Голубой экран
образ жизниДочитала Пацлафа, поражена. Давно уже предполагала, что телевидение - это вселенское зло, но о таких глубоких и далекоидущих последствиях, думаю, не задумывался никто. А надо бы. Здесь привожу только результаты исследований, и то выборочно - иначе придется полкниги перепечатывать. Книга есть в свободном доступе - очень советую. И не забываем, что далее по тексту перед каждой фразой можно ставить : "доказано, что..." или "исследования показали, что..."
Проблема обучения
Предполагалось, что люди, использующие одни СМИ (смотреть), будут все больше использовать и другие СМИ (читать), но это работает только относительно журналов, отчасти - газет и совершенно не работает относительно чтения книг. Ранговое место чтения книг за последние полтора десятилетия заметно понизилось во всех обследованных группах. При этом, привычка читать, умение читать и желание читать есть комплексная ключевая способность, обеспечивающая психическое, социальное и интеллектуальное развитие детей и подростков. Уже доказана особая важность раннего чтения для развития воображения у детей. Дети, слушающие рассказы взрослых и рано начинающие читать, не только лучше владеют языком, но и способны более точно представлять себе действительность. А активные читатели оказываются и активными мыслителями.
Предполагалось, что телевидение станет доступным источником знания, но зависимость обратная: чем больше человек смотрит телевизор, тем меньше у него знаний во всех сферах (кроме спорта)! Мозг действует по принципу наименьших затрат, анализируя только цепочку образов, но не сопровождающих слов (засвидетельствовано в многочисленных исследованиях). В результате у человека складывается обманчивое впечатление, что он все прекрасно понял, хотя последующие тесты на понимание обнаруживают, что уровень понимания крайне низок!
После вышеизложенной информации вряд ли кого-то удивит тот факт, что заядлые телезрители хуже успевают в школе. Растет число учеников, которым нелегко понимать абстрактные связи и обдумывать их самостоятельно. Объяснить на уроке математики доказательство сложной теоремы становится проблемой, ведь многие школьники не умеют самостоятельно воспроизводить простейшие мыслительные операции, не говоря уже о том, чтобы применять их в новой ситуации. Можно утверждать, что существует крайне негативная зависимость выразительности речи, математических способностей и навыков чтения от частоты телепросмотов. Дети, чаще смотрящие телевизор, отстают в речевых навыках от сверстников, смотрящих телевизор реже.
Проблема лишнего веса
Между ожирением и телепотреблением существует прямая связь. Так, зрители, смотревшие телевизор более трех часов в день, страдали ожирением вдвое чаще тех, кто смотрел телевизор менее часа в день. А время, проводимое перед экраном не ожиревшими детьми, позволяло надежно предсказывать, грозит ли им ожирение в более позднем возрасте. И все потому, что при просмотре телевизора обмен веществ снижается на 12-16% по сравнению с состоянием покоя. Другими словами, абсолютная бездеятельность требует большего расхода энергии, чем телепросмотр! При этом, у людей с лишним весом происходит более заметное снижение расхода энергии, чем у людей худощавых.
Проблема давления на психику
Использование мультимедии в досуге действует как ловушка для времени, расхищая ресурсы их потребителя. При включенном телевизоре читают и едят, гладят и чинят, развлекаются, говорят по телефону и играют с детьми. В погоне за последними новостями люди боятся пропустить что-нибудь важное и в результате пытаются не упустить ничего. Последствия этого - стресс и хронический цейтнот. (эту главу я читала во время еды, видимо чтобы тоже чего-нибудь не упустить)
Телемания вполне осязаема. Резкая смена кадров (которая подхлестывает интерес зрителя, не давая ему заснуть) сопровождается рефлекторным выбросом в кровь кортизола (как при опасности). В физиологическом отношении это ведет к перенасыщению организма кортизолом - и тогда этот предназначенный только для исключительных случаев гормон производит токсическое действие, вводя тело в перманентное неосознаваемое стрессовое состояние.
Заядлые телезрители становятся более боязливыми в реальной жизни. Они буквально живут в мире зла и опасности. А все потому, что телевидение выпячивает проблемные места и негатив (например, кровавые преступления) в погоне за высоким рейтингом. Так аномальное становится нормой и правилом и воспринимается зрителем как существующая реальность.
В среднем до возраста поступления в колледж молодой человек видит более чем 200 тыс. преступлений в масс-медиа, в тч 16 тыс. репортажей об убийствах по телевизору. И хотя исследования не смогли проследить зависимость между просмотром кровавых сцен и их влиянием на психику, статистика в этом вопросе неумолима: убийства, совершаемые школьниками не только не прекращаются, но и приобретают все более устрашающие масштабы. Упомянутые школьники, прежде чем пойти на преступление, несчетное число раз пережили, глядя на экран, хладнокровную стрельбу по людям как совершенно безобидное и не оставляющее последствий театральное представление. В большинстве случаев дети сами не могли объяснить причины, толкнувшие их на содеянное, хотя один из подростков признался, что воспроизводил сцену из видеофильма. Военный психолог, задачей которого было делать людей способными к убийству (обычать солдат), утверждает что пропитанные насилием видеоигры и кадры запускают у детей психические мезанизмы, с помощью которых профессиональных солдат учат убивать. По его мнению, способность убивать не возникает сама собой - в ней нет ничего естественного. Этому нужно учить и родители бездумно допускают, чтобы это происходило с их собственными детьми.
Проблема проблем
Телеэкран не зря называют зомбоящиком. Он действительно переводит человека в состояние между сном и бодрствованием.
1) Снижается активность работы глаз. Количество скачков глаза (саккад), в результате которых получается цельное изображение, снижается на 90%. Заметно сокращается диаметр зрачков (показатель активности мозга). Все это важно, тк зрение - процесс активный. Движения глаз не подчинены единой схеме для всех и каждого, а обусловлены индивидуальностью и накопленными знаниями. По сути это есть отражение свободной, активной деятельности нашего "я".
2) Замедляются обменные процессы в организме. К сказанному выше про ожирение добавим следующее: во время телепросмотра пульс становится реже на 10% (на 7 ударов в минуту).
3) Замедляется активность коры головного мозга (еще раз прочитайте первый пункт про зрение). При просмотре телевизора доминируют альфа-частоты, а бета-частоты исчезают. Преобладание альфа-частот расценивается как признак снижения визуального внимания (фантазии или сон наяву: глаза открыты, но взгляд отсутствует). Это состояние, близкое к трансу. Бета-частоты, наоборот, появляются тогда, когда человек сознательно сканирует окружающее - тогда взглядом управляет воля смотрящего, его интерес. ЭЭГ показывает, что активность мозга при телепросмотре идентична его активности в состоянии гипноза, а загипнотизированный как известно не способен противиться чужой воле. О том, как камера управляет мнением о происходящем и нивелирует критические способности, читайте сами.
Таким образом, остановка движений глаз, существенное снижение бета-частот на ЭЭГ, замедление обмена веществ и пульса - все это говорит об угасании собственной активности, оцепенению. И проблема здесь не в пассивности мускулов, а в пассивности воли, управляющей мускулами. Это атака на волевую способность человека, обусловливающую его самостоятельность, собственную активность. Тут имеет место снижение активности, застои воли, а тем самым и деградация личности в целом.
Ученые сходятся во мнении, что доступ к телевизору должен быть крайне ограничен до десятилетнего возраста и категорически противопоказан детям до четырех лет вне зависимости от "детскости" транслируемого материала. Все это продиктовано фазами формирования тонкой моторики глаза, которая даже в десятилетнем возрасте заметно отстает от уровня, свойственного взрослому человеку и выходит на "должный" уровень только к 18 годам. Дети, часто пользующиеся телевизором, подвержены серьезному риску остаться без глубоких знаний о мире, они хуже умеют читать, хуже отличают реальное от вымысла, у них хуже развито воображение, они с большим страхом воспринимают мир, им свойственна повышенная тревожность сознания в сочетании с большей агрессивностью.