеально, если бы в этот процесс создания среды были включены родители и сами дети" - опять же если что и сказать, так это только - "Неправда!" - хорошие педагоги придумывают материалы и сейчас, и среду формируют и дети тоже, и родители (если они конечно тоже в теме - а в правильной школе они должны быть в теме, а не просто привести и сдать ребенка развиваться) участвуют. Среда ведь должна отвечать запросам детей, а детей много и они разные. Разумеется, есть готовые игры, которые соответствуют требованиям материалов Монтессори и они вполне могут заказываться по каталогам в далеком Китае, есть классика Монтессори материалов, перепредумывать которые уже ни к чему, и есть вещи, которые (строя занятия определенным образом) можно использовать в группах Монтессори - глупо бы было изобретать самим педагогам микроскоп или телескоп например (а  вот задания для работы с ними педагоги очень даже сами придумывают).
06.02.2014
как то это все довольно поверхностно( если бы я критиковала, то совсем по другим параметрам за "единоличным игранием в тупые игрушки" стоит много чего. Свобода - это не вседозволенность, а возможность увидеть свое место в мире и комфортно себя чувствовать, зная правила, по которым мир живет. за монтессори-педагогикой стоит огромный философский пласт космизма и экзистенциализма, до которого никто не дочитывается. Чего-чего, а действительно межличностного общения между детьми полно, потому что им приходится сосуществовать в одном помещении. Учитель - не мебель, его задача создавать среду, которая удовлетворила бы потребности каждого ребенка, он наблюдает, постоянно что-то меняет, показывает и беседует. Монтессори лишь просила не тащить росток за верхушку, чтобы он поскорее вырос, и относиться к маленькому с таким же уважением, как ко взрослому. При поверхностном взгляде материал имеет "правильное" решение, но если дать ребенку время, он увидит множество других возможностей. хотя, конечно, если родителей интересует быстрый поверхностный "пользовательский" уровень, им явно не подойдет такая методика, потому что там упор делается на постижение принципа, углубление, интерес, доведение до совершенства. Для родителей методика не простая - куда проще и быстрее накормить самому, чем потом убирать всю кухну, одеть как куклу, чем полчаса помогать ему делать это самому, потея в прихожей и опаздывая на работу, куда проще сказать правильный ответ, чем порассуждать с ребенком на эту тему. И куда проще усадить за телевизор или планшет с играми, чем помогать ребенку найти достойное личности занятие, где он будет управлять своим поведением и положением вещей в мире, а не мир им. ну, и про бизнес, образование - это вообще не та область, где можно заработать
02.06.2013
Спасибо за комментарий! в принципе в тексте примерно такой же вывод и делается - система отвечает на "поверхностный" запрос родителя:) А не подскажите где можно подробней посмотреть про "огромный философский пласт космизма и экзистенциализма"? И за что бы вы критиковали?
02.06.2013
система отвечает на поверхностный запрос первые три месяца, потом, когда "ребенок во все поиграл и ему не интересно" не очень понимающий систему родитель считает, что она исчерпала себя, и забирает ребенка. хотя самая работа начинается тогда, когда ребенок познакомился со средой и может углубляться я бы критиковала за то, что это система, где личные достижения ценятся больше, чем общие, что европейскому складу самое оно, а в россии должно быть адаптировано. нужна направленная работа с символической функцией. несмотря на то, что у педагога не явно ведущая роль, система особо требовательна к грамотному педагогу. ну  и грамотное творчество - дополнять среду или во второй половине дня работать в творческой мастерской (вальдорф, что называется, в помощь) про космизм - нет книжки с авторством монтессори, где об этом не было бы упомянуто. Более подробные идеи в основном в непереведенной литературе. в общем, обучение держать ложку и складывать пирамидку - верхушка айсберга. Суть в формировании целостного мировоззрения и зрелой личности
02.06.2013
Спасибо за ценные дополнения.  Вальдорфская педагогика как раз тема следующая тема из серии "ищем идеальное образование". А вообще, с большим бы интересом сходили на экскурсию в хорошую монтессори-школу. Не подскажите такую?
04.06.2013
Боюсь подсказывать) "хорошая" может быть в моем понимании, в вашем или в понимании каждой из Монтессори-Ассоциаций, которых не одна. Я работаю в монтессори-детском саду и начальной школе и считаю ее хорошей, но идеальной не считаю. Мы постоянно работаем, совершенствуемся. Понятно,  что приходится что-то модифицироввать, к каждому ребёнку искать свой подход. И мы не считаем, что Монтессори - это метод, не подлежащий развитию. Иностранцам, приезжающим к нам, наша школа довольно таки нравится.
11.06.2013
Жизнь Марии Монтессори Школа "Земляне"