Коммерция vs художественность
Размышления о фотографииНа самом деле мое личное мнение известно многим, этот пост не для его выражения, а для "поговорить".
За последнее время много на ББ поднималось вопросов о критике, стоимости фотографа, ремесле и художественности, о том - что нужно клиенту и к чему стремятся и к чему в идеале должны стремиться фотографы - заработать или самовыразиться.
Прозвучала даже фраза что-то типа: "Наплевать мне на вашу художественность, мне ребенок нужен во всей красе на стенку" - это как раз о коммерческой фотографии.
Мне очень много чего запомнилось из мастер-класса с Джо Бьюссинком - одним из лучших свадебников планеты, автором фразы "Нет идеальной фотографии, есть идеальный момент".
Время от времени те или иные моменты всплывают в памяти.
Он много говорил о ценности фотографии и о том, что мы - фотографы - не имеем права не думать о том, что наши фотографии в семье не на пару лет. Они там надолго - на десятилетия.Это только кажется громко, а на самом деле в каждой семье есть фотографии, которым по 50 лет уже. А то и по 100.
У меня в альбоме полно "примет времени" - фото с телефоном, фото из садика... Я их называю антуражные. "Фото на телевизор для моей бабушки"
Но есть и фотографии моего отца - которые вне времени. Там чувства. Мои чувства из прошлого. В альбоме должно быть и то, и другое. Но что важнее - решает каждый для себя, в зависимости от целей и мотивации.
Из разговора с тем же Бьюссинком. Примерно-дословно. "В Штатах есть отношение к фотографии как к вложению средств. Ты выбираешь мастера, снимаешься у него, хранишь эти фото, через 50 лет это уже архивные фотографии, которые несут по крайней мере историческую ценность. Ну а если тебе повезло с мастером - то и художественную - а значит, будут стоить намного дороже". И это слова КОММЕРЧЕСКОГО фотографа.
Так возможно ли соединение коммерческого и художественного? Или страшно далеки они друг от друга и коммерции хватит чистого ремесла?
Всегда ли коммерческий фотограф - ремесленник, который обязан отработать свой шутлист, получить свои деньги и изчезнуть?
Возможно ли в коммерческих съемках оставаться творческим человеком и не бояться экспериментировать - ведь клиент может не понять..
Что важнее клиенту - пригласить мастера или ремесленника? М?
И еще вопрос... Не нужно отвечать на него вслух, коллеги. Достаточно ответить честно самому себе - "Я коммерческий фотограф? А что это значит?"
П.С. Я не даю никакой оценочной окраски своим словам. Ремесленник - это хорошо. Фото на телевизор - должно быть. Зарабатывать - это прекрасно. Я (тьфутфьутфьу) владею ремеслом, умею делать фото на холодильник и зарабатываю, полностью обеспечивая свою семью только фотографией и не имея никаких других источников дохода.

Навскидку, что первое попалось