Краш-тесты: самый надежный ориентир при выборе детского автокресла
АвтокреслаПри выборе детского автомобильного кресла для правильной и безопасной
перевозки малыша в машине для большинства родителей первостепенное значение
имеют не дизайн, материалы или цвет изделия, а та оценка, которая, подобно
школьным баллам за успеваемость, присваивается каждой модели по результатам
краш-тестов.

Краш-тесты – это специальные испытания автокресел на
безопасность, которые осуществляются специалистами и экспертами в особых
лабораториях, позволяющих воссоздать условия распространенных
дорожно-транспортных происшествий с тем, чтобы выявить сильные и слабые стороны
автокресла и его «поведение» при столкновении. В процессе испытания автокресел
в них усаживаются манекены, оснащенные множеством датчиков. Каждую модель
«тестируют» сразу несколько подобных кукол: сначала те, чьи параметры
соответствуют минимальным из заявленных в группе пределам, а затем –
максимальным.
По результатам испытаний дается оценка устойчивости конструкции автокресла, регулировке ремней, соответствию размера и надежности подголовника, удобству монтажа и демонтажа и т.д. Итоговый результат испытаний выводился по худшим оценкам в категории «обслуживание и уход» и, конечно же, в категории «безопасность».

Различные испытания, в том числе на прочность и надежность, проводят со своей продукцией все основные производители автокресел. К тому же все автомобильные кресла проходят обязательную сертификацию по стандарту безопасности ECE R44/04, которая также предполагает ряд обязательных замеров и процедур. Тем не менее, наиболее показательными и требовательными являются краш-тесты независимых клубов автомобилистов, самые известные из которых - ADAC, ANWB, TCS, OAMTC, а также испытания ведущих автомобильных журналов (например, Авторевю) и журналов, специализирующихся на проведении испытаний различной техники (Test, Which).

Краш-тесты ADAC
ADAC (Allgemeiner Deutscher Automobil-Club - Всеобщий немецкий автомобильный клуб) – это крупнейшая общественная организация автомобилистов в Германии и в целом в Европе, одним из направлений деятельности которой является проверка заявленного производителями качества автомобилей, а также стендовые испытания на прочность и надежность как самих машин, так и различных средств безопасности, в том числе и детских автомобильных кресел.
Для своего тестирования ADAC ежегодно отбирает около 30 моделей автокресел популярных торговых марок в разных весовых группах. В ходе испытаний их устанавливают в соответствии с инструкцией по эксплуатации в салоне, а кузов автомобиля (сейчас это 5-дверный Opel Astra, который заменил ранее используемый 5-дверный VW Golf IV) закрепляют на подвижной платформе. Далее платформу разгоняют с помощью электрического привода: за несколько секунд она набирает необходимую скорость и, проехав по рельсам два десятка метров, ударяется о неподвижную бетонную плиту.

Каждое автокресло проходит несколько краш-тестов: на фронтальный удар на скорости 64 км/ч и на боковой удар на скорости 50 км/ч с участием манекенов максимально и минимально допустимого веса, в положениях сидя и полулежа. Результаты оцениваются при просмотре видеозаписи ударов, на которых видны движения манекена при столкновении, с учетом данных датчиков, установленных на манекене и оценивающих силу ударов.
Именно из оценки надежности и защиты автокресла на 50% состоит итоговый результат немецкого тестирования. Еще по 20% приходится на оценку комфорта и удобства применения, и оставшиеся 10% -- на легкость обслуживания.
Краш-тесты ANWB
По большому счету, методики тестирования других автомобильных организаций аналогичны тестированию ADAC, но вместе с тем есть и некоторые различия. Так, например, ANWB (Algemene Nederlandse Wielrijders Bond - Автомобильная Ассоциация Голландии) особое внимание в своих краш-тестах уделяет результатам, получаемым при боковых ударах. Недаром по рекомендациям ANWB при выборе автокресла следует учитывать степень надежности его боковой защиты.

Безопасность автокресел ANWB так же определяет по показаниям встроенных в манекены датчиков, а для оценки в испытаниях так же использует один из баллов пятибалльной системы от «очень хорошо» до «неудовлетворительно».
Краш-тесты TCS
TCS (Touring Club Switzerland - Автомобильный клуб Швейцарии) проводит испытания детских кресел по методике, аналогичной тем, что используются в краш-тестах ANWB и ADAC. Однако здесь также есть некоторые отличия: например, на финальный результат не влияет категория «уход», в которой оцениваются усилия, необходимые для снятия обивки, а также возможность ее стирки. Зато в итоговую оценку включается результат испытаний в категории «экология».
Краш-тесты OAMTC
Партнером ADAC и TCS является автомобильный клуб OAMTC (Der Österreichische Automobil-, Motorrad- und Touringclub - Австрийский автомобильный клуб), который существует с 1896 года, а с 2001 проводит независимые краш-тесты детских автокресел. Помимо детских удерживающих устройств, он тестирует автомобили, мотоциклы, шины, мопеды, велосипеды, а также оказывает юридические и технические консультации.

Как и TCS, OAMTC оценивает детские автокресла по критериям «безопасность», «эксплуатация и эргономика» и «экологичность», подвергая их испытаниям в виде лобовых и боковых столкновений при участии популярных марок машин - Ford Fiesta, Opel Astra, Renault Espace.
В 2011 году OAMTC значительно ужесточил требования к краш-тестам, поэтому, если при выборе автокресла вы ориентируетесь на оценки этого клуба, следует учитывать, что все результаты, полученные им до 2011 года, он объявил недействительными.
Краш-тесты Авторевю
В этом российском тесте используется система оценок, разработанная экспертами Авторевю совместно со специалистами АвтоВАЗа. Оценка испытаний осуществляется по десятибалльной шкале с учетом шести составляющих. Самый весомый фактор удерживающего устройства, а именно, удобство пользования составляет 25% от общей финальной оценки. Остальные 75% делятся между пятью составляющими защиты пассажира: головы и позвоночника, груди, ног и брюшной полости (по 15% на один параметр).

Как видно из этого обзора, в какой бы стране и какой бы
организацией ни проводились краш-тесты, все они направлены на выявление слабых
мест популярных моделей и новинок среди детских автомобильных кресел.
Результаты таких испытаний одинаково важны и для производителей, и для
потребителей: производителям они помогают исправлять недостатки при выпуске
следующих моделей, а для родителей являются удобным ориентиром при выборе
наиболее безопасного и удобного автокресла для малыша.