Основы правильного питания детей до 1 года, задачи врача по обеспечению правильного питания.
Правильное ВВЕДЕНИЕ прикорма
интересная статья с кучей научной информации.
Адаптация (на средневековой латыни adaptatio — приспособление), в биологии — приспособление живых организмов к меняющимся условиям существования в результате изменения морфологических и физиологических особенностей и поведения. Адаптацией называется также процесс привыкания.
В течение всего раннего детского периода ребенку приходится адаптироваться к меняющимся условиям питания: адаптация к молочному питанию; адаптация к смесям; адаптация к введению прикорма; адаптация к введению элементов общего стола.
Сразу после рождения ребенка подача глюкозы по гемотрофным путям прекращается. Переход с гемотрофного на молочное питание в первые дни жизни представляет собой сложную цепь взаимосвязанных процессов. Лактотрофное питание в раннем периоде жизни — это основа для всех обменных процессов. Более того, лактотрофное питание, являющееся аналогом и продолжением гемотрофного питания, — это источник веществ и стимулов, служащих непосредственно для развития и роста всех функциональных систем организма ребенка. Именно поэтому замена грудного вскармливания искусственным или смешанным может расцениваться как грубое вмешательство в обменные процессы организма новорожденного, по сути — метаболическая катастрофа.
Следующая фаза развития автономного питания ребенка связана с введением прикормов. Эта фаза представляет собой сложный и достаточно длительный адаптационный процесс. Знакомство ребенка с новой пищей происходит довольно продолжительное время, и в норме только к 1,5 — 2 г происходит полное замещение материнского молока обычными продуктами.
Введение прикорма при недостаточной для этого степени зрелости интенсивно растущих органов представляет собой еще одну метаболическую катастрофу с возможными неблагоприятными последствиями. Таким образом, ребенок может пережить две метаболические катастрофы: первую при переводе на смешанное или искусственное вскармливание, а вторую при раннем введении прикормов. Чрезвычайно важны критерии готовности детей к введению прикормов, и достаточная растянутость по времени этого введения для обеспечения оптимальной метаболической адаптации. Существуют определенные физиолого-биохимические обоснования наиболее оптимального времени введения прикорма.
Поэтому по мнению большинства исследователей, первый прикорм следует вводить в период с 4 до 6 мес жизни. Однако по сложившейся в России практике до введения «основного» прикорма дети начинают получать фруктовые соки. В соответствии со схемой вскармливания, утвержденной МЗ СССР в 1982 г. и официально действующей в настоящее время в России, введение фруктовых соков рекомендовано с 3 — 4-х недельного возраста.
Однако многочисленные данные (в том числе и наши собственные наблюдения) показывают, что у детей, которым до 3 — 4 мес вводились соки, отмечались срывы адаптации в виде кишечной дисфункции (появление «зелени», слизи в фекалиях, нарушения опорожнения и др.), кожных высыпаний, а также развивался дисбактериоз кишечника. Нет никакой необходимости в раннем введении соков, которые, так же как и остальные виды прикорма, следует вводить не ранее 4 мес.
Перед специалистами, работающими в области педиатрии и детского питания, стоят три основные задачи:
- уделять максимальное внимание поддержке грудного вскармливания и обеспечению полноценной лактации у матерей;
- добиваться максимальной эффективности искусственного вскармливания (докорма и прикорма), обеспечивающей адекватный рост и развитие и устойчивость детей к действию неблагоприятных внешних факторов;
- вводить новые продукты таким образом, чтобы не вызвать срыв адаптации, «метаболическую катастрофу», и как следствие развитие атопического дерматита.
Необходимость расширения питания ребенка и дополнения материнского молока (или его заменителей) другими продуктами (прикормом) обусловлена следующими основными факторами:
- необходимостью дополнительного введения в организм растущего ребенка энергии и ряда пищевых веществ, поступление которых только с женским молоком (или его заменителями), начиная с определенного этапа развития младенцев (обычно с 4 — 6 мес), становится недостаточным;
- целесообразностью тренировки и развития пищеварительной системы детей;
необходимостью тренировки и развития жевательного аппарата;
- целесообразностью стимуляции моторной активности кишечника.
Сбалансированное питание ребенка от 6 мес до 1 г должно включать:
3/4 от общего суточного объема — белковая пища (грудное молоко, смеси — заменители грудного молока, каши, кисломолочные продукты);
1/4 от общего суточного объема — клетчатка (овощи, фрукты в виде пюре или в другом виде);
+ 10 мл х возраст (мес) в сутки — сок;
+ 50,0 в сутки — творог;
+ 1/2 желтка 2 — 3 раза в нед;
+ 50,0 в сутки мяса или рыбы.
Обеспечение максимальной безопасности при введении новых продуктов, профилактика развития атопического дерматита.
Адаптация ребенка к введению новых продуктов во многом осуществляется за счет нормального состава и функционирования кишечной нормофлоры. Это положение следует из вышеописанных функций нормофлоры и роли нормального биоценоза. С учетом того, что основной углевод грудного молока — лактоза — расщепляется при активном участии бифидо- и лактобактерий, их присутствие в достаточном количестве необходимо для адаптации как к грудному молоку, так и к лактозосодержащим искусственным смесям. Присутствие лактозы в детском питании — основа всех обменных процессов, поэтому замена молочных смесей на безлактозные нефизиологична.
Правила введения докорма и прикорма.
Основной принцип при введении любого нового продукта – постепенность; начинать надо с очень маленьких доз новой пищи.
Другой важный принцип вскармливания — стабильность базового питания. Это относится к адаптированным смесям — заменителям грудного молока. Если ребенок получает в качестве докорма адаптированную смесь, ее нежелательно менять на другую аналогичную адаптированную смесь, чтобы не перегружать адаптационные возможности ребенка. Докорм вводят постепенно, и если в течение 7 — 10 дней не наступает выраженного ухудшения состояния ребенка, смесь менять не нужно. В некоторых случаях, когда ребенок не может нормально усваивать адаптированные смеси, временно может быть введено лечебное питание (Фризовом — при запорах и срыгиваниях; Ал-110 — при лактазной недостаточности; гипоаллергенные смеси (Хумана — ГА) — при выраженном дерматите и т.д.), которое также нужно вводить максимально постепенно. Мы считаем соевое питание и гидролизаты нефизиологическим детским питанием, приводящим к метаболической дисфункции, поэтому не рекомендуем такое питание в качестве докорма, а по возможности, советуем заменить его на лечебные или адаптированные смеси. Обычно нарушения адаптации связаны с дисбактериозом кишечника, и после его коррекции можно и нужно постепенно от лечебного питания перейти к адаптированной молочной смеси.
Есть основания полагать, что биологическая эволюция человека в последние десятилетия отстает от эволюции окружающей среды. Поэтому большинство детей рождается с нарушениями адаптации или существенными предпосылками к таким нарушениям (дисбактериоз, который появляется в раннем возрасте у большинства детей). Поэтому вводить новые продукты детям первого года нужно гораздо осторожнее, чем это делалось в предыдущих поколениях. Более осторожное введение докорма или прикорма нисколько не повредит ребенку, никакого недостатка в питательных веществах и витаминах не возникнет. При этом осторожное введение нового продукта сведет к минимуму риск развития атопического дерматита и других срывов адаптации у ребенка.
Даже если ребенку существенно не хватает грудного молока, постепенность введения докорма оправдана и риск недоедания потенциально менее опасен, чем риск срыва адаптации. Наш опыт показывает, что дети, которым докорм или прикорм вводился сразу с большого количества, в большинстве случаев имели более выраженные нарушения биоценоза кишечника, сопровождающиеся функциональной декомпенсацией, в т.ч. проявлениями атопического дерматита, чем дети, которым новое питание вводилось постепенно.
ЧЕМ МЕНЬШЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНАЯ ДОЗА НОВОГО ПРОДУКТА, ЧЕМ МЕДЛЕННЕЕ ОНА УВЕЛИЧИВАЕТСЯ, ТЕМ МЕНЬШЕ ВЕРОЯТНОСТЬ ВОЗНИКНОВЕНИЯ АТОПИЧЕСКОГО ДЕРМАТИТА.
Это правило можно проиллюстрировать физкультурным примером. Для того, чтобы не «сорвать» мышцы, а эффективно «накачивать», нужно постепенно увеличивать нагрузку. Это относится и к работе поджелудочной железы, иммунной системы и других механизмов адаптации. При этом нельзя забывать, что у ребенка первых месяцев жизни эти механизмы недоразвиты и нагрузка должна быть адекватной. Чем меньше возраст ребенка, тем более осторожно вводят любой новый продукт.
НОВЫЙ ПРОДУКТ ЖЕЛАТЕЛЬНО ВВОДИТЬ В КОНЦЕ КОРМЛЕНИЯ, ПО-ВОЗМОЖНОСТИ СМЕШИВАЯ С ПРИВЫЧНЫМ ПИТАНИЕМ.
Новые продукты вводят в те кормления, в которые в дальнейшем планируется их использовать. Докорм (адаптированная смесь — заменитель грудного молока) можно вводить несколько раз в сутки, а любой вид прикорма вводят только однократно в сутки. В данном случае также может быть применена физкультурная аналогия: во время физической тренировки сначала мышцы «разогревают», и лишь потом дают нагрузку. Ферментативным системам, кишечнику тоже нужно «разогреться», начать активно работать, переваривая знакомую пищу. Введение нового продукта в конце кормления не застанет врасплох организм ребенка, кроме того, легче будет происходить привыкание ребенка к новым вкусовым ощущениям. Когда количество нового продукта достигнет 30,0 — 50,0 (при правильном введении — к 7 — 10 дню), а ребенок адаптируется к этому продукту, можно давать такой продукт в начале кормления.
После того, как ребенок поел привычную пищу, новый продукт нужно капнуть в рот из пипетки или дать на кончике чайной ложки или смешать с «последней ложкой» привычной пищи. День за днем порция продукта увеличивается.
ВВОДИТЬ НЕ БОЛЕЕ ОДНОГО НОВОГО ПРОДУКТА ЗА 7 — 10 ДНЕЙ.
Для адаптации к новому продукту необходимо время: не менее одной недели. Адаптация идет лучше, если это адаптация к одному воздействию. Если на пике адаптации к одному воздействию происходит новое воздействие, требующее адаптации, то это может привести к срыву. Это относится не только к питанию: нежелательно вводить новые продукты за 3 дня до или 3 дня после прививок, в первую неделю прорезывания зубов, во время ОРЗ и других острых заболеваний, а также в первые 10 — 14 дней проведения корригирующих мероприятий по поводу дисбактериоза кишечника. Помимо облегчения адаптации, соблюдение этого условия дает информацию об индивидуальной переносимости вводимого нового продукта.
ОЦЕНИВАТЬ ТЕЧЕНИЕ АДАПТАЦИИ И ИНДИВИДУАЛЬНУЮ ПЕРЕНОСИМОСТЬ НОВОГО ПРОДУКТА ПО ИЗМЕНЕНИЯМ СТУЛА, КОЖИ, ПОВЕДЕНИЯ И САМОЧУВСТВИЯ РЕБЕНКА.
Сначала нужно оценить исходное состояние по этим критериям до введения нового продукта. Начиная вводить новый продукт с микродоз, оценивать изменения. Если отмечаются ухудшения от исходного состояния (появление или усиление кожных высыпаний; изменения стула: нарушения опорожнения, разжижение, появление слизи или «зелени»; беспокойства или срыгивания), и если эти нарушения носят умеренный характер, не нужно отменять вводимый продукт сразу: можно некоторое время (2 — 4 дня) продолжать давать этот продукт, не увеличивая порцию. Таким образом пищеварительные системы могут адаптироваться, что будет проявляться возвращением к исходному состоянию, в этом случае постепенное введение нового продукта можно продолжить. Если проявления срыва адаптации выраженные, или после ухудшения не наступает возврата к исходному состоянию, новый продукт отменяют. После отмены продукта, вызвавшего срыв адаптации, некоторое время (до 1 нед) желательно не вводить других новых продуктов, а затем продолжить введение прикорма. К продукту, который не подошел ребенку, можно вернуться через 3 — 4 нед, вводя его снова так же постепенно.
Очень важно соблюдать данные правила при первых попытках ввести новые продукты. В дальнейшем, адаптационные возможности ребенка усиливаются, и новые продукты можно будет вводить более быстрым темпом, но, по-прежнему, с осторожностью.
Эти правила могут показаться излишне жесткими, однако, на наш взгляд, осторожность и даже перестраховка при введении новых продуктов ребенку до 1 г не помешает. Не будет большого вреда, если введение прикорма затянется, все равно ребенок получит все необходимые ему для развития компоненты пищи. А риск срыва адаптации с последующим развитием дисбактериоза кишечника и атопического дерматита при неаккуратном введении новых продуктов у детей первого года жизни возрастает многократно.
При введении прикорма желательно отдавать предпочтение готовым продуктам детского питания, адаптированным или частично адаптированным. Привыкание к таким продуктам происходит более гладко, чем к продуктам собственного приготовления. В свою очередь, когда произошла адаптация к «баночному» питанию, ребенку будет легче приспособиться к неадаптированным продуктам. Детское питание не содержит консервантов и других вредных добавок, обогащено витаминами, сбалансировано по составу, но быть в этом уверенным можно только приобретая его в специализированных магазинах или отделах детского питания.
В некоторых случаях рекомендации по срокам введения, указанные на упаковке детского питания (особенно это относится к сокам и пюре) не соответствуют физиологическим возможностям (см. табл. 1). Независимо от рекомендаций фирмы — производителя детского питания нужно помнить, что введение любого прикорма нежелательно до 4 — 5 мес, а таких продуктов как творог, мясо, рыба — до 6 — 7 мес.
Следует учитывать, что кроме индивидуальной непереносимости каких-то продуктов питание может не нравиться ребенку на вкус. Ребенок в этом случае будет плеваться новой пищей или отказываться от нее. Мы считаем, что заставлять ребенка есть насильно — неправильно. Можно воспользоваться какими-либо способами, чтобы ребенку питание понравилось (например, добавить фруктозу) или отказаться от этого продукта (возможно временно, а затем ребенок будет относиться к этому продукту иначе).
Если отмечается непереносимость какого-то конкретного продукта, можно найти ему замену среди аналогичных. Но если нарушения адаптации сопровождают введение практически любого продукта прикорма или не усваивается целая группа продуктов (например, молочные продукты, в том числе лактозосодержащие смеси), то, скорее всего, дело — не в питании, а во внутренних проблемах, приводящих к дизадаптационному синдрому. Чаще всего, по нашим наблюдениям, такой проблемой является дисбактериоз. Коррекция микроэкологических нарушений приводит к восстановлению нормальной адаптации ребенка к питанию.
Более подробно почитать статью можно тут http://www.unomed.kiev.ua/index.php?page=article&version=1&rubricID=22&itemID=1036