Как с эмпатией
Добрый день, подскажите, как ваши дети реагируют на чужие эмоции? Я очень переживаю, сын не подойдет, не обнимет, если я плачу, то он начинает смеяться. От этого с ума схожу.
Если ему что-то нужно, подойдет, попросит. Сам просьбы выполняет, если ему надо, нпример, пойдем гулять, иди одеваться. Пойдет, как сможет начнет попытки одеваться. А вот помаши рукой-нет. Многие просьбы и вопросы просто игнорирует. Это как-нибудь придет со временем или нет, так и останется холодным, бесчувственным? ( сыну 2г4мес, занимаемся, по речи, интеллекту есть сдвиги, а вот остальное...)
Не могу успокоиться, плачу вме время, сын становиться еще более дерганный.
Ludmila Atesh
Здравствуйте. Я как мама подростка с аутизмом хорошо понимаю вашу боль. Поверьте, я сама через это прошла. Реакция вашего сына - это не отсутствие чувств, а неумение их расшифровать и выразить. Смех на ваши слезы - это чаще всего реакция растерянности и сброса нервного напряжения, а не насмешка. Самый главный признак вашей связи - это его реакция: когда вы плачете, он становится «дерганным». Он чувствует ваше состояние на физическом уровне, но не знает, что с этим делать.
В 2,5 года его мир логичен. Поэтому просьба «иди одеваться» понятна (есть цель - гулять), а «помаши ручкой» - нет, это для него бессмысленный жест. Моему сыну сейчас 15 лет. Он эмоциональный и сопереживающий, а сколько раз он влюблялся, и Николай научился понимать мой юмор, люблю сарказм )))) но так было не всегда. Его научили всему, шаг за шагом. Мы буквально разбирали эмоции по карточкам, как загадки. Я комментировала свои и его чувства: «Мне грустно, поэтому я плачу». Детям с РАС всему нужно учить прямо, в том числе и проявления эмоций. Я часто его обнимала и целовала - даже если он был не большим любителем обнимашек, и со временем он начал получать от этого радость. Лучшее что вы можете сделать сейчас - станьте его гидом по эмоциям. Простыми фразами называйте свои и его чувства: «Ты злишься», «Маме грустно». Делайте жесты осмысленными - Не просто «помаши», а «Давай помашем папе "пока-пока"». Помните - Ваше спокойствие - основа его состояния. Его нервная система - ваш барометр. Еще есть классная 4D книга от Devar про базовые эмоции Живые приключения "Ханазуки: Такие разные чувства" - она оживает с помощью телнфона или планшета - будет интересно и с пользой.
Вы не одна. Этот путь долгий, но ваш сын способен научиться любви и сопереживанию. Просто его язык чувств - другой, и ваша задача - научиться понимать его и правильно демонстрировать свои чувства.
16.10.2025
Ответить
Алла
Ludmila Atesh, спасибо большое, посмотрю книгу. Вы очень меня успокоили. А можете рассказать, как развивался сын? Когда заговорил, когда стал играть с игрушками по назначению. Когда эмоции стали проявляться и он стал любознательным. Как у Вас сейчас дела?
16.10.2025
Ответить
Ludmila Atesh
Алла, Тут коротко и не расскажешь 🙂
Он развивался медленно, со своими особенностями, с моими тревогами - и с огромной любовью. Самое важное, что в какой-то момент я приняла, что он другой. А другой - не значит хуже. Это просто другая операционная система.
Я шучу, что если обычные дети - это Windows стандартной версии, то мой сын - версия «Pro».
Первые слова появились после трёх лет. Он сильно зацикливался на марках автомобилей, на геометрических фигурах,
много лет было много эхолалий, и только постепенно процент собственной речи стал расти. Сейчас ему 15,5 лет - до сих пор сложно пересказывать события,но он читает новости, слушает видео, заучивает и выдает мне информацию слово в слово. Это его способ осваивать мир.
С игрушками по назначению всё было не сразу. Долгое время я думала, что он играет машинками,
а потом поняла - он просто крутил их туда-обратно часами. Ему нравилось само движение, вращение.
Ещё младенцем он доставал крышки от кастрюль и крутил их на полу - наверное, так и родилась его любовь к автомобилям.
Игрушек у нас было немного, зато было много живого взаимодействия. Мыльные пузыри, пальчиковые краски, карточки для чтения, настольные игры, простые эксперименты - сода с уксусом, выращивание кристаллов. Я старалась доиграть с ним то, чего не было в раннем детстве,и именно это, кажется, разбудило в нём любопытство.
Он стал интересоваться миром не сразу - но когда почувствовал вкус, его было уже не остановить.
Сейчас он - очень крутой подросток. Да, у нас начались все типичные подростковые проблемы 🙂 Но как клинический психолог я даже радуюсь этому:это значит, что развитие идёт своим естественным путём. Он самостоятельный, у него куча «хочу» и идей, он сам собирает рюкзак, сам готовится к экзаменам, ходит на занятия, убирает в комнате.
Моё участие в его делах сводится к тому, чтобы дать еду три раза в день и выдать чистую одежду. Всё остальное он делает сам. Это был долгий путь. Но я не ждала чуда - создавала его сама
21.10.2025
Ответить
Алла
Ludmila Atesh, спасибо за Вашу искренность. Желаю, чтобы сын стал успешным в жизни и конечно же счастливым.
Сейчас сын часто играет с вешалками (и пытается дотронутся до люстры), любитель сыпать песок, собирать камни. Учу его играть в машинки, правда, я сама не любитель :( Уже тошнит, хотя, когда я на площадке вся малышня идет ко мне играть в песочнице в интересную игру.
27.10.2025
Ответить
Ludmila Atesh
Алла, спасибо за пожелания, надеюсь что и у вашего мальчика все будет складываться наилучшим образом! Есть песчаная мозаика и кинетический песок - можно дома лепить из формочек и учить цвета и фигуры. можно поставить две чаши с крупами - перебирать и спать - рис белый и маленький, а горох большой и круглый - это все мелкая моторика, свойства и сохраняется любимое "сыпать". Игры с вешалками нужно понять, что его привлекает? и попробовать придумать похожую игру, но с целью
31.10.2025
Ответить