Ребенок ложится на пол
Здравствуйте! Ребенку 1 год и пять месяцев, начала вечером во время игры периодически ложиться на пол на спину, полежит секунд 5-10 с игрушкой и встает дальше играет. Кроме того у нас проблема с УЖ в книжках все предметы пальцем показывает, а в реальности если спрашивать, то либо приносит предмет, либо просто подходит к человеку, пальцем не указывает. По речи, обращенную понимает хорошо, слов знает около 20 из обращенных, «дай», «грудь(сись)», в словосочетания не соединяет, говорит по телефону, чистит зубы, укладывает куклу спать. Но есть дурные мысли по поводу возможных расстройств, может быть я накручиваю? Подскажите, пожалуйста, кто сталкивался с подобным?
Валентина
У нас сенсорная алалия.
Но моей дочери уже 3 года, у неё только сейчас указательный жест появляться начал. Животных показывает, но не называет. Тоже лялек спать укладывает. Словарный запас большой, но пассивный, хорошо пазлы собирает. На вопросы "да" или "нет" - не отвечает. И не понимает обращений, только "команды".
А крестник мой, наш ровесник, всё понимал всегда, просто молчал. У моей в два года слова появились (эхолалия), а у него их не было еще долго. В итоге, он нормик, общительный и весёлый, а моя отстаёт.
Вот такая жизнь.)))
17.10.2025
Ответить
Ludmila Atesh
Здравствуйте Ксения. У вас тут 4 вопроса в одном ))) Давайте подпорядку.
1. Что это может быть? В подавляющем большинстве случаев для
вашейвозрастной группы это - вариант нормы и часть исследовательского
поведения.
- Сенсорное исследование: Ребенок изучает свои ощущения: как чувствует себя спина на прохладном полу, как меняется угол обзора, когда лежишь.
- "Перезагрузка": В этом возрасте идет очень интенсивная познавательная деятельность. Кратковременное лежание - это способ немного отдохнуть, сменить деятельность, "переварить" полученные впечатления.
- Элемент игры: Это может быть частью сюжета ("кукла спит", "машина в гараже"), который нам, взрослым, еще не очевиден.
Когда стоит насторожиться? Только если это поведение сопровождается другими тревожными сигналами: ребенок лежит подолгу, "застывает" с отсутствующим взглядом, не реагирует на обращение в эти моменты, или если это выглядит как навязчивое действие, которое повторяется помимо его воли и мешает другой деятельности.
2. Указательный жест в книжках vs в реальности
Это очень ценно! То, что ребенок уверенно пользуется указательным жестом в книжках - это отличный знак. Это говорит о том, что сам механизм жеста у него сформирован, и он понимает его коммуникативную функцию - "поделиться вниманием", "показать, что я это вижу".
Почему не переносит в реальность? Разница между картинкой и 3D-миром для малыша огромна. Книжка - это структурированная, плоская, ограниченная стимулами среда. Реальность - объемная, шумная, с массой отвлекающих факторов. Ребенку может быть проще сфокусироваться в книжке. Дистанция: В книжке все предметы находятся на одном, комфортном расстоянии. В жизни, чтобы указать на стул, нужно "навести фокус" именно на него, отделив от всего остального. Это более сложная задача для мозга. Есть протоколы развития указательного жеста - в вашем возрасте не должно возникнуть больших трудностей.
3. Речевое развитие. Ваше описание звучит возрастно-адекватно и даже позитивно. 20 слов в 1.5 года - хороший пассивный и активный словарь. Понимание обращенной речи - главный фундамент для дальнейшего развития. Соединение слов в словосочетания - это следующий этап,
который обычно начинается после 1.5-2 лет.
4. Если говорить о расстройствах, то чтобы получить более чёткую картинку - вы можете пройти онлайн-версию опросника M-CHAT-R, который позволяет определить риск аутизма у ребенка в возрасте 16-30 месяцев. И в зависимости от результатов пойти к специалистам - педиатру, неврологу, психиатру.
Описание беспокоящих вас моментов достаточно общее и может быть как вариантом нормы, так и вариантом отклонения, и лучше решать эти сомнения в кабинете специалиста.
16.10.2025
Ответить