Крик души(((
Сейчас сыну 1.3 года. Примерно с 9 месяцев стала замечать, что сын не смотрит в глаза, точнее смотрит избирательно. Например, когда играем в ку-ку смотрит и хохочет, когда играючи щекочу его или например, когда бежит ко мне на встречу, есть и другие ситуации, когда он смотрит, но есть и множество моментов, когда я понимаю, что вот сейчас он должен был на меня посмотреть, но он этого не делает. Спустя какое-то время я стала понимать, что он смотрит только тогда, когда ему это нужно, когда он хочет, а не тогда когда это уместно делать в той или иной ситуации. Замечать то я замечала, но не придавала значение, в интернете также ответов не искала. Примерно в 1.1 года я стала замечать, что он не реагирует на просьбы и на свое имя. По началу я оправдывала это тем, что он маленький, мальчики развиваются позже, что все придет. Но внутренний голос стал нашептывать все сильнее и сильнее, что отсутствие зрительного контакта и отклика на имя и просьбы в совокупности могут привести к большой проблеме. Были и другие звоночки, но они меня мало интересовали на тот момент, казалось, что они не значимы. В итоге в 1.3 года у нас был плановый прием у педиатра и я попросила направление к неврологу. Поделившись опасениям с неврологом, невролог ответила, что есть аутичные черты и мои переживания не напрасны. Направила нас к районному психиатру (пойдем завтра), который должен дать направление в Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков им.Сухаревой, также нас направили к сурдологу, так как есть вероятность, что сын просто не слышит. Но я в этом сильно сомневаюсь, потому что мультик из другой комнаты он точно слышит, да в принципе и по другим ситуациям я вижу, что он реагирует на звук. Но к сурдологу все-таки сходим.
На текущий момент, побывав только у невролога и наконец открыв глаза на происходящую ситуацию, я стала понимать, что с моим ребенком действительно что-то не то.
Из тревожного:
1. Избирательный зрительный контакт;
2. Не реагирует на имя, на просьбы;
3. Нет указательного жеста;
4. Не любит чужих людей/детей. Если эти люди проходят мимо или сидят рядом, то сын на них не реагирует. Если кто-то из незнакомых пытается по взаимодействовать с ним, то истерика и сильно прижимается ко мне.
5. Трет ладошкой поверхности. Раньше тёр только диван и не долго, секунд 5-10 и издавал звук «ааааа». Потом где-то на месяц прекратил это делать, а последние дней 5 снова началось и теперь он трет не только диван, но и стол, кровать, песок в песочнице и асфальт.
6. Сегодня увидел в кровати своей несколько мелких соринок, типа как катышки. Стал усердно щипательным захватом их убирать. Это что-то новое, такого еще не было.
7. Вчера активно ходили по врачам и сын сильно нервничал, в какой-то момент он стал издавать звук «ббббрррр», как будто имитировал езду на машине. Таким звуком обычно родители показывают как машинка ездит. Боюсь как бы это не было еще одним тревожным звоночком. С этой ситуацией столкнулись впервые.
8. Из слов сын говорит только «мамама», «бабаба». И то, говорит только после того как эти слова я произнесу несколько раз. Если я их не повторяю, то и он не произносит.
9. Любит свои подушки и одеялки. Трет кончики подушки и одеяла, может пожевать. Реакции эти предметы вызывают разные, иногда он успокаивается когда теребит подушку, а иногда возбуждается.
10. Любит один единственный мультик «Три кота». Его смотрит с упоением. Иногда смотрит неотрывно, иногда может параллельно во что-то играть, но на мультик периодически будет бросать взгляд. Если включить другой мультик, то беглый взгляд на него и тут же игнор. Будет заниматься своими делами, на мультик больше не посмотрит.
11. Последний месяц стала замечать, что сын начал залипать или уходить в себя, не знаю как правильно сказать даже. Дома такое происходит редко, а вот на улице в коляске или в машине, все чаще и чаще. Меня это тревожит, боюсь что это очередная черта аутизма.
12. Последний месяц стал хохотать без причины. Пока периодичность несколько раз в неделю.
13. Ходить начал с 11 месяцев, на текущий момент ходит хорошо, по квартире почти бегает, но на улице ходить отказывается. Приходится его ставить на ноги и самой отбегать и тогда он начинает идти ко мне. Т.е. мотивация к ходьбе только я. Окружающий мир ему не интересен. И в целом чувствуется, что он напряжен, когда его достают из коляски и ставят на ноги.
14. Когда радуется, машет ручками и может встать на носочки.
15. Подражаний нет: ни людям, ни животным. Кошку в квартире почти не замечает. Месяцев до 11 имел к ней сильный интерес, пытался потрогать. Один раз получил от нее лапой по лицу и после этого к ней не тянется. Не знаю, то ли из-за того что кошка его ударила то ли проявляется расстройство, но интереса больше нет.
Из хорошего:
1. Не агрессивный;
2. Умышленно увечий себе не наносит, головой ни об что не бьется. Никаких раскачивающихся и тому подобных действий нет.
3. Маму, папу, бабушку и дедушка узнает. Но мама всегда в приоритете. Если в одной комнате соберутся все, то будет выделять только маму.
4. Не сказала бы что сильно капризный, в истерики впадает редко. Если закапризничает, легко отвлечь.
3. Дома любознательный и подвижный (полная противоположность себе уличному). Дома ему все интересно, все нужно, все хочет взять, все открыть, все попробовать.
4. Почти во все игрушки играет хорошо. Любит различные бизиборды, музыкальные инструменты, пирамидку. Пытается собирать сортер, пазлы. Любит отклеивать животных на липучке от специального поля и приклеивать их назад, но пока не соотносит животных, клеит рандомно. Раньше любил катать машинку, сейчас реже. Любит, чтобы его катали на большой машине по квартире. Любит листать книги. Сам берет ее с полки и листает. Раньше конструктор только разбирал, теперь уже пытается собирать.
5. Пытается кушать самостоятельно. Вилкой пока не пробовали. Ложкой хорошо доносит еду до рта и кладет в рот. Хуже пока дается черпать еду ложкой. Пить из кружки только начинаем. Пока много проливается, но он сам тянется за ложкой и кружкой, что меня очень радует. Если видит, что я пью кофе, отбирает у меня кружку и пытается пить из нее.
6. Понимает слово «Нельзя», но приходится иногда сказать несколько раз. Но не знаю, он реагирует на слово или на интонацию.
7. Любит, когда его гладят. Любит быть на ручках, сидеть на коленках.
8. Когда носишь на ручках показывает рукой направление, куда его нести.
9. Особой избирательности в еде пока не наблюдаю. Из того что не ест совсем, это овощи. Даю их пока в виде пюре, чтобы хоть как-то в организм поступали. Не плохо ест супчики (гороховый, с рисом, с макаронами, сырный), котлеты, фрикадельки. Обожает каши, творожки и кефир.
10. С 1.1 года полтора месяца ходили в детский клуб на развивающие занятия. Из этого опыта сделала два вывода. Сыну тяжело находится в закрытом пространстве, где много людей и шумно. Он начинает напрягаться, ко мне прижиматься и капризничать. Но задания почти все выполнял и в этот момент успокаивался. Если судить по выполнению заданий, то результат не хуже, чем у его сверстников. Бывали дни, когда мы совсем не могли находится на уроке, капризы переходили в истерику и мы уходили, бывали дни, когда урок проходил хорошо, тихо. Я так и не поняла от чего зависело его отношение к происходящему вокруг. Я думала, что может от того выспался или нет, голодный или сытый, но сейчас думаю, что может это так влияет его расстройство. На текущий момент занятия в клубе прекратили, чувствую, что он там сильно напрягается, не хочу его мучать. Планировала заменить на бассейн, а к детскому клубу вернутся чуть позже, пусть подрастет.
Возможно что-то забыла упомянуть, но большинство + и - написала. Есть ощущение, что расстройство прогрессирует. Выше написала о «звоночках», которых раньше не было, а сейчас есть. Пытаюсь принять ситуацию, иногда кажется что получается, а иногда накатывает до слез. Вот решила, лучше напишу это сообщение, чем буду сидеть и молча плакать. Пытаюсь найти в интернете форумы родителей, которые столкнулись с такой ситуацией как я, пока ничего не могу найти. Если у кого-то есть ссылки, оставьте, пожалуйста. Хочется пообщаться с кем-то, черпать информацию, делится опытом.
Хочется начать уже что-то делать, не хочу терять ни дня. Хочу помочь своему сыну и начать радоваться его успехам. Хочу получать от него обратную связь, потому что на текущий момент я вообще не понимаю слышит ли он меня, понимает ли. И это тяжело. Если бы он ко мне не тянулся, я бы вообще подумала, что ему не нужна.
Но пока я не понимаю, что мне нужно делать, как вести себя с сыном, какими методами пользоваться, какой подход ему нужен. Очень жду прием в Центре им.Сухаревой, надеюсь нам подскажут, как быть дальше. Читала, что чем раньше диагностировать, тем проще будет скорректировать. Очень на это надеюсь.
Если кто-то находится в таком же положении, что и я или уже пережил эту ситуацию. Откликнитесь, пожалуйста, давайте делится опытом. Если мне нужно что-то знать или что-то прочитать или что-то сделать, посоветуйте, т.к. я фактически только вчера окончательно поняла, что у нас проблемы и нахожусь еще в растерянности.
Спасибо, что дочитали.