Прокрустово ложе системы образования. Чем вы готовы пожертвовать?
обо всёмМоя дочь отстает по математике. Сильно. Скоро ей 5 лет, а она до сих пор не усвоит счет даже до 2 и путает все цифры. О чем мне педагог клуба, куда мы ходим на дополнительные занятия, и сообщила, добавив, что школам сейчас не нужны такие дети, бредящие лошадями, животными и, как мне сказали "вся такая в творчестве". Школе нужны логики. Любой ценой. Долбежкой, зубрежкой, заигрыванием. "Твердите, как мантру, каждый день, постоянно, иначе вы не сможете учиться"! Пометавшись несколько дней, подняв литературу, я задалась вопросом
а оно на самом деле нужно?!
Помню, когда в университете мы дошли до самого интересного на мой взгляд раздела педагогики - Психологии Одаренности, гвоздем была фраза, что главными убийцами потенциала своего ребенка выступают родители.
Изо всех сил пытаясь его (ребенка) образовать и желательно, вложив немало денег и усилий, проапгрейдить его до гения, хочет он того или нет, начиная с освоения горшка "вовремя" и желательно раньше, чем у остальных. В то время, как потенциал и так есть в каждом ребенке, и никакими силами пока не удалось создать искусственное "оталанчивание" детей.
Только сейчас, признаюсь, я начала понимать, в чем настоящий смысл домашнего обучения. Раньше я все-таки представляла себе, что нужно также проходить всю программу, только в домашних условиях. Я даже специально купила книги по планированию в ДС, чтобы понять, какие стандарты должны освоить мои дети.
Но сколько раз я наблюдала за своими детьми и удивлялась. Им далеко не всегда нужны "задания", которые я придумываю. Они столько всего выдают сами! Сколько у них энергии, когда они заняты тем, что им нравится. Иногда стоит последовать за ними, дать им немного свободы и они поразят тем, насколько вперед они могут уйти!
Никто не знает, что такое талант. Есть понятие одаренности, способностей и склонностей. И один из ярких признаков - увлеченность! Роден рисовал тайком на бумаге, в которую заворачивали мясо. Дюрер уже будучи подростком дорвался до карандаша и сразу выдал шедевр. Кто-то готов тоннами читать о машинах, другой - без перерыва конструировать, и ребенок ненасытен! Он неутомим.
Я начала читать рано для советской школы. Кстати, знаете, есть исследования о том, что ребенок сам способен обучиться чтению без особого вмешательства. Причем, ни на качество чтения потом, ни на кругозор, ни на любовь к чтению возраст освоения (в исследовании - от 4 до 14) не повлиял.
Да, педагогике известно, что дети часто сравниваются в определенном возрасте - те, кто развивался скачками, или рано и быстро, или поздно и медленно. Некоторые дети, обгонявшие всех, вдруг становятся на одну ступень с теми, кто вальяжно играл с мишками все детство.
Мама занималась со мной, учила буквы, пыталась объяснить слоги - но без особого прогресса, и махнула на это рукой. Но однажды я просто взяла со стола книгу и начала ее читать. Я эту книгу помню до сих пор. К школе я читала уже бегло и про себя. С тех пор я не могу остановиться. Хорошо у меня это получается, или не очень - но я всегда буду любить читать. Я люблю слова. Это - моя стихия. В школе я учила стихи любой сложности и длины за два, максимум - три прочтения. Но я до сих пор не запоминаю даты (даже дней рождений) и телефоны. Почему?
А сколько примеров, Блока, Ньютона, Эйнштейна и сотен других "отсталых" учеников!? Эйнштейна бы наш невропатолог из поликлиники вообще бы отправила в коррекционную школу с длиннющим списком лекарств "для мозга" :))).
Философия домашнего обучения - это следование (довольно рискованное с точки зрения соответствия обществу) индивидуальным наклонностям ребенка. Поощрение природной любознательности, следование личному темпу, поиску своего пути. Не вседозволенности, не бессистемности, не лени, а именно личному потенциалу.
И еще. Это, мне кажется, вопрос принятия своего ребенка. Такого, как есть. Со сверхспособностями или нет. Такого как все или, наоборот, "не как у людей".
Готова ли я жертвовать своим временем и силами? Или мне проще переложить вопрос образования на других? Уверена ли я, что они дадут больше моему ребенку или мне просто так удобнее? Пожертвовать интересом ради стандарта, или стандартом ради интереса?
Или набрать воздуха, выдохнуть, обнять дочь и сказать: Я всегда буду любить тебя. Такую, с лошадями и десятками изрисованных альбомов, независимо от того, чего ты добьешься или не добьешься в жизни, просто за то, что ты есть.
В шахматы мне казалось дети постарше играют. Думаю, мы пока будем осваивать "ходилки" с кубиком и прочие игры.