О привязанности. Просто потеоретизировать.
теорияНаверное многие читали про этот эксперимент.
"Наиболее популярной методикой оценки качества привязанности ребенка к взрослому стал эксперимент американского психолога Мэри Эйнсворт. Этот эксперимент получил название "Незнакомая ситуация" и состоит из нескольких трехминутных эпизодов, во время которых ребенок остается в непривычной обстановке один, наедине с незнакомым взрослым, незнакомым взрослым и матерью. Ключевыми являются эпизоды, когда мать оставляет ребенка сначала с незнакомцем, потом одного. Через несколько минут мать возвращается к малышу. О характере привязанности ребенка к матери судят на основании степени огорчения малыша после ухода матери и поведения ребенка после ее возвращения.
В результате исследования были выделены три группы детей. Дети, которые не очень сильно огорчались после ухода матери, вступали в общение с незнакомцем и исследовали новое помещение (например, играли в игрушки), а когда мама возвращалась, радовались и тянулись к ней, получили название "надежно привязанные". Дети, которые не возражали против ухода матери и продолжали играть, не обращая внимания и на ее возвращение, были названы "индифферентными, ненадежно привязанными". А детей третьей группы, которые очень сильно огорчались после ухода матери, а когда она возвращалась, как будто стремились к ней, цеплялись, но тут же отталкивали и сердились, назвали "аффективными, ненадежно привязанными".
Вот мне долго этот опыт не давал покоя, ибо что-то в голове не складывалось и практика показывала совсем иное. Почитав теорию привязанности О. Писарик, я поняла, что именно. Здесь не указан возраст ребенка. А это имеет огромное, даже ключевое значение, ибо в разные периоды жизни поведение малыша будет совершенно разным!
Согласно теории Писарик, дети могут быть привязанными на следующих уровнях (далее жирным мои мысли, курсивом - О. Писарик):
1. Первый уровень привязанности — через чувства. Чтобы расслабиться и получить заряд энергии дерзновения, ребёнку необходимо находиться в физической близости с теми, к кому он привязан: чувствовать кожей, ощущать запах, видеть, слышать
Ориантировочно этот период длится до года-полутора. Малыш везде следует за мамой, мама - это есть он сам. На этом уровне глубоко привязанные дети будут вести себя как "ненадежно привязанные" по эксперименту, они будут плакать при выходе мамы из комнаты и тем более в присутствии незнакомого. А вот спокойно реагировать будут лишь те дети, у которых нет сильных привязанностей.
2. На втором году жизни ребёнок начинает чувствовать, что быть близким к маме можно, будучи на маму похожим. Ребёнок начинает ходить, как мама, говорить, как мама, одеваться, как мама. Если малыш привязан к старшему брату/сестре он будет как они «делать уроки» и «собирать рюкзак в школу», а если привязан к коту, то может начать мяукать и настаивать на том, чтобы есть из кошачьей миски. «Мы с мамой близки, потому что мы похожи.» Физический контакт всё ещё очень важен, привязанность на уровне похожести только начинает проявляться, но утроба растёт, растёт пространство, в котором ребёнок безопасно для себя может проявить свою индивидуальность.
Это период с года-полутора до 2-2,5. Дети свободно чувствуют себя в квартире и иных знакомых местах, зная, что мама рядом, хорошо контактируют с другими членами семьи, но могут теряться в чужом месте и при посторонних. Опять же их поведение в подобном опыте будет противоположным, чем делают выводы авторы.
3. Тут (приблизительно на 3-м году жизни) природа преподносит нам следующий уровень привязанности, через принадлежность и лояльность. У детей начинает проявляться стремление обладать теми или тем, к чему они привязаны. «Моя мама» означает не то, что ребёнок купил свою маму в магазине, а то, что ребёнок к ней привязан, «мой папа», «моя собака», «мой братик» - всё это индикаторы привязанности.
В этом возрасте детям зачастую достаточно знать, что мама рядом, знать, что она придет на выручку в случае опасности, но не обязательно быть физически с ней. К примеру, на детской площадке он может спокойно играть , пока мама сидит поодаль, но если в его пространство вторгается незнакомец и обращается лично, малыш позовет маму на помощь. А если ее не увидит, то будет переживать, плакать. Он не будет спокойно общаться с незнакомцем!
4. И привязанность углубляется ещё больше, она переходит на уровень значимости. Если я чувствую, что моя мама считает меня особенным, исключительным, единственным в своём роде, если она ценит меня, я могу чувствовать близость с ней даже, когда я с ней не согласен. Вот теперь-то я могу и поспорить с ней, и поругаться, отстаивая свою индивидуальность.
Тут уже, видимо, речь идет о детях старше 3-4 лет и подростках, где на первое место выходят чувства и их значимость для родителей. Физическая связь уже не играет такой важной роли и лишь на этом уровне можно применять вышеуказанный опыт.
____________________________________________
До 3-4 лет свободно общаться малыш может лишь в кругу своих привязанностей. Это не обязательно лишь мама, это любые взрослые, которым он доверяет. В присутствии незнакомца и отсутствии рядом близкого взрослого, он вероятно будет стесняться, теряться или даже плакать, что говорит не об отсутствии глубокой привязанности, а о естественном нежелании контактировать с людьми, которых ребенок считает чужими. Дети же, которые свободно идут на контакт с посторонними, наоборот могут рассматриваться как ненадежно привязанные.